By Райхан on 29.04.2012
Category: Тафсир: Науки Корана

4, Собрание Корана

Урок № 4. | Курс: "Тафсир: Науки Корана"

جَمْعُ الْقُرْآنِ- собрание Корана.
Собрание имеет два смысла:
1- Собрание в сердцах, заучивание:

Quran_75:16

«Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить. »
аль-Кийама-Воскресение, 75:16


Quran_75:17

«Нам надлежит собрать его и прочесть. »
аль-Кийама-Воскресение, 75:17


2- Собрание в смысле "запись на бумаге".

Этапы собрания Корана:

1- Собрание при жизни Посланника Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах.

А- заучивание наизусть.
Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, сам очень много читал Коран, особенно по ночам. Даже иногда в одном ракаате читал несколько длинных сур.
Также Джибриль, мир ему, приходил каждый год в Рамадане и принимал Коран.
Сообщается, что Ибн 'Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в рамадане, когда с ним встречался Джибриль, мир ему. Во время рамадана он встречался с ним каждую ночь, повторяя с ним Коран, и, поистине, (в эти дни) посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, был более щедр на всё благое, чем вольный ветер» (Бухари, 6).
Сказал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах: "Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, повторял (сдавал) Коран каждый год один раз, а в год смерти он прочитал его два раза."


Заучивание наизусть сподвижниками.

Б - Запись Корана при жизни Посланника Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах.
Аллах обязался сохранить Коран:

Quran_15:9

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его. »
аль-Хиджр-Хиджр, 15:9


Названия этой книги -«Коран» и «Китаб» указывают на его сохранность в сердцах и на бумаге.
Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, заботился о Коране, и каждый раз, когда ниспосылались его аяты, звал к себе писцов и диктовал им. Это в большей степени происходило в Медине.Нет прямых доводов, указывающих на то, что это было в Мекке, кроме истории принятия Ислама Умаром ибн Хаттабом, да будет доволен им Аллах, где он взял свиток с началой суры Таха.
Среди писцов были Али ибн Абу Талиб, Абу Бакр, Умар, Усман, Убай ибн Кааб, Зейд ибн Сабит, Муавия ибн Абу Суфьян и другие (около 40 человек), да будет доволен всеми ими Аллах.


Они писали на том, что находили: на лопатках животных, на кусках кожи, на плоских белых камнях, на голых пальмовых ветвях.
И вначале Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, запретил записывать что-либо, кроме Корана. Приводится в сборнике Муслима, что Абу Саид Худри, да будет доволен им Аллах, передал, что сказал Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах: «Не записывайте от меня ничего, кроме Корана. И кто записал что-либо помимо Корана - пусть сотрет». Затем он, да благословит его и приветствует Аллах, разрешил это.
- Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, не умел ни читать, ни писать.

Quran_62:2

«Он - Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении. »
аль-Джумуа-Собрание, 62:2


Quran_7:157

«которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют». »
аль-Араф-Ограды, 7:157


- Сказал Балазири: «Когда Ислам пришел в Мекку в ней было 17 человек, которые умели писать». В Ясрибе же он упомянул имена 11 человек умеющих писать.

2 этап - собрание Корана во время правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
Приводится в «Сахих Бухари» (4986), сказал Зейд ибн Сабит, да будет доволен им Аллах: "После битвы в Йамама (12 год по хиджре, было убито более 70 чтецов Корана) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, послал за мной. Когда я пришел, у него был Умар, да будет доволен им Аллах. И Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, рассказал, что к нему пришел Умар, да будет доволен им Аллах, и сказал, что умирает много чтецов Корана и может случится так, что их не останется и предложил ему собрать Коран в единую книгу. Абу Бакр,  да будет доволен им Аллах, сказал ему: "Как мы можем сделать то, чего не делал Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах?".Умар, да будет доволен им Аллах, сказал, что в этом благо, и уговаривал Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, пока Аллах не внушил это Абу Бакру.
Сказал Абу Бакр, да будет доволен им Аллах: "Ты молодой, разумный человек, мы тебя ни в чем не обвиняем и ты записывал Коран при жизни Пророка, да благословит его и приветствует Аллах. Собери же Коран. Я сказал : "Как же вы собираетесь сделать то, что не сделал Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах? И если бы на меня возложили переместить гору , это было бы легче, чем собрание Корана. И Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, продолжал доказывать мне пользу этого, пока Аллах не внушил мне."

И он начал собирать Коран с лопаток, пальмовых ветвей и грудей людей. И собрал весь Коран и записал его в одну книгу. Она хранилась у Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. После его смерти перешла к Умару, да будет доволен им Аллах, затем - к его дочери Хафсе, да будет доволен ею Аллах.


Сказал Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах: "Самое большую награду за мусхафы имеет Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. Пусть Аллах ниспошлет на него свою милость, он первый кто собрал книгу Аллаха."
Зейд ибн Сабит, да будет доволен им Аллах, всегда сравнивал то, что записано, с заученным, и не принимал ничего, пока не свидетельствовали два свидетеля.
Зейд, да будет доволен им Аллах, собирал Коран примерно в течении года.
Коран при жизни Посланника Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, не был собран в единую книгу, так как Коран еще ниспосылался по частям, а не по порядку, и могли быть отмененные аяты.

3 этап – собрание Корана при жизни Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах (в 24 или в 25 году по хиджре).

Приводится в «Сахих Бухари» (4986) хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, что к Усману, да будет доволен им Аллах, пришел Хузайфа ибн Йаман, да будет доволен им Аллах, и сказал, чтобы он собрал умму прежде, чем у них появится разногласие, как у христиан и иудеев. Так как он видел, что мусульмане читают Коран по-разному.


Усман, да будет доволен им Аллах, взял мусхаф Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и сделал с него несколько копий. Это сделали Зейд ибн Сабит, Абдулла ибн Зубайр, Саид ибн Ас, Абдурахман ибн Харис ибн Хишам, да будет доволен Аллах всеми ими (последние трое курайшиты). Также приводится, что их число было 12 человек.
Усман, да будет доволен им Аллах, сказал, что если будет разногласие, то написать согласно диалекту курайшитов.
Копии были отправлены в разные места, а все остальное было приказано сжечь.


Копий было шесть (хотя имеется разногласие 4 или 5 или 7, так как в хадисах это не указано).
1- У Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах.
2- У Зейда ибн Сабита, да будет доволен им Аллах.
3- В Мекке.
4- В Куфе.
5- В Басре.
6- В Шаме.


• Сподвижники записали только аяты. Они не писали названия сур, не нумеровали аяты и не делили на какие-либо части.
• И записывалось только то, что было подтверждено.


Причины разногласий мусульман:
• Незнание большинства мусульман, что Коран был ниспослан в семи разных видах.
• Отсутствие единого мусхафа.
• Разные виды чтения у разных людей.


Расм мусхаф (Расм Усмани) – это способ написания букв и слов в мусхафе также, как это написали те 4 человека которым Усман, да будет доволен им Аллах, приказал написать копии Корана.
Мнения:
1 - Это не от Посланника Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, а просто то, что Усман, да будет доволен им Аллах, посчитал хорошим и умма приняла. И необходимо следовать этому и нельзя противоречить. Это мнение выбрал Маннаг Каттан.
2 - Это не от Пророка, да благословит его и приветствует Аллах, а просто как термин, и можно писать по другому (мнение ибн Халдуна).
3 - Это от Посланника Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, и поэтому нельзя писать по-другому, и это - мнение большинства. Но нет ничего в словах Посланника Аллаха, благословит его и приветствует Аллах, указывающее на это.
Их довод - что Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, диктовал аяты и суры писцам, и они написали его таким образом. Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, утвердил это.
Есть мнение, что так писали сподвижники и что они не придумали новый вид написания, а Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, не умел ни читать, ни писать.


Большинство ученых считают, что нельзя записывать Коран согласно современным правилам правописания, чтобы сохранить Коран в том виде, в котором написали сподвижники. Имеется фатва ученых Азхара 1355 года о запрете печатать Коран, используя современные правила правописания.
Сказал Ахмад: харам противоречить расму Усмани в йа или уау или алифе и в другом.
Спросили имама Малика об этом и он сказал, что только так, как было записано в первый раз.
В мазхабе шафии: способ написание мусхафа - это сунна, которой необходимо следовать.
В мазхабе ханафи: не следует писать никак, кроме расма Усмани.
В газетах, книгах и в других местах, где приводятся аяты, можно писать по другому. Мусхаф же необходимо писать по расму Усмани. Так как это единогласное мнение сподвижников.


Исключением являются точки и огласовки.
Это было разрешено, так как мусульманами стали многие народы, которые не знают арабского языка.
В мусхафах Усмана, да будет доволен им Аллах, не было точек и огласовок, так как арабы не нуждались в них.
Первый, кто поставил точки и огласовки:
1- Абу Асвад Дуали по приказу Али ибн Абу Талиба (или Абдульмалика ибн Марвана, как упомянул Суюти), да будет доволен ими Аллах.
2- Хасан Басри, Яхья ибн Ягмур, Наср ибн Асым Лейси по приказу Хаджаджа.
Процесс шел постепенно. Вначале были только точки. Фатху означала точка в начале буквы, дамму точка в конце буквы, касру точка под началом буквы, сукун две точки. По прошествии времени фатха, касра и дамма приобрели современный вид.
Затем появились названия сур и нумерация аятов, а также знаки остановок. Вначале ученые порицали это, затем приняли.
Начало аята в начале, отмечали тремя точками, затем начали ставить кружок, затем в кружок вписали номер аята.


Отличительные черты:
- Указание на разные виды чтения в одном слове.
- Указание на разные смыслы.
- Указание на скрытый смысл.
- Указание на огласовку. И другие.

Видео запись урока смотрите здесь http://hutba.org/predmet/tafsir/video-nauki-korana

Видео, аудио запись урока, а так же текстовый файл можно скачать в библиотеке 

Leave Comments