Урок № 12 | Курс: "Тафсир: Науки Корана"
التَّفْسِيرُ -Толкование Корана
تَفْسِيرُ الْقُرْآنِ -Тафсир Корана.
Тафсир – в арабском языке означает: "объяснение, разъяснение, открытие, выявление смысла". Тафсир – раскрывание смысла непонятного слова.
В Коране сказано:
«Какую бы притчу они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование.
»
аль-Фуркан-Различение, 25:33
تَفْسِيراً – то есть разъяснением, подробным изложением, как сказал ибн Аббас, да будет доволен им Аллах.
Сказали некоторые ученые, что "тафсир" - переделанное от слова سَفْرٌ, которое также означает "раскрытие". Эти слова похожи по смыслу, но имеют разные оттенки.
Тафсир как термин.
Сказал Заркаши: "Это наука, посредством которой понимается книга Аллаха, ниспосланная Его Пророку Мухаммаду, да благословит и приветствует его Аллах, а также это разъяснение его смыслов и извлечение хукмов (положений) и мудростей (польз)."
Сказал Абу Хайян: "Это наука, изучающая способы произношения слов Корана, а также их смыслы и положения по отдельности и вместе, а также смыслы в предложении и другие дополняющие знания."
Способы произношения – десять видов чтения.
Их смыслы – арабский язык.
Положения по отдельности и вместе – сарф, играб, балага (красноречие).
Смыслы в предложении – прямой и косвенные смыслы.
Другие дополняющие знания – знание насха, причин ниспослания, истории и другое.
Имеется другое слово, которое используется вместе со словом тафсир.
التَّأْوِيلُ – таъвиль.
Значение в арабском языке: взято от возвращения к основе. Глагол آلَ – означает "вернуться". Глагол أَوَّلَ означает "размышлял", "толковал".
В этом смысле – это синоним слова тафсир.
Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал ибн Аббасу, да будет доволен им Аллах:
اللّهُمَّ فَقِّهْهُ فِي الدِّينِ وَ عَلِّمْهُ التَّأْوِيلَ
«О Аллах, дай ему знания религии и научи его таъвилю (тафсиру)»
В усуль фикх у него другое значение. Но это нас не касается.
Некоторые ученые не делят между тафсиром и таъвилем.
Некоторые говорят, что тафсир – это то что разъяснено в Коране и сунне, а таъвиль – это то, что извлекли ученые. Имеются также и другие мнения.
Тафсир – одно из самых важных знаний в Исламе. Так как он дает толкование слова Всевышнего Аллаха. Но для этого необходимо владеть большими знаниями. Так как Коран включает в себя все основные знания.
Условия, которые должны присутствовать в ученом тафсира:
- Правильное убеждение. Так как каждый понимает слова согласно своему убеждению и может искажать слова Всевышнего Аллаха. Например тафсир Замахшари, который был мутазилитом.
- Беспристрастность. Так как страстное следование чему-либо влияет на толкование. Это может быть убеждение, как в предыдущем пункте, может быть следование мазхабу или какая-либо идея. Они красивыми словами доказывают свою правоту, искажая слова Всевышнего Аллаха. Как кадариты, рафидиты, мутазилиты, фанатично следующие мазхабам и другие.
- Начинать с тафсира Корана Кораном. То есть искать смысл аята в других аятах. Так как часто Аллах дает толкование своих слов в других сурах и аятах. Или же в одном аяте говорит кратко, в другом же более подробно.
- Искать толкование в сунне. Так как она является разъясняющей Коран.
Сказал Всевышний Аллах:«Мы отправляли посланников с ясными знамениями и Писаниями. А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались. »
ан-Нахль-Пчёлы, 16:44
Также Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Мне был ниспослан Коран и подобное ему» - Если не найдет ответа в Коране и сунне, то ищет в высказываниях сподвижников. Так как они присутствовали во время ниспослания аятов и они лучше понимают их.
- Обращаться к словам табиин. Как Муджахид ибн Джабр, Саид ибн Джубейр, Икрима, Ата ибн абу Рабах, Хасан Басри, Масрук, Саид ибн Масайяб, Рабиа ибн Анас, Катада, Даххак ибн Музахим. Некоторые из табиин взяли весь тафсир от сподвижников.
- Знание арабского языка. Сказал Муджахид: "Не дозволено тому, кто верит в Аллаха и в Судный день говорить о книге Аллаха не зная языка арабов".
Это знание морфологии (сарф), грамматики (наху), красноречия (балага). - Знание основ знаний, связанных с Кораном. Как десять чтений, единобожие, основы фикха, основы тафсира, насх, причины ниспослания аятов и другие.
- Тонкое понимание.
Появление тафсира и его развитие.
Тафсир во время Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и сподвижников.
Сподвижники понимали Коран, так как он был ниспослан на их языке. Хотя некоторые вещи они и не знали. И их знание и понимание отличалось. Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я не знал, что означает,
فَاطِرِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ
пока ко мне не пришли два бедуина, которые спорили по поводу колодца. Один из них сказал:أَنَا فَطَرْتُهَا я сделал его, другой сказал: я начал его делать".
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, прочитал, стоя на минбаре
وَفَاكِهَةً وَأَبّاً
Затем сказал: "Что такое плоды - мы знаем, а что такое أبٌّ? Затем обратился к себе и сказал: "Умар, это и есть чрезмерность."
Сподвижники при толковании Корана обращались:
- К Корану.
- К Посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах.
Когда были ниспосланы слова Всевышнего:«Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем. »
аль-Анам-Скот, 6:82
это создало трудности для людей и они сказали: "О Посланник Аллаха, а кто из нас совершает несправедливость по отношению к себе? Он, да благослосит и приветствует его Аллах, сказал: «Это не то, что вы думаете, разве вы не слышали, что сказал праведный раб: «Поистине, ширк - это великая несправедливость». Поистине, это ширк». [Бухари, Муслим, Ахмад].
Передал Анас, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Каусар – это река, которую дал мне Аллах в раю». [Муслим, Ахмад].
В шести сборниках хадисов есть глава тафсира.
В Коране есть аяты, которые невозможно понять пока их не объяснит Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах. - Понимание и иджтихад (самостоятельное вынесение решения).
Известные толкователи Корана среди сподвижников: четыре праведных халифа, Абдулла ибн Масуд, Абдулла ибн Аббас, Убай ибн Кааб, Зейд ибн Сабит, Абу Муса Ашари, Абдулла ибн Зубейр, Анаса ибн Малик, Абдулла ибн Умар, Аиша, да будет доволен всеми ими Аллах.
В это время тафсир не записывался, он был частью хадисов. И тафсир не был еще упорядочен, а передавался как часть исламских знаний.
Тафсир во время табиин.
Также как некоторые из сподвижников были известны толкованием Корана, также и некоторые из табиин ученики сподвижников стали известны в этой области.
Во время Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и сподвижников толкование Корана не было распространено очень сильно, так как сподвижники понимали большую часть Корана. Но с приходом времени табиинов и после них, люди стали не понимать Коран и поэтому его нужно было объяснять.
Поэтому мы видим в книгах тафсира, огромное количество мнений табиин.
После расширения исламского государства сподвижники разъехались по разным его частям и там передавали свои знания.
Мекка. Школа ибн Аббаса: Саид ибн Джубейр, Муджахид, Икрима, Тавус ибн Кайсан, Ата ибн Абу Рабах.
Медина. Убай ибн Кааб, его ученики: Зейд ибн Аслам, Абу Алия, Мухаммад ибн Каб Куразы.
Ирак. Школа ибн Масуда: Алькама ибн Кайс, Масрук, Асвад ибн Язид, Амир Шагби, Хасан Басри, Катада.
Большинство ученых принимают тафсир табиин если ничего не приводится от Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и сподвижников. И это в тех вопросах, в которых имеется их единогласное мнение.
- Тафсир в это время также передавался устно, как часть исламских знаний.
- Но таббины в толковании аятов приводили много исраилият (взятое у бану Исраил, иудеев и их писаний). Этим известны Абдулла ибе Салям, Кааб Ахбар, Вахб ибн Мунаббих, Абдульмалик ибн Абдульазиз ибн Джрайдж.
- Также со времени табиин в тафсире появились разногласия, которые чаще всего близки по смыслу.
Записывание тафсира.
Это началось в конце правления бану Умейя и начале правления аббасидов. В это время тафсир был частью хадиса. В сборниках хадисов выделялась глава тафсира.
Многие ученые собирали тафсир, но их книги до нас не дошли. Затем появились те, кто начал писать тафсир всего Корана, как ибн Маджа (умер 273 х.), ибн Джарир Табари (умер 310 х.), Абу Бакр ибн Мунзир Нисабури (умер 318 х.), ибн Абу Хатим (умер 327 х. ), Абу Шейх ибн Хиббан (умер 369 х.), Хаким (умер 405 х.), Абу Бакр ибн Мардавейх (умер 410 х.). Тафсир этих ученых был с цепочками передатчиков.
Затем науки получили большое распространение, были записаны, появились разные течения и школы и появились разнообразные тафсиры. Философы, как Фахрутдин Рази, включали в тафсир слова философов. Учёные фикха писали тафсир фикха, как Куртуби и Джассас. Тот кто увлекался историей и рассказами, писали тафсир с этой стороны, как, Сагляби и Хазин. Следующие нововведениям писали тафсир подтверждающий их нововведения как Руммани, Кады Абдульджаббар, Замахшари, Мулла Мухсин Каш из имамитов. И многие другие.