5, Расм Мусхафа

Урок № 5. | Курс: "Тафсир: Науки Корана"

Расм мусхаф (Расм Усмани) – это способ написания букв и слов в мусхафе также, как это написали те 4 человека, которым Усман,да будет доволен им Аллах,приказал написать копии Корана.

Мнения:

  1. Это не от Посланника Аллаха, а просто то, что Усман посчитал хорошим и умма приняла. И необходимо следовать этому и нельзя противоречить. Это мнение выбрал Маннаг Каттан.
  2. Это не от Пророка а просто как термин и можно писать по другому (мнение ибн Халдуна).
  3. Это от Посланника Аллаха и поэтому нельзя писать по другому и это мнение большинства. Но нет ничего в словах Посланника Аллаха указывающее на это.

Их довод, что Посланник Аллаха диктовал аяты и суры писцам и они написали его таким образом.

Посланник Аллаха утвердил это.
Есть мнение, что так писали сподвижники и что они не придумали новый вид написания, а Посланник Аллаха не умел ни читать ни писать.

Большинство ученых считают, что нельзя записывать Коран согласно современным правилам правописания, что бы сохранить Коран в том виде которых написали сподвижники. Имеется фатва ученых Азхара 1355 года о запрете печатать Коран используя современные правила правописания.
Сказал Ахмад: харам противоречить расму Усмани в йа или уау или алифе и в другом.
Спросили имама Малика об этом и он сказал, что только так как было записано в первый раз.
В мазхабе шафии: способ написание мусхафа это сунна, которой необходимо следовать.
В мазхабе ханафи: не следует писать никак, кроме расма Усмани.
В газетах, книгах и в других местах где приводятся аяты можно писать по другому. Мусхаф же необходимо писать по расму Усмани. Так как это единогласное мнение сподвижников.
Исключением являются точки и огласовки.
Это было разрешено, так как мусульманами стали многие народы, которые не знают арабского языка.
В мусхафах Усмана не было точек и огласовок, так как арабы не нуждались в них.
Первый кто поставил точки и огласовки:
1- Абу Асвад Дуали по приказу Али ибн Абу Талиба (или Абдульмалика ибн Марвана, как упомянул Суюти).
2- Хасан Басри, Яхья ибн Ягмур, Наср ибн Асым Лейси по приказу Хаджаджа.
Процесс шел постепенно. Вначале были только точки. Фатху означала точка в начале буквы, дамму точка в конце буквы, касру точка под началом буквы, сукун две точки. По прошествии времени фатха, касра и дамма приобрели современный вид.
- Затем появились названия сур и нумерация аятов, а также знаки остановок. Вначале ученые порицали это, затем приняли.
- Начало аята в начале отмечали тремя точками, затем начали ставить кружок, затем в кружок вписали номер аята.

Отличительные черты расма Усмани:
- Указание на разные виды чтения в одном слове.
- Указание на разные смыслы.
- Указание на скрытый смысл.
- Указание на огласовку. И другие.

 

Порядок аятов в Коране.

Порядок аятов в Коране от Аллаха, продиктованный Посланником Аллаха (таукыф). Некоторые ученые привели иджмаг (единогласное мнение ученых) в данном вопросе. Это привели Заркаши в «Бурхан» и Суюти, который сказал: «Единогласное мнение ученых и тексты указывают на то, что порядок аятов таукыфи и в этом нет сомнения».
Когда ниспосылались аяты Посланник Аллаха говорил писцам записывать аяты в такую-то суру в такое-то место.
Усман придерживался порядка аятов установленного посланником Аллаха.
Сказал ибн Зубейр: я сказал Усману аят суры «Бакара», 234 его отменил другой аят, так почему же ты записываешь его и оставляешь (в мусхафе)? Он сказал: о мой брат, я не ничего не изменю с его места. (Бухари).
Также когда Зейд ибн Сабит собирал Коран он вначале не нашел записанными два последних аята «Покаяние» и аят из суры «Сонмы».
Также приводятся хадисы о достоинствах некоторых аятов в некоторых сурах.
Приводится со слов Абу Дарда, что Посланник Аллаха сказал: «Кто выучит наизусть десять аятов в начале суры «Пещера» будет защищен он Даджала» (Муслим).
Посланник Аллаха читал многие суры в намазах, в пятничной хутбе, как суры «Бакара», «Семейство Имрана», «Женщины». Также достоверно что он прочитал суру «Преграды» в вечернем намазе (маграб). Также читал в утреннем намазе в пятницу суры «Саджда» и «Инсан», он читал суру «Каф» во время хутбы, в пятничном намазе он читал суры «Пятница» и «Лицемеры» или «Агля» и «Гашия».

Порядок сур в Коране.

Имеется несколько мнений:
1- Таукыфий – то есть продиктованный Посланником Аллаха. Это ему сообщил Джибриль. Суры при жизни Посланника Аллаха были в том же порядке как и в наших мусхафах. И этот же порядок был в мусхафе Усмана и никто из сподвижников не противился этому.
Это мнение подтверждает то, что Посланник Аллаха читал некоторые суры в намазах по порядку. Передал ибн Абу Шейба, что Посланник Аллаха читал муфассаль в одном ракаате.
Передается в хадисе Василя ибн Асгад, что Посланник Аллаха сказал: «Мне вместо Таурат были даны семь длинных сур, вместо Забура были даны суры по сто аятов. Вместо Инджиля были даны часто повторяемые суры. И я был выделен расчлененными сурами» (Ахмад).
Привел Бухари, что ибн Масуд сказал: «Сыны Исраиля»,«Пещера», «Марьям», «Таха», «Пророки», они из первых сур. Он упомянул их по порядку, который мы видим в наших мусхафах.
2- Порядок сур в мусхафе это иджтихад сподвижников. Так как в их мусхафах был разный порядок сур.
Мусхаф Али был составлен согласно порядку ниспослания сур. Вначале «Сгусток», затем «Муддасир», затем «Нун», затем «Муззаммиль» и т.д.
Мусхаф ибн Масуда начинался с суры «Корова», затем «Женщины», затем «Семейство Имрана».
Мусхаф Убайя начинался с суры «Фатиха», затем шла сура «Корова», затем «Женщины», затем «Семейство Имрана».
Все сподвижники сожгли свои мусхафы. Ибн Масуд вначале не хотел сжигать, но затем согласился.
3 - Часть сур их порядок таукыфи, а часть это иджтихад сподвижников.
Приводится порядок некоторых сур еще во времена Посланника Аллаха. Это порядок семи длинных сур, сур которые начинаются с Хамим, и так называемых расчлененных сур (муфассаль).
Посланник Аллаха сказал: «Читайте две суры захраватейни: «Корова» и «Семейство Имрана» (Муслим).
Также приводится, что перед сном Посланник Аллаха читал суры «Ихлас» и две последние суры. (Бухари).
Спросили сподвижников о том как они делили Коран? Они сказали: мы его делили на три суры, на пять сур, на семь сур, на девять сур, на одиннадцать сур, на тринадцать сур, и расчлененные суры от «Каф» до конца Корана (Ахмад, Абу Дауд).
Сказал ибн Хаджар: это указывает на то, что порядок сур в наших мусхафах тот же, что был во время Посланника Аллаха.
Если рассмотреть эти мнения, то второе мнение не имеет сильных доводов.
Порядок сур в мусхафах сподвижников был их иджтихадом до того, как Коран был собран полностью. И когда Коран был собран во время Усмана сподвижники оставили свои мусхафы.
Третье мнение: доказательства есть только на то, что порядок некоторых сур установлен Посланником Аллаха, а что касается части сур порядок которых по иджтихаду, то на это нет доводов.
Поэтому первое мнение, что порядок таукыфи более сильное.
Известно что Коран состоит из 114 сур.

Суры и аяты Корана

Суры состоят из аятов
Суры Корана поделены на 4 группы:
1 - الطوال – длинные. Это семь сур: «Бакара», «Семейство Имрана», «Женщины», «Трапеза», «Скот», «Преграды», седьмая сура было сказано «Добыча» и «Покаяние» вместе, было сказано, что «Юнус».
2 - المئون – суры примерно по сто аятов (с 10 по 35).
3 - المثاني- часто повторяемые (36-49).
4 - المفصل- расчлененные (50- 114). Было сказано с суры «Каф», или с суры «Комнаты».
И они также делятся на три группы: длинные, от «Каф» или «Комнаты» до «Весть» или «Башни». Средние от «Весть» или «Башни» до «Утро» или «Ясное знамение». Короткие от «Утро» или «Ясное знамение» до конца Корана
Самая длинная сура «Бакара» 286 аятов, почти два с половиной джуза.
Самый длинный аят, «аят долга» сура «Бакара» 282.
Самая короткая сура 108.«Изобилие» («Каусар»).
Количество аятов в Коране. В мусхафе Абу Бакра не было разделения на аяты. Их минимальное количество 6200. И эти цифры нее имеют принципиального значения.
Слово сура означает – высокое место. От сур – забор.
Слово аят – знамение.

6, Мекканские и мединские суры
4, Собрание Корана
 

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/