Салят аль-'Ид (араб. صَلَاةُ الْعِيدِ) состоит из двух слов صَلاةٌ (молитва, намаз) и عِيدٌ (праздник) и означает – праздничная молитва.
В терминологии шариата салят аль-'Ид – это обязательная[1] молитва (для мужчин), она состоит из двух рака'атов, в которых читаются суры из Корана вслух. Ее время начинается с момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья (примерно через пятнадцать минут после восхода солнца) и продолжается до тех пор, пока солнце не окажется в зените.
تَعْرِيفُ صَلَاةِ الْعِيدِ فِي الْاِصْطِلَاحِ: "صَلَاةُ الْعِيدِ رَكَعَتَانِ جَهْرِيَّتَانِ ،وَهِيَ وَاجِبَةٌ وَيَدْخُلُ وَقْتُهَا بَعْدَ ارْتِفَاعِ الشَّمْسِ قَدْرَ رُمْحٍ، وَيَنْتَهِي وَقْتُهَا بِزَوَالِ الشَّمْسِ".
Порядок совершения праздничной молитвы (салят аль-'Ид):
В первом рака'ате следует произнести слова такбира (Аллаху акбар) семь[2] раз, не считая первый такбир (такбират аль-ихрам), читать суру аль-Фатиха и суру Высочайший или Каф, затем во втором ракаате следует произнести слова такбира (Аллаху акбар) пять раз, не считая такбир поднятия и читать суру аль-Фатиха и суру Покрывающая или Месяц, после завершения молитвы имам обращается к людям с проповедью.
وأما هيئتها فيكبر في الركعة الأولى سبعاً من غير تكبيرة الإحرام، ويقرأ في الركعة الأولى بعد الفاتحة بسورة الأعلى أو سورة ق. وفي الركعة الثانية يكبر خمساً غير تكبيرة القيام ويقرأ بسورة الغاشية أو بسورة القمر ، وبعد الصلاة يخطب الإمام خطبة يذكر فيها الناس ويعظهم.
Сообщается, что Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день разговения и в день жертвоприношения Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он вставал перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления». Приводят аль-Бухари и Муслим.
عَنْ أَبِى سَعِيدٍ الْخُدْرِىِّ قَالَ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - يَخْرُجُ يَوْمَ الْفِطْرِ وَالأَضْحَى إِلَى الْمُصَلَّى ، فَأَوَّلُ شَىْءٍ يَبْدَأُ بِهِ الصَّلاَةُ ثُمَّ يَنْصَرِفُ ، فَيَقُومُ مُقَابِلَ النَّاسِ ، وَالنَّاسُ جُلُوسٌ عَلَى صُفُوفِهِمْ ، فَيَعِظُهُمْ وَيُوصِيهِمْ وَيَأْمُرُهُمْ ، فَإِنْ كَانَ يُرِيدُ أَنْ يَقْطَعَ بَعْثًا قَطَعَهُ ، أَوْ يَأْمُرَ بِشَىْءٍ أَمَرَ بِهِ ، ثُمَّ يَنْصَرِفُ . رواه البخاري ومسلم
[1] Существует три мнения ученых о положении салят аль-'ид:
1- Ханафиты считают ее персональным обязательством (ваджибат аль-'айн).
2- Маликиты и шафииты считают ее очень желательной (сунна муаккада).
3- Ханбалиты относят ее к разряду коллективного обязательства (фард аль-кифая).
[2] Ученые разошлись во мнениях о количестве такбиров в праздничной молитве;
1- Шафииты считают, что в первом рака'ате желательно произнести семь такбиров, а во втором пять.
2- Маликиты и ханбалиты – шесть в первом и пять во втором.
3- Ханафиты – три такбира после такбират аль-ихрам в первом рака'ате и три такбира после чтения перед поясным поклоном во втором рака'ате.