«Воистину, богобоязненных ожидает место спасения,
» ан-Наба-Весть, 78:31
Аллах сообщает о счастливых людях, которым он приготовил угощение и вечную милость в раю. Сказали ибн Аббас и Даххак относительно значения слова ﴿مَفَازاً﴾ «место успеха»: «Место приятного отдыха, сад, парк». Сказали Муджахид и Катада: «Преуспели и спаслись от огня». Более очевидны здесь слова Ибн Аббаса, так как дальше сказано:
«Райские сады и виноградники,
» ан-Наба-Весть, 78:32
– это пальмовые и прочие сады.
«и полногрудые сверстницы,
» ан-Наба-Весть, 78:33
Черноокие, полногрудые девушки. Сказали ибн Аббас, Муджахид и другие: ﴿كَوَاعِبَ﴾ «Полногрудые». То есть их груди будут полностью округлыми и не будут отвисать, потому что они будут девственницами, сверстницами, равными по возрасту. То есть их возраст одинаков, как предшествовало их описание в суре 56 «Событие».
«и полные чаши.
» ан-Наба-Весть, 78:34
Ибн Аббас сказал:﴿دِهَاقاً﴾ «полные, постоянно наполняемые». Икрима сказал: «Чистые». Сказали Муджахид, Хасан, Катада и Ибн Зейд:﴿ دِهَاقاً ﴾ «дихака» - наполненные до краев». Сказали Муджахид и Саид ибн Джубейр: «непрерывные, следующие друг за другом».
«Они не услышат там ни пустословия, ни лжи.
» ан-Наба-Весть, 78:35
Это подобно словам Аллаха: ﴿ لاَّ لَغْوٌ فِيهَا وَلاَ تَأْثِيمٌ ﴾ «Нет там ни пустословия, ни греха»
«Они будут передавать друг другу чашу с вином, которое не принесет ни празднословия, ни греха.
» ат-Тур-Гора, 52:23
Не будет там ни пустых, бесполезных разговоров, ни какой-либо греховной лжи. Напротив – это обитель мира, и все то, что в ней, будет правильным, здоровым, лишенным всех недостатков.
«Это будет воздаянием от твоего Господа и даром исчисленным (или щедрым, или достаточным),
» ан-Наба-Весть, 78:36
Все то, что было упомянуто – это то, чем Аллах вознаградит их и дарует им по своей милости, благодеянию. ﴿ عَطَآءً حِسَاباً﴾ Исчисленным даром - полным, подходящим, исчерпывающим и обильным. Арабы говорят: «أَعْطَانِي فَأَحْسَبَنِي » - он дал мне и удовлетворил меня». То есть он дал мне достаточно, чтобы это меня удовлетворило. Также говорят: حَسْبِيَ الله «хасбияЛлах» - достаточно мне Аллаха».
«Господа небес и земли и того, что между ними, Милостивого, с Которым они не посмеют даже заговорить.
» ан-Наба-Весть, 78:37
Сообщил Всевышний о Своем величии и великолепии, и то, что Он – Господь небес и земли, и того, что в них, и того, что между ними. И то, что Он – Милостивейший, и милость Его охватывает каждую вещь. Слова же: ﴿لاَ يَمْلِكُونَ مِنْهُ خِطَابا﴾ «они не посмеют даже заговорить» - то есть никто не способен начать обращение к Нему, кроме как после Его разрешения. Как слова Всевышнего: ﴿ مَن ذَا الَّذِى يَشْفَعُ عِندَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ ﴾ «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» (сура 2 "Корова", аят 255)
«В тот день, когда Дух (Джибрил) и ангелы станут рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому позволит Милостивый, и говорить они будут правду.
» ан-Наба-Весть, 78:38
Разошлись мнения ученых о том, кто имеется в виду под словом «Рух». 1- Души людей (сыновей Адама), мнение ибн Аббаса. 2- Это люди, это мнение Хасана и Катады. Катада сказал, что ибн Аббас скрывал это. 3- Творения Аллаха в виде людей, но не являющиеся ни людьми, ни ангелами. Они едят и пьют. Это мнение ибн Аббаса, Муджахида, Абу Салиха и А'маша. 4- Ангел Джибриль, мир ему. Так сказали Ша'аби, Саид ибн Джубейр и Даххак. Этому свидетельствуют слова Всевышнего Аллаха:
«Верный Дух (Джибрил) сошел с ним
» аш-Шуара-Поэты, 26:193
«на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает.
» аш-Шуара-Поэты, 26:194
Мукатиль ибн Хаийян сказал: «Дух – это самый благородный из ангелов, наиболее близкий к Аллаху Всемогущему, и он - передатчик откровения». 5. Коран. Мнение ибн Зейда. 6. Это громадный ангел.
Затем Аллах сказал: ﴿ إِلاَّ مَنْ أَذِنَ لَهُ الرَّحْمَـنُ﴾ «кроме тех, кому позволит Милостивый». Подобно этому, Аллах сказал:
«Когда этот день наступит, ни один человек не заговорит без Его соизволения. И среди них будут несчастные и счастливые.
» Худ-Худ, 11:105
Также приводится в «Сахихе», что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В тот день никто не будет говорить, кроме посланников». ﴿وَقَالَ صَوَاباً﴾ «и говорить они будут правду». То есть истину. Сказали Абу Салих и 'Икрима: Истиной являются слова «Нет божества, достойного поклонения (по праву), кроме Аллаха (لا إله إلا الله)».
«Это будет истинный день, и всякий, кто пожелает, найдет способ вернуться к своему Господу.
» ан-Наба-Весть, 78:39
Он обязательно наступит, и его не избежать. ﴿ فَمَن شَآءَ اتَّخَذَ إِلَى رَبِّهِ مَـَاباً ﴾ «и всякий, кто пожелает, найдет способ вернуться к своему Господу». Место возврата и дорога ведущая к Нему, и путь по которому можно прийти к Нему.
«Мы предостерегли вас от наказания близкого. В тот день человек увидит, что уготовили его руки, а неверующий скажет: «Эх, если бы я был прахом!».
» ан-Наба-Весть, 78:40
«Мы предостерегли вас от наказания близкого».- То есть Судного дня, и то, что он точно произойдет, считается близким. Ведь то, что приближается – то непременно наступит. «В тот день человек увидит, что уготовили его руки». Все его дела будут показаны ему, и хорошие, и плохие, и старые и новые. Как сказал Аллах: ﴿ وَوَجَدُواْ مَا عَمِلُواْ حَاضِرًا ﴾ «Они обнаружат перед собой все, что совершили» (18 «Пещера», 49).
«В тот день человеку возвестят о том, что он совершил заранее и что оставил после себя.
» аль-Кийама-Воскресение, 75:13
«а неверующий скажет: «Лучше бы мне быть прахом!» Неверующий в тот день захочет, чтобы он был пылью в мирской жизни, и пожелает, чтобы он вообще не был создан и не существовал. Это будет в тот момент, когда он увидит наказание Аллаха, и посмотрит на свои скверные деяния, записанные руками ангелов – посланцев, благородных и справедливых. Было сказано, что он пожелает это, когда Аллах Всемогущий рассудит между животными, которые были в мирской жизни. Всевышний рассудит между ними по Своей справедливости, так, что ни с кем не поступят несправедливо, так, что даже безрогая овца сможет отмстить рогатой (за обиды нанесенные ей в этой мирской жизни). Когда же закончится суд между ними, Аллах скажет: «Станьте пылью». И станут они пылью. Тогда неверующий скажет: «Лучше бы мне быть прахом!», То есть лучше бы я был быть животным и превратился в пыль. Подобное передается в известном хадисе о роге, в который протрубят перед судным днем. Также передается подобное в асарах от Абу Хурайры, Абдуллаха бин 'Амра, и других.