'Ид (араб. عِيدٌ) происходит от глагола عَادَ (возвращаться, возобновляться) и означает – праздник.

 

Аллах сказал: «Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал: «О Аллах, Господь наш! Ниспошли нам трапезу с неба, которая была бы праздником для всех нас, от первого до последнего, и знамением от Тебя. Надели нас уделом, ведь Ты — Наилучший из дарующих удел». Сура: Трапеза (114).

 

В терминологии шариата 'ид – это наименование для общественного мероприятия, которое повторяется периодически и постоянно раз в год, месяц, неделю или подобно этому.

العيد في الاصطلاح: "اِسْمٌ لِمَا يَعُودُ مِنَ الْاِجْتِمَاعِ الْعَامِ عَلَى وَجْهٍ مُعْتَادٍ عَائِدٍ إِمَّا بِعَوْدِ السَّنَةِ أَوْ بِعَوْدِ الْأُسْبُوعِ أَوِ الشَّهْرِ أَوْ نَحْوِ ذَلِكَ".

В исламе узаконено три 'ида:

1-            'Ид аль-джум'а (عيد الجمعة).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о дне джум'а: «Поистине этот день Аллах сделал для мусульман 'идом». Приводит ибн Маджа.

قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- في يوم الجمعة:"إِنَّ هَذَا يَوْمُ عِيدٍ جَعَلَهُ اللَّهُ لِلْمُسْلِمِينَ". رواه ابن ماجه و حسنه الألباني.

2-            'Ид аль-Фитр (عيد الفطر).

Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, у них было два дня, в которые они веселились, он сказал: «Поистине, Аллах заменил их тем, что лучше этого! Праздник Жертвоприношения (‘Ид аль-Адха) и Праздник Разговения (‘Ид аль-Фитр)». Приводят Абу Дауд и ан-Насаи.

قَدِمَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْمَدِينَةَ وَلَهُمْ يَوْمَانِ يَلْعَبُونَ فِيهِمَا فَقَالَ : قَدْ أَبْدَلَكُمْ اللَّهُ بِهِمَا خَيْرًا مِنْهُمَا يَوْمَ الْأَضْحَى وَيَوْمَ الْفِطْرِ } أَخْرَجَهُ أَبُو دَاوُد وَالنَّسَائِيُّ بِإِسْنَادٍ صَحِيحٍ.

3-            'Ид аль-Адха (عيد الأضحى).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах вменил мне день аль-Адха, сделав его 'идом для этой общины». Приводят ан-Насаи, ибн Хиббан и др.

قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- « أُمِرْتُ بِيَوْمِ الأَضْحَى عِيدًا جَعَلَهُ اللَّهُ تَعَالَى لِهَذِهِ الأُمَّةِ ». رواه النسائي و ابن حبان و غيرهما, قال شعيب الأرنؤوط : إسناده صحيح.