Салят ат-Тасабих (араб. صَلَاةُ التَّسَابِيحِ) состоит из двух слов صَلاةٌ (молитва, намаз) и تَسَابِيحُ (восхваления) и означает – молитва восхвалений.

В терминологии шариата салят ат-Тасабих – это добровольная молитва[1], она состоит из четырех рака'атов, в которых читается Коран и дополнительные восхваления в количестве семидесяти пяти раз (в каждом рака'ате). Она исполняется в любое время дня и ночи, кроме запрещенных или нежелательных времен.

صَلَاةُ التَّسَابِيحِ في الْاِصْطِلَاحِ: "هِيَ صَلاةٌ نَافِلَةٌ تَتَكَوَّنُ مِنْ أَرْبَعِ رَكَعَاتٍ مَعَ ذِكْرِ خَمْسِ وَ سَبْعِينَ تَسْبِيحَةً فِي أَثْنَائِهَا، تُؤَدَّى في أَيِّ وَقْتٍ لَيْلاً أَوْ نَهَاراً سِوَى أَوْقَاتِ النَّهْيِ أَوِ الْكَرَاهَةِ".

 

Порядок совершения молитвы восхвалений (ат-Тасабих):

Состоит из четырех рака'атов. В каждом рака'ате после чтения суры Аль-Фатиха произносится восхваление 15 раз (слова: «Субханаллахи вальхамдулилляхи ва ля иляха илля Ллаху валлаху Акбар». Затем совершается поясной поклон и в нем произносятся восхваления - 10 раз. Затем после поднятия с поясного поклона произносятся восхваления - 10 раз, стоя. Затем совершается земной поклон и произносятся восхваления - 10 раз в обоих земных поклонах и 10 раз между поклонами. Затем после поднятия с земного поклона произносятся восхваления – 10 раз. И таким же образом совершаются остальные рака'аты.

 

Передается со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветсвует, обращаясь к своему уважаемому дяде по отцу Аббасу, да будет доволен им Аллах, дал ему следующие наставления: «О дядя, я окажу тебе уважение и дам десять советов, за исполнение которых Аллах простит твои грехи — прежние и последующие, новые и старые, совершённые по ошибке или намеренно, малые и большие, тайные и явные. Соверши молитву в четыре рака'ата, читая в каждом из них суру «аль-Фатиха» и еще одну суру. После этого перед совершением поясного поклона произнеси пятнадцать раз слова: «Свят Аллах!» Хвала Аллаху! Нет бога, кроме Аллаха! Аллах превелик! «Субханаллахи вальхамдулилляхи ва ля иляха илля Ллаху валлаху Акбар»). Во время поясного поклона произнеси это десять раз. Выпрямившись из поясного поклона, произнеси это десять раз. Во время земного поклона произнеси это десять раз. Поднимаясь между земными поклонами, произнеси это десять раз. Во время следующего земного поклона произнеси это десять раз. Присаживаясь после земных поклонов перед вставанием, произнеси это десять раз. Таким образом, в каждом рака'ате произносится семьдесят пять поминаний («тасбих»). Если сможешь, то совершай эту молитву каждый день, если не сможешь каждый день, то совершай ее раз в неделю, если не сможешь раз в неделю – совершай раз в месяц, если не сможешь, то совершай один раз в год, а если не сможешь и это, то выполни ее хотя бы один раз за всю жизнь!»[2]. Приводят Абу Дауд и ибн Маджа, аль-Албани назвал его достоверным.

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- لِلْعَبَّاسِ بْنِ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ « يَا عَبَّاسُ يَا عَمَّاهُ أَلاَ أُعْطِيكَ أَلاَ أَمْنَحُكَ أَلاَ أَحْبُوكَ أَلاَ أَفْعَلُ لَكَ عَشْرَ خِصَالٍ إِذَا أَنْتَ فَعَلْتَ ذَلِكَ غَفَرَ اللَّهُ لَكَ ذَنْبَكَ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ وَقَدِيمَهُ وَحَدِيثَهُ وَخَطَأَهُ وَعَمْدَهُ وَصَغِيرَهُ وَكَبِيرَهُ وَسِرَّهُ وَعَلاَنِيَتَهُ عَشْرُ خِصَالٍ أَنْ تُصَلِّىَ أَرْبَعَ رَكَعَاتٍ تَقْرَأُ فِى كُلِّ رَكْعَةٍ بِفَاتِحَةِ الْكِتَابِ وَسُورَةٍ فَإِذَا فَرَغْتَ مِنَ الْقِرَاءَةِ فِى أَوَّلِ رَكْعَةٍ قُلْتَ وَأَنْتَ قَائِمٌ سُبْحَانَ اللَّهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَاللَّهُ أَكْبَرُ خَمْسَ عَشْرَةَ مَرَّةً ثُمَّ تَرْكَعُ فَتَقُولُ وَأَنْتَ رَاكِعٌ عَشْرًا ثُمَّ تَرْفَعُ رَأْسَكَ مِنَ الرُّكُوعِ فَتَقُولُهَا عَشْرًا ثُمَّ تَهْوِى سَاجِدًا فَتَقُولُهَا وَأَنْتَ سَاجِدٌ عَشْرًا ثُمَّ تَرْفَعُ رَأْسَكَ مِنَ السُّجُودِ فَتَقُولُهَا عَشْرًا ثُمَّ تَسْجُدُ فَتَقُولُهَا عَشْرًا ثُمَّ تَرْفَعُ رَأْسَكَ مِنَ السُّجُودِ فَتَقُولُهَا عَشْرًا فَذَلِكَ خَمْسَةٌ وَسَبْعُونَ فِى كُلِّ رَكْعَةٍ تَفْعَلُ فِى أَرْبَعِ رَكَعَاتٍ إِنِ اسْتَطَعْتَ أَنْ تُصَلِّيَهَا فِى كُلِّ يَوْمٍ مَرَّةً فَافْعَلْ فَإِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ فَفِى كُلِّ جُمُعَةٍ مَرَّةً فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَفِى كُلِّ شَهْرٍ مَرَّةً فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَفِى عُمُرِكَ مَرَّةً ». رواه أبو داود وابن ماجه وصححه الألباني.



[1] О законности данной молитва ученые высказывали разные мнения, некоторые считали ее сунной, другие новшеством, исходя от достоверности хадисов на эту тему.

[2] Ибн Джаузи отнёс этот хадис к ложным. Однако известна излишняя строгость Ибн Джаузи в его оценке достоверности тех или иных хадисов.