Нисаб (араб. نِصَابٌ) происходит от глагола نَصَبَ (ставить, устанавливать, воздвигать; и др. значения) и означает - начало, основа; ценз (имущественный).
В терминологии шариата нисаб – это определенная мера имущества, установленная шариатом, по достижении которой становится обязательным выплата заката. Эта мера может различаться в зависимости от вида имущества.
اَلنِّصَابُ فِي الْاِصْطِلَاحِ: "هُوَ مِقْدَارٌ مُعَيَّنٌ مِنَ الْمَالِ مُحَدَّدٌ شَرْعًا لَا تَجِبُ الزَّكَاةُ فِي أَقَلَّ مِنْهُ وَتَخْتَلِفُ قِيمَةُ النِّصَابِ حَسَبَ نَوْعِ الْمَالِ".
Передаётся со слов Али ибн Абу Талиба, да будет Аллах доволен им, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если у тебя есть двести серебряных дирхемов, то ты должен выплатить с них пять дирхемов (в пользу закята). Если сумма денег будет больше, то сумму следует вычитывать из такого же расчёта. Если у тебя есть сорок голов овец, то ты должен выплатить одну овцу, если же у тебя есть только тридцать девять голов, то на тебе нет обязательства закята». Приводит Абу Дауд, и аль-Албани сказал, что он достоверный.
عن عَلِيٍّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : قال النَّبِيّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : (إِذَا كَانَتْ مِائَتَيْ دِرْهَمٍ فَفِيهَا خَمْسَةُ دَرَاهِمَ ، فَمَا زَادَ فَعَلَى حِسَابِ ذَلِكَ وَفِى الْغَنَمِ فِى كُلِّ أَرْبَعِينَ شَاةً شَاةٌ فَإِنْ لَمْ يَكُنْ إِلاَّ تِسْعًا وَثَلاَثِينَ فَلَيْسَ عَلَيْكَ فِيهَا شَىْءٌ ». رواه أبو داود وصححه الألباني.