Набий (араб. نَبِيٌّ) производное от نَبأٌ весть или от نَبْوَةٌ возвышенность и означает пророк.
В терминологии шариата набий – это свободный мужчина, которому Бог посредством откровения даровал закон для него самого или приказал призывать народ, принявший от него единобожие.
النبي: "هو رَجُلٌ حُرٌ من أَوْحَى الله إليه بِشَرْعٍ لِنَفْسِهِ أَوْ أَمرَهُ بِالتَّبْلِيغِ إِلى قَوْمٍ مُوَافِقِينَ لَهُ في التَّوْحِيدِ".
Первым пророком был Адам.
Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал, я спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто был первым пророком?», он сказал: «Адам», я сказал: «О Посланник Аллаха, разве он был пророком?», он сказал: «Да, он был пророком, который получал откровения»». Приводят Ахмад, ан-Насаий, аль-Хаким, аль-Байхакий и др. Аль-Албани сказал, что этот хадис достоверный.
Существует множество мнений о различиях между пророками и посланниками, однако для краткости можно упомянуть предпочтительное из них, это то, что пророк уполномочен призывать народ, верующий в него, а посланник направлялся к народу неверующему.
Таким образом, миссия послания является более широким понятием с точки зрения выполняемых ею функций, и в то же время – более ограничена с точки зрения ее носителей, чем миссия пророчества, которая является составной частью послания. Отсюда следует, что каждый посланник является пророком, но не каждый пророк является посланником.
На разницу между посланником и пророком указывает хадис от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, который спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Сколько было пророков? Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: - Их было сто двадцать четыре тысячи. И среди них было триста пятнадцать посланников». Привел Ахмад. Аль-Албани сказал, что этот хадис достоверный.