Урок № 7 | Курс: "Тафсир: Науки Корана"
Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Алллах, не выбирал, когда должны ниспосылаться аяты Корана.
أسباب النزول Причины, обстоятельства ниспослания аятов. Так говорили сподвижники и табиин. Это просто термин, так как на самом деле это просто ситуации.
1- Аяты, не имеющие причины. Аллах ниспосылал аяты для доведения до людей истины. Таких аятов много. Это аяты про предыдущие народы, про рай, ад, Судный день.
2 - Аяты, имеющие причину, обстоятельство ниспослания. То есть связаны с какими-либо ситуациями и происшествиями в жизни Пророка, да благословит и приветствует его Аллах, и мусульман. Или же ответы на вопросы.
Например, имеется причина ниспослания суры 111 «Масад». Или, например, причина ниспослания суры 93 «Духа». Или ниспослание начала суры 58 «Препирательство».
Причины ниспослания аятов узнаются только из достоверных хадисов.
Польза от знания причин ниспослания аятов:
1 - Показать мудрость, которая привела к ниспосланию и узакониванию какого-либо положения.
2 - В некоторых аятах слова общие, а причина касается только кого-то конкретно. Например, аяты наказания за клевету Аишы, да будет доволен ею Аллах.
3 - Это лучший способ понять смысл аятов, тем более - тех, в которых имеется неясность.
Сказал ибн Дакык аль-Гид: "Разъяснение причины ниспослания – это сильный путь для понимания Корана."
4 - Мы узнаем, почему был ниспослан аят, чтобы не давать другое толкование.
Сказал Всевышний Аллах:
«Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах - Объемлющий, Знающий.
»
аль-Бакара-Корова, 2:115
Другой пример:
«О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам. Остерегайтесь их, но если вы будете снисходительны, проявите великодушие и простите их, то ведь Аллах - Прощающий, Милосердный.
»
ат-Тагабун-Взаимное обделение, 64:14
Причина ниспослания в том, что некоторые люди захотели выйти на джихад, но их жены и дети препятствовали этому.
Некоторые аяты и суры ниспосылались дважды. Как это было сказано про суру «Фатиха». Или также было сказано про суру «Ихлас». Также аяты взаимного проклятия (лиган). Это обвинения супруги в зина. Причина - Увеймир Иджляни и Хиляль ибн Умейя.
Ученые тафсира иногда приводят несколько причин ниспослания одного и того же аята. Возможно, это из-за того, что аяты ниспосылались несколько раз.
Слова сподвижника, что данный аят был ниспослан по такой-то причине, приравниваются к словам Посланника Аллаха,да благословит и приветствует его Аллах.
الأَحْرُفُ السَّبْعَةُ - семь харфов.
Харф – имеет несколько смыслов: буква, слово, значение, сторона.
Арабы разговаривали на разных диалектах.
Диалект Курайша был основным и общепризнанным, так как они жили в Мекке и они были служителями Каабы.
Поэтому Коран был ниспослан на диалекте Курайша.
В сунне приводится множество хадисов, указывающих на то, что Коран был ниспослан в разных варинтах.
Передают со слов ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Прочитал мне Джибриль, мир ему, в одном виде, но я обратился к нему и я продолжал просить у него добавить, и он добавлял, пока не остановился на семи». [Бухари, Муслим].
Также история между Умаром ибн Хаттабом и Хишамом ибн Хакимом, да будет доволен Аллах ими обоими. Умар, да будет доволен им Аллах, услышал, как Хишам, да будет доволен им Аллах, читает суру «Фуркан» по-другому, и он спросил его об этом и повел к Посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах. Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Коран был ниспослан в семи видах и читайте то, что легко для вас из них» [Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи, Ахмад].
Хадис Убайя ибн Кааба у Муслима, что к Посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, пришел Джибриль, мир ему, и сказал, что Аллах приказывает тебе читать Коран в одном виде. Он, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Моя умма не сможет этого». И Джибриль, мир ему, приходил, пока число их не достигло семи.
Хадисов очень много, их собрал ибн Джарир Табари в вступление к своему тафсиру. Сказал Суюти, что их передал 21 сподвижник. Абу Убейд Касим ибн Саллям сказал, что хадисы мутаватир.
Разошлись мнения ученых в толковании этих видов чтения.
Сказал ибн Хиббан: разошлись мнения ученых в толковании в смысле семи видов чтения на 35 мнений. Сказал Суюти, что этих мнений около 40.
Большинство этих мнений очень близки друг к другу. Приведем самые распространенные:
1- По мнению большинства ученых, это семь диалектов арабов, касающиеся синонимов одного слова. То семь вариантов прочтения слов в Коране. Коран был ниспослан в пределах этих диалектов.
Разошлись мнения ученых в определении этих семи диалектов:
- Курайш, Хузайль, Сакыф, Хавазин, Кинана, Тамим, Йемен.
- Сказал Абу Хатим Сиджистани: Курайш, Хузайль, Тамим, Азд, Рабиа, Хавазин, Саад ибн Бакр.
- Также имеются другие мнения.
2 - Это семь диалектов арабов,на которых был ниспослан Коран. И слова Корана не выходят за рамки этих диалектов. Большая же часть - на диалекте Курайша.
То есть семь диалектов использованы в разных сурах Корана, в разных местах. В первом же мнении - семь диалектов касаются в разных смыслах одного слова.
3- Имеется ввиду семь разных видов, как приказ, запрет, обещание, угроза, препирательство, истории, и притчи. Или приказ, запрет, халяль, харам, мухкам, муташабих, и притчи.
4-Это семь отличий, в которых имеется разночтение.
Ученые, придерживающиеся этого мнения, считают, что мусхаф Усмана охватил все семь видов чтения (харфов).
А- Разница в единственном, двойственном и множественном числе, в мужском и женском роде.
«которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры,
»
аль-Муминун-Верующие, 23:8
«Когда она услышала про их хитрость, то пригласила их, велела приготовить им подушки, дала каждой по ножу для фруктов и сказала: «Выйди к ним». Когда они увидели его, то так превознесли его, что порезали ножами себе руки и сказали: «Упаси Аллах! Да ведь это - не человек. Он - не кто иной, как благородный ангел».
»
Йусуф-Иосиф, 12:31
Как слово الصراط читается также السراط.
Г- Разница в порядке слов.
Д- Замена одной буквы другой буквой, замена одного слова другим словом.
Е- Добавление и убавление.
Ж- Твердость и мягкость произношения некоторых букв.
5- Сказали некоторые ученые, что число семь не имеет смысла. Это указывает на множество и совершенство.
6- Сказали, что это семь видов чтения.
Более сильное это первое мнение. Это поддержали Суфьян ибн Уейна, ибн Джарир, ибн Вахб, ибн Абдульбар отнес это мнение к большинству ученых.
Не следует путать семь чтений (семь видов чтения, харфы) с семью способами чтения (семь или десять кыраатов). О семи способах мы поговорим позже.
Остались ли в настоящее время семь чтений или нет?
1- Усман, да будет доволен им Аллах, оставил только один вид чтения.
2- Усман, да будет доволен им Аллах, просто сделал несколько копий с мусхафа Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. И все виды чтения имеются и в настоящее время.
Пользы:
1- семь чтений были ниспосланы в Медине, так как в хадисе Убайя сказано, что Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, был у водоема бану Гифар в Медине.
2- В Мекке же и в первое время после переселения в Медину Коран ниспосылался на диалекте Курайша.
3- Эти чтения ниспосылались постепенно по просьбе Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах.
4- Эти чтения вызывали споры даже среди сподвижников, как Умар, да будет доволен им Аллах.
5- Все эти чтения равносильны и считаются Кораном.
6- Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, желал всегда облегчения, поэтому попросил у Аллаха увеличить количество чтений Корана.
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/