Ахлюль-фатра (араб. أهْلُ الْفَتْرَةِ) состоит из двух слов أَهْلٌ ((люди, приверженцы) и فَتْرَةٌ (период времени, промежуток; слабость) и означает – люди, жившие в период отсутствия пророков.
В терминологии шариата ахлюль-фатра – это люди, жившие в период отсутствия посланнической мисси от Аллаха между пророками. Среди них были те, до кого дошел призыв посланников, вследствие чего они приняли единобожие, другие впали в многобожие, а до некоторых из них призыв не дошел вовсе. В отношении последних, ученые имеют разные мнения, правильным из которых считается то, что они будут испытаны в День воскресения. К ним также относятся те, кто жил в уединении или отдалении от мусульман и не имел возможности узнать истину Ислама.
تَعْرِيفُ أَهْلِ الْفَتْرَةِ: "هُمُ الَّذِينَ عَاشُوا فِي فَتْرَةِ انْقِطَاعِ الرِّسَالَةِ بَيْنَ نَبِيَّيْنِ، فَمِنْهُمْ مَنْ بَلَغَتْهُ الدَّعْوَةُ فَوَحَّدَ اللهَ، وَمِنْهُمْ مَنْ أَشْرَكَ، وَمِنْهُمْ مَنْ لَمْ تَبْلُغْهُ الدَّعْوَةُ بِالْكُلِّيَّةِ، وَهَؤُلَاءِ هُمُ الَّذِينَ اخْتَلَفَ الْعُلَمَاءُ فِي حُكْمِهِمْ، وَالْقَوْلُ الرَّاجِحُ هُوَ الْقَوْلُ بِامْتِحَانِهِمْ فِي عَرَصَاتِ يَوْمِ الْقِيَامَةِ وَيُلْحَقُ بِأَهْلِ الْفَتْرَةِ مَنْ كَانَ يَعِيشُ مُنْعَزِلاً أَوْ بَعِيدًا عَنِ الْإِسْلَامِ وَالْمُسْلِمِينَ".
Аллах сказал: «О люди Писания! После периода, когда не было посланников, к вам явился Наш Посланник, давая вам разъяснения, дабы вы не говорили: «К нам не приходил добрый вестник и предостерегающий увещеватель». Сура: Трапеза (19).
قال الله تعالى: "يَا أَهْلَ الْكِتَابِ قَدْ جَاءَكُمْ رَسُولُنَا يُبَيِّنُ لَكُمْ عَلَى فَتْرَةٍ مِنَ الرُّسُلِ أَنْ تَقُولُوا مَا جَاءَنَا مِنْ بَشِيرٍ وَلا نَذِيرٍ". سورة المائدة 19.
Сообщается, что Салман аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, сказал: «Период между Исой и Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, составляет шестьсот лет». Приводит аль-Бухари.
عَنْ سَلْمَانَ – رضي الله عنه – قَالَ: "فَتْرَةٌ بَيْنَ عِيسَى وَمُحَمَّدٍ - صلى الله عليه وسلم - سِتُّمِائَةِ سَنَةٍ". أخرجه البخاري.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В Судный день четверо будут оправдываться! Глухой, который не слышал ничего; умалишенный; дряхлый старик; и тот, до кого не дошел призыв посланников. Глухой скажет: “О Аллах, пришел Ислам, но я ничего не слышал!” Умалишенный скажет: “О Аллах, когда пришел Ислам, (я был в таком состоянии, что) дети бросали в меня навозом!” Дряхлый старик будет говорить: “ О Аллах, пришел Ислам, но я ничего не понял!” А тот, до кого не дошел призыв скажет: “О Господь, Твой посланник не приходил ко мне!” После этого с этих людей будет взято обещание повиноваться только Ему, и затем Он велит им войти в Ад. И клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, если они войдут в Ад, то он станет для них прохладой и спасением, а тот, кто не войдет, будет ввергнут в него!». Приводит Ахмад, аль-Албани сказал, что он достоверный.
قال رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- : " أَرْبَعَةٌ يَوْمَ الْقِيَامَةِ رَجُلٌ أَصَمُّ لاَ يَسْمَعُ شَيْئاً وَرَجُلٌ أَحْمَقُ وَرَجُلٌ هَرَمٌ وَرَجُلٌ مَاتَ فِى فَتْرَةٍ فَأَمَّا الأَصَمُّ فَيَقُولُ َبِّ لَقَدْ جَاءَ الإِسْلاَمُ وَمَا أَسْمَعُ شَيْئاً وَأَمَّا الأَحْمَقُ فَيَقُولُ َبِّ لَقَدْ جَاءَ الإِسْلاَمُ وَالصِّبْيَانُ يَحْذِفُونِى بِالْبَعْرِ وَأَمَّا الْهَرَمُ فَيَقُولُ رَبِّى لَقَدْ جَاءَ الإِسْلاَمُ وَمَا أَعْقِلُ شَيْئاً وَأَمَّا الَّذِى مَاتَ فِى الْفَتْرَةِ فَيَقُولُ َبِّ مَا أَتَانِى لَكَ رَسُولٌ. فَيَأْخُذُ مَوَاثِيقَهُمْ لَيُطِيعُنَّهُ فَيُرْسِلُ إِلَيْهِمْ أَنِ ادْخُلُوا النَّارَ - قَالَ - فَوَالَّذِى نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ لَوْ دَخَلُوهَا لَكَانَتْ عَلَيْهِمْ بَرْداً وَسَلاَماً ". رواه أحمد و صححه الألباني.