Урок № 91 | Курс: "Мишкат аль-Масабих", глава "Хайд"
В этом вопросе имеется несколько мнений ученых.
- Если выделения крови прекратились, она считается очищенной. И нет разницы были после этого белые выделения или нет. Это мнение ученых ханафитского, шафитского и ханбалитского мазхабов.
- Если она обычно очищается появлением белых выделений, то не очищается пока не увидит их. Или если выделения совсем прекратятся (джуфуф). (Это мнение имама Малика).
- У очищения два признака 1) الْجُفُوفُ полная сухость (вообще прекращение выделений); 2) الْقُصَّةُ الْبَيْضَاءُ - белые выделения. Это мнение ибн Хабиба из числа ученых маликитского мазхаба.
Это некоторые из имеющихся мнений.
Приводится хадис, что женщины присылали Аише, да будет доволен ею Аллах, матери правоверных, коробочки с ватой на которой были желтые выделения месячных. И они спрашивали её таким образом о намазе (когда начинать его совершать). И она, да будет доволен ею Аллах, говорила им: «Не спешите пока не увидите белые выделения. (По эти она имела ввиду очищение от месячных)» (Малик, Бухари без иснада)
Ибн Хаджар сказал: الْقُصَّةُ - это белые выделения из матки во время завершения месячных.
Сказал Малик: я спросил женщин об этом и оказалось, что это вещь известная среди них, которая бывает во время очищения от месячных.
В определенииالْقُصَّةُесть два мнения ученых:
- это белые выделения в конце месячных, которые являются признаком очищения. Это мнение Малика и других ученых.
- это когда вата остается белой и на ней не бывает выделений какого-либо цвета. Это является признаком её очищения.
Хаттаби привел слова ибн Вахба: когда увидит вату белой, такой какая она есть.
Сказал ибн Раджаб: имеется разногласие во мнении Ахмада о белой жидкости. Большинство сказали, что это белая вещь, которая приходит в конце месячных и это не выделения желтого или коричневого цвета. Ахмад привел, что это мнение Шафии.
А Ханбаль передал мнение Ахмада, что это чистота и прекращение крови. Также это объяснил Суфьян Саури.
Белые выделения известны для большинства женщин. Так как, большинство женщин видят эти выделения в конце хайда. Некоторые не видят, но знают, что месячные завершились и это если выделения прекращаются полностью.
Оба признака являются признаками завершения месячных. И у разных женщин могут быть разные признаки.
النِّفَاسُ – нифас.
Разделились мнения ученых в определении нифаса.
- Ханафитский мазхаб. Это кровь, выходящая после рождения ребенка. Ибн Хумам добавил: из полового органа.
Если же она родит через живот (кесарево сечение), то это считается кровью из раны и не считается нифасом.
По этому мазхабу, кровь выделяемая до родов не считается нифасом.
- Маликитский мазхаб. Это кровь выходящая по причине родов, во время родов ил после них. То что до родов считается хайдом.
- Шафиитский мазхаб.
Сказано в «Мугни мухтадж»: это кровь выходящая после того как ребенок выйдет из матки.
То что выходит во время схваток, и во время родов не являются не месячными и не являются нифасом.
- Ханбалитский мазхаб. Кровь выходящая из матки вместе с родами и за два три дня до них и после родов в течении сорока дней.
Современная медицина нифасом называет время после рождения ребенка во время которого происходят изменения в детородных органах, так что они возвращаются в свое нормальное состояние. И что кровь нифаса, это кровь, которая выделяется из матки после рождения ребенка.
Разошлись мнения ученых в этом вопросе.
- Минимальная продолжительность не определена. Это мнение ученых ханафитского, маликитского, шафиитского мазхабов. А также более известное мнение в мазхабе ханбали. Его выбрал ибн Хазм и это мнение является наиболее сильным.
- Минимальная продолжительность – сутки. Одно из мнений Ахмада.
- Три дня. Это мнение Суфьяна Саури и одно из мнений Ахмада.
- Четыре дня. Это мнение Музани.
Доводы:
- мнение 1 – Кровь нифаса, как кровь месячных. Если есть кровь значит это нифас, если крови нет значит нифас завершился. 2- Нет ни одного достоверного довода ограничивающего продолжительность минимальных месячных. 3- Утверждение, что в этом вопросе имеется единогласное мнение ученых, как сказал Тирмизи в своём сборнике хадисов.
- мнение На него нет доводов, кроме как сравнение с минимальными месячными.
- мнение Также сравнение с минимальными месячными по мазхабу ханафи.
- мнение Нет доволов.
Разошлись мнения ученых в этом вопросе.
- Сорок дней. Это мнение ученых ханафитского мазхаба и более известное мнение в ханбалитском мазхабе.
- Шестьдесят дней. Это более известное мнение в маликитском и шафиитском мазхабах. И это одно из мнений Ахмада.
- Семьдесят дней. Приводится со слов Лейса.
- Пятьдесят дней. Это мнение Хасана Басри.
- Спрашиваем женщин и считаем самое длинное у них. Было сказано, что Малик отказался от этого мнения.
- Если родился мальчик – тридцать пять дней, если девочка – сорок дней. Мнений Аузаи.
Доводы.
- мнение (40 дней).1 - Приводится хадис со слов Умм Саляма, которая сказала, что женщины при жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после родов сидели сорок дней [Ахмад, Абу Дауд 312, Тирмизи 139] 2 - Слова ибн Аббаса: женщина после родов ждет около сорока дней (Дарими, Байхакы).
- мнение (60 дней).
Слова Аузаи, что есть женщина у которой нифас длится два месяца. Это также приводится со слов Ата, Шааби, Хаджаджа ибн Арта.
Мнение, что у нифаса нет ограничения в максимальном сроке.
Их доводы, что нет ни одного достоверного довода на ограничение максимального нифаса.
Мнение современной медицины совпадает с мнением, что максимально, нифас может длиться сорок дней (не более семи недель). Также мнение медицины совпадает с мнением тех кто сказал 60 дней. Это если смотреть на восстановление матки, которое длиться восемь недель или 60 дней.