Урок № 9 | Курс: "Тафсир: Науки Корана"
Убеждение всех пророков и посланников было одинаковым. Основы поклонений и взаимоотношений также одинаковые, но отличаются в форме и способе выполнения. То есть намаз, пост, никах и другие были, но количество намазов и способ его совершения, количество дней поста и его продолжительность были разными.
النَّسْخُ – языковое значение: удаление, перемещение чего-либо с места на место.
Шариатское значение:رَفْعُ الْحُكْمِ الشَّرْعِيِّ بِخِطَابِ الشَّرْعِيِّ отмена положения шариата шариатским предписанием, так что второе - более позднее по времени.
النَّاسِخُ – аннулирующий, отменяющий. Это Аллах. Только он может менять религиозные предписания.
Также принято говорить, что этот аят отменил другой аят, или это положение отменило другое положение.
Насх касается только приказов и запретов.
Что касается убеждения, хорошего нрава, угроз о наказании и сообщение о вознаграждении, то в этом аннулирования (насха) не бывает.
Насх не опирается на иджтихад, или высказывания муфассиров, или на видимое противоречие между доказательствами или на время принятия Ислама сподвижником.
Мнения людей:
1- Иудеи. Они не признают аннулирование.
2- Рафидиты. Они признают и проявляют чрезмерность в этом. Они опираются на некоторые придуманные высказывания Али, да будет доволен им Аллах.
3- Абу Муслим Асфахани. Он говорит, что это возможно, но в шариате это запрещено. Его довод слова Всевышнего Аллаха:
«Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального.
»
Фуссылат-Разъяснены, 41:42
В смысле, что его положения не отменяются никогда. Аяты насха он относит к ограничению.
4- Мнение большинства ученых. Насх дозволен разумом и имеется в шариате.
Доказательство этому слова Всевышнего:
«Когда Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше его, или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всякую вещь?
»
аль-Бакара-Корова, 2:106
1 - Аннулирование Корана Кораном (аята аятом).
Суюти в «Иткан» упомянул 21 аят, в которых, по его мнению, имеется насх.
«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не прогоняли. Если же они сами уйдут, то на вас не будет греха за то, что они распорядятся собой разумным образом. Аллах - Могущественный, Мудрый.
»
аль-Бакара-Корова, 2:240
Отменен аятом 234 из этой же суры:
«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения положенного им срока, то на вас не будет греха, если они распорядятся собой разумным образом. Аллах ведает о том, что вы совершаете.
»
аль-Бакара-Корова, 2:234
«О Пророк! Вдохновляй верующих на сражение. Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет сотня, то они одолеют тысячу неверующих, потому что они - люди неразумные.
»
аль-Анфаль-Трофеи, 8:65
«Теперь Аллах облегчил ваше бремя, ибо Ему известно, что вы слабы. Если среди вас будет сто терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет тысяча, то с позволения Аллаха они одолеют две тысячи. Воистину, Аллах - с терпеливыми.
»
аль-Анфаль-Трофеи, 8:66
«Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!
»
аль-Бакара-Корова, 2:184
В сборниках Бухари и Муслима приводятся слова Саламя ибн Аквага: "Когда было ниспослано «А тем, которые способны поститься, следует во искупление накормить бедняка», те, кто желал, не постились и кормили за это бедняка, пока не был ниспослан последующий аят, который отменил этот аят".
Ибн Аббас же, да будет доволен им Аллах, считал, что этот аят не отмененный, а касается очень старых людей, которые не могут поститься и должны кормить за каждый день бедняка. Слова ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, привел Бухари. В этом случае аят звучит так: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка».
2 - Аннулирование Корана сунной (аята хадисом).
Делится на два вида:
3 - Аннулирование сунны Кораном (хадиса аятом).
Это дозволено большинством ученых. Только Шафии сказал, что сунна разъясняет Коран. Например, совершение намаза в сторону мечети Акса было подтверждено сунной, а отменено это в Коране. Или обязательность поста в день Ашура было в сунне, отменено аятом.
4 - Аннулирование сунны сунной (хадисом хадиса).
Примеры: хадис посещения могил, хадисы постановки рук между бедрами в рукуге.
1 - Полное аннулирование (не осталось ни положения, ни аята).
Привел Муслим слова Аишы, да будет доволен им Аллах: "Среди ниспосланного было, что десять известных кормлений грудью делали запретным (брак) и это было отменено пятью известными (кормлениями грудью)".
Или хадис Зирра ибн Хубейша, да будет доволен им Аллах, что Убай ибн Кааб, да будет доволен им Аллах, сообщил, что сура 33 «Сонмы» была размером с суру «Бакара», в ней был аят закидывания камнями прелюбодеев (ибн Хиббан, Хаким).
Также хадис Абу Умама ибн Сахля ибн Хунейфа, что сподвижники забыли суру [Тахави, Байхакый].
2 - Положение аннулирование, а аят остался в Коране.
Например аят идды в суре «Бакара», 240. Действие по аяту отменено, но сам аят имеется в Коране. Таких аятов в Коране немного, как это объяснил ибн Араби.
Польза от этого:
3 - Аята нет в мусхафе, но положение аята сохранилось.
Пример аят закидывания камнями прелюбодеев.
• Сказал Умар: " ...и среди того, что было ниспослано - был аят закидывания камнями, мы читали этот аят, поняли его смысл и Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, применял его на практике и мы применяли его. И если бы я не боялся, что скажут, что я ввел в Коран, то что не из него, я вписал бы его. И я опасаюсь, что пройдет время и люди скажут: клянусь Аллахом мы не находим аят закидывания камнями в Коране".
• И заблудятся, оставив предписание ниспосланное Аллахом. Закидывание камнями подтверждено в книге Аллаха, если совершил зина человек, бывший в браке из мужчин и женщин, и если это будет доказано, или проявится беременность, или человек сознается сам".[Бухари, Муслим, Насаи, ибн Маджа, Ахмад].
• Также хадис Убайя ибн Кааба о аятах в суре 98. «Ясное знамение» [Тирмизи, 3898; Хаким].
1 - Полная отмена. Пример - отмена давать садака перед беседой с Посланником Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, втайне. Сказал Всевышний Аллах:
«О те, которые уверовали! Если вы беседуете с Посланником в тайне, то предварите вашу тайную беседу милостыней. Так будет лучше для вас и чище. Но если вы ничего не найдете, то ведь Аллах - Прощающий, Милосердный.
»
аль-Муджадила-Препирающаяся, 58:12
Это отменено следующим аятов в этой же суре
«Неужели вы боялись предварять вашу тайную беседу милостыней? Если вы не сделали этого и Аллах принял ваше покаяние, то совершайте намаз, выплачивайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах ведает о том, что вы совершаете.
»
аль-Муджадила-Препирающаяся, 58:13
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/