4, Толкование истигазы

Толкование истигазы и её положения.

Сказал Всевышний Аллах:

Quran_7:199

«Будь снисходителен (или отдавай излишек; или принимай пожертвования, которые приносят тебе), вели творить добро и отвернись от невежд. »
аль-Араф-Ограды, 7:199

Quran_7:200

«А если дьявол станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаха, ведь Он - Слышащий, Знающий. »
аль-Араф-Ограды, 7:200

Также Всевышний сказал:

Quran_23:96

«Оттолкни зло тем, что лучше. Мы лучше знаем то, что они приписывают. »
аль-Муминун-Верующие, 23:96

Quran_23:97

«Скажи: «Господи! Я прибегаю к Тебе от наваждений дьяволов. »
аль-Муминун-Верующие, 23:97

Quran_23:98

«Я прибегаю к Тебе, Господи, дабы они не приближались ко мне». »
аль-Муминун-Верующие, 23:98

Также Всевышний сказал:

Quran_41:34

«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. »
Фуссылат-Разъяснены, 41:34

Quran_41:35

«Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей. »
Фуссылат-Разъяснены, 41:35

Quran_41:36

«А если тебя коснется наваждение от дьявола, то прибегай к защите Аллаха, ибо Он - Слышащий, Знающий. »
Фуссылат-Разъяснены, 41:36


Это три аята и нет такого четвертого в Коране. Аллах велит подлаживаться и проявлять добро к врагу из числа людей, чтобы его доброе начало вернуло его к чистоте отношений. И велит прибегать к Аллаху, от врага шайтана так как он не принимает хорошего отношения и все его стремление это погубить сына Адама, из-за сильной вражды между ним и между Адамом раньше.

Всевышний Аллах сказал:

Quran_35:6

«Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени. »
Фатыр-Творец, 35:6

Шайтан поклялся Аллахом перед Адамом, что он является ему советчиком и обманул его. Так как же он относится к нам.
Всевышний Аллах сказал:

Quran_16:98

«Когда ты читаешь Коран, то ищи у Аллаха защиты от дьявола изгнанного, побиваемого. »
ан-Нахль-Пчёлы, 16:98

Quran_16:99

«Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа. »
ан-Нахль-Пчёлы, 16:99

 

Quran_16:100

«Ему подвластны только те, которые считают его (дьявола) своим помощником и покровителем и которые приобщают к Нему сотоварищей. »
ан-Нахль-Пчёлы, 16:100

 

    Некоторые ученые сказали, что истигазу нужно произносить после чтения Корана, так как в аяте приведен глагол прошедшего времени, а также для удаления самовосхваления после чтения.
Есть мнение, что нужно говорить дважды в начале и в конце.
И третье мнение, мнение большинства ученых, что истигаза произносится в начале чтения Корана, для удаления наущений шайтана. Это мнение самое сильное. В аяте имеется ввиду «Когда пожелаешь читать Коран».
Доказательством этому служат хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Передают со слов Абу Саида Худри, что когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вставал ночью и начинал читать намаз, произносил такбир затем говорил: 

           سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ وَتَبَارَكَ اسْمُكَ وَتَعَالَى جَدُّكَ وَلاَ إِلَهَ غَيْرُكَ

«Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё и нет бога кроме Тебя» трижды. Затем произносил:

أَعُوذُ بِاللهِ السَّمِيعِ الْعَلِيمِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ مِنْ هَمْزِهِ وَ نَفْخِهِ وَ نَفْثِهِ

Прибегаю к Слышащему и Знающему Аллаху от проклятого шайтана от его наущения (удушья), высокомерья и стихов (сихра) 

(Ахмад, Абу Дауд, 775; Тирмизи, 242; ибн Маджа, 804). Сказал Тирмизи: это самый известный хадис в этом вопросе.
Передают со слов Сулеймана ибн Сурада, что два человека поругались в присутствии Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,  и мы сидели возле него. Один из них ругал своего товарища разозлившись, так что его лицо покраснело. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал:«Поистине я знаю слова, если он сказал бы их прошло то, что у него. Если бы сказал прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана». Сказали этому сподвижнику: разве ты не слышишь, что сказал Посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует.Он сказал: я не сумасшедший.(Бухари, 6115; Муслим, 2610; Абу Дауд, 4781).


*   Большинство ученых считают, что истигаза мустахаб, и не является обязательной (оставивший её не совершает грех). Приводится, что Ата ибн Абу Рабах считал её обязательной в намазе и вне намаза, каждый раз когда человек желает читать Коран. Сказал Малик, что в обязательных намазах говорить не нужно, можно в ночных намазах в Рамазане.

У Шафии имеется два мнения.

I-е  мнение: произносится вслух, но можно и тихо (в «Имля»).

II-е мнение:  на выбор (в «Умм»). Так как ибн Умар произносил про себя, а Абу Хурайра вслух.

Также у Шафии два мнения относительно намаза:


I-е  мнение: произносится только в первом ракаате (наиболее сильное). Это также мнение Абу Ханифы.


II-е мнение: произносится в каждом ракаате.

      Формула: если скажет

أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

Будет достаточно по мнению Абу Ханифы и Шафии (это мнение джумхура). Некоторые сказали, что говориться так:

أَعُوذُ بِاللهِ السَّمِيعِ الْعَلِيمِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

Также есть другие формы. Но самое лучшее следовать хадисам.

  •     Истигаза в намазе. 

1- Из-за чтения Корана по мнению Абу Ханифы и Мухаммада.
2- Из-за намаза по мнению Абу Юсуфа.
В этом случае стоящий за имамом произносит истигазу, даже если он не читает Коран. А также в праздничном намазе произносит её после такбира и до праздничных такбиров. А у джумхура (большинства) после праздничных такбиров перед чтением Корана.

 

Истигаза – это поиск убежища, защиты у Аллаха от зла каждого кто им обладает.

 

Смысл истигазы: я прошу помощи и защиты у Аллаха от проклятого шайтана. От того чтобы он не причинил мне вред в моей религии и моим мирским делам или чтобы он не препятствовал выполнять приказы Аллаха. Или чтобы не побуждал меня к совершению того, что Аллах запретил.

 - الشَّيْطَان Шайтан.
Это слово произошло от слова شطن- удаляться. Он далек в своей природе от людей и далег своим нечестием от блага вообще
От слова شاط – так как он создан из огня.
Некоторые ученые сказали, что оба мнения правильные.

  • Сказал ибн Касир: первое мнение правильнее и на это указывает речь арабов.
  • Сказал Сибавейх: арабы говорят تشيطن такой-то, если он совершает дела шайтанов.

Поэтому каждого непослушного из числа джиннов, людей и животных называют шайтаном.
Сказал Всевышний Аллах:

وَكَذَلِكَ جَعَلْنَا لِكُلِّ نِبِيٍّ عَدُوّاً شَيَاطِينَ الإِنسِ وَالْجِنِّ يُوحِي بَعْضُهُمْ إِلَى بَعْضٍ زُخْرُفَ الْقَوْلِ غُرُوراً

«Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов – дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения» (6. «Скот», 112).
Передают со слов Абу Зарра, что Посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Черная собака - шайтан» (Муслим, 510).
الرجيم - закиданный камнями, проклятый, удаленный от всего блага.
Сказал Всевышний Аллах:

Quran_67:5

«Воистину, Мы украсили ближайшее небо светильниками и установили их для метания в дьяволов. Мы приготовили для них мучения в Пламени. »
аль-Мульк-Власть, 67:5


Также было сказано, что смысл закидывающий людям наущения и все что отвлекает от важного.
Первое мнение более известное и правильнее.

  •  Толкование басмалы и её положения.

بسم الله الرحمن الرحيم

Сподвижники с неё начали книгу Аллаха.

Ученые сошлись что она является аятом в суре «Муравьи».
 Разногласие.
1 - Отдельный аят в начале каждой суры, но не из суры.
2 - Отдельный аят в начале суры. Ибн Аббас, ибн Умар, ибн Зубайр, Абу Хурайра, Али, Ата, Тавус, Саид ибн Джубейр, Макхуль, Зухри, Абдулла ибн Мубарак, Шафии, Ахмад, Исхак ибн Рахавейх,
3 - Аят только в суре «Фатиха».
4 - не является аятом, а служит разделителем между сур. Абу Ханифа, Малик. Куртуби это мнение посчитал самым сильным.


Сказал ибн Касир: это рассмотрено в других местах.
Передают со слов ибн Аббаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не знал границ суры пока не ниспосылалась басмала (Абу Дауд, 788).
Произношение вслух связано с тем считается ли она аятом или нет.
Тот, кто не считает её аятом из «Фатихи» не произносит её вслух.

 Кто считает, что она аят в начале каждой суры:
1 - произносится вслух в суре «Фатиха» и в остальных сурах. Мазхаб Шафии, это делали Абу Хурайра, ибн Умар, ибн Аббас, Муавия. Ибн Абдульбарр и Байхакы сказали, что это мнение Умара и Али. Хатыб Багдади привел, что это мнение четырех халифов. А также Саид ибн Джубейр, Икрима, Муджахид, Салим, Мухаммад ибн Кааб, Курази, ибн Сирин, Умар ибн Абдульазиз, Макхуль и другие.
• Их довод. Абу Хурайра совершил намаз и произнес басмалу вслух и после намаза сказал:я наиболее близкий из вас к намазу Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует [Насаи, 905; ибн Хузайма, 499; ибн Хиббан, Хаким].
Приводится, что Анаса ибн Малика спросили о чтении Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он сказал: его чтение было с удлинением. И прочитал بسم الله الرحمن الرحيم. И он тянул بسم الله и тянул الرحمن и тянул الرحيم [Бухари, 5046].
2 - не произносится вслух в намазе. Мнение четырех халифов, Абдулла ибн Мугаффаля, Абу Ханифы, Ахмада, Суфьяна Саури.
3 - Басмаля не произносится ни вслух, ни про себя.

Это мнение Малика.
• Их доводы.
Хадис Аишы, да будет  доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начинал намаз с произношения такбира, а чтение Корана с الحمد لله رب العالمين. [Муслим].
Также хадис Анаса ибн Малика, что он сказал:я совершал намаз за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за Абу Бакром, Умаром и Усманом и все они начинали чтение Корана с الحمد لله رب العالمين. [Бухари,743; Муслим].

  У Муслима есть слова:и не произносили басмалу ни в начале чтения ни в конце. Также подобное приводится со слов Абдуллаха ибн Мугаффаля у Тирмизи (244), Насаи (908), ибн Маджа (810).
Ученые единогласны в том, что намаз считается действительным и у того, кто произносит вслух, и у того, кто произносит про себя.

5, «Басмала»
3, Достоинства суры Фатиха
 

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/