Аллах сообщает Своему посланнику Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, о Своем рабе и посланнике Мусе, мир ему, которого Он послал к Фараону. Аллах поддержал его чудесами. Но даже несмотря на это, Фараон продолжал оставаться неверующим и беззаконником, пока Аллах не подверг его суровому наказанию. Такое же наказание ждет того, кто отвергнет тебя, Мухаммад, и сочтет ложью то, с чем ты пришел. Поэтому Аллах сказал в конце истории: ﴿ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَعِبْرَةً لِمَنْ يَخْشَى ﴾ «Воистину, в этом было назидание для тех, кто богобоязнен».
«Дошел ли до тебя рассказ о Мусе (Моисее)?
» ан-Назиат-Исторгающие, 79:15
То есть: слышал ли ты его историю?
«Вот Господь его воззвал к нему в священной долине Тува (Това):
» ан-Назиат-Исторгающие, 79:16
الْمُقَدَّسِ - священной, очищенной (благословленной). طُوًى – название долины, согласно более правильному мнению, как это приводилось в суре «Та Ха» (20:12). (Разошлись мнения ученых в толковании смысла слова Тува.
Название места, долины. Это мнение ибн Аббаса, Муджахида, Катады и ибн Зейда. Это наиболее сильное из всех мнений.
Приказ Муса наступить на землю ногами. Мнение ибн Аббаса, Икрима и Муджахида.
Который ты прошел. Мнение ибн Аббаса. То есть ты Муса прошел через священную долину.
Тува в смысле дважды. Дважды священный или милость была дана дважды. Это мнение Хасана и Муджахида.
Причина разногласия в том, что слово طُوًى читается с танвином и без него.
««Ступай к Фараону, ибо он преступил границы дозволенного,
» ан-Назиат-Исторгающие, 79:17
То есть возгордился, восстал и стал вести себя вызывающе (нарушил границ Аллаха в совершении грехов, в неверии и высокомерии). (فِرْعَوْنَ – титул правителя Египта. Во времени Юсуфа и Ибрахима титулом правителей Египта был царь (الْمَلِكُ), как это приводится в суре «Юсуф» и в истории Ибрахима, мир ему).
«и скажи: «Не следует ли тебе очиститься?
» ан-Назиат-Исторгающие, 79:18
То есть: скажи ему: не встать ли тебе на путь очищения, покорности и повиновения? (Сказал Икрима, что очищение – это произношение слов «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Сказал ибн Зейд: подчиниться, принять Ислам. И он сказал, что تَزَكَّى в Коране означает принять Ислам, покориться).
«Я укажу тебе путь к твоему Господу, и ты станешь богобоязнен»».
» ан-Назиат-Исторгающие, 79:19
То есть: я укажу тебе путь к поклонению Твоему Господу. И твое сердце станет покорным, послушным и смиренным Ему, после того, как было жестоким, скверным и далеким от добра. (Ибн Кайим вывел пользы из этих двух аятов 18-19 и сказал:
В аятах Муса предлагает, а не велит и не обязывает)
إِلَى أَنْ تَزَكَّى – а тазакки – это рост, увеличение, чистота, баракат, благословление. Предложил ему то, что желает каждый разумный человек и отвергает каждый неразумный невежда.
تَزَكَّى сказал: «тебе очиститься», и не сказал я очищу тебя).
«Он показал ему величайшее знамение,
» ан-Назиат-Исторгающие, 79:20
Призывая его к истине, Муса показал ему веский довод и неопровержимое доказательство истинности того, с чем он пришел к нему от Аллаха. (Ученый истолковали знамение, как посох и руку, поэтому в аяте слово знамение хоть и стоит в единственном числе, но имеются ввиду знамения Аллаха).
«но тот счел его ложью и ослушался,
» ан-Назиат-Исторгающие, 79:21
То есть назвал истину ложью и отказался покорится. Суть в том, что Фараон не уверовал сердцем и не подчинился Муса ни внешне ни внутренне. И даже его знание о том, что Муса пришел с истиной не указывает на то, что он уверовал. Так как познание это знание сердца, в вера его действие, которое вызывает подчинение и следование.
«а потом отвернулся, принявшись усердствовать.
» ан-Назиат-Исторгающие, 79:22
То есть принялся усердствовать противопоставляя истине ложь, созвав колдунов, чтобы противостоять тому с чем пришел Муса, мир ему, его явнфым знамениям.
«Он собрал толпу и громко воззвал,
» ан-Назиат-Исторгающие, 79:23
Свой народ.
«и сказал: «Я - ваш всевышний господь!».
» ан-Назиат-Исторгающие, 79:24
Ибн Аббас и Муджахид сказали, что эти слова Фараон произнес через сорок лет после того, как сказал до этого
«Фараон сказал: «О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня. О Хаман! Разожги огонь над глиной и сооруди для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Воистину, я полагаю, что он является одним из лжецов».
» аль-Касас-Рассказ, 28:38
«Тогда Аллах подверг его наказанию как в Последней жизни, так и в первой жизни.
» ан-Назиат-Исторгающие, 79:25
Аллах покарал его и сделал показательным примером для остальных тиранов в этом мире. Было сказано, что Аллах наказал его за первые и последние слова, а также за его неверие и ослушание, но более правильное первое мнение.
«Проклятия будут преследовать их здесь и в День воскресения. Отвратителен дар, которым их одарили!
» Худ-Худ, 11:99
Аллах также сказал:
«До тебя посланники тоже подвергались осмеянию, но тех, которые смеялись над ними, окружило (или поразило) то, над чем они насмехались.
» аль-Анбийа-Пророки, 21:41
«Воистину, в этом было назидание для тех, кто богобоязнен.
» ан-Назиат-Исторгающие, 79:26
Аллах говорит приводя доводы против тех, кто отвергает воссоздание творений после их создания в первый раз:
«Вас ли труднее создать или небо? Он воздвиг его,
» ан-Назиат-Исторгающие, 79:27
Поистине небо создать труднее чем вас, как сказал Аллах в другом аяте ﴿ لَخَلْقُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ أَكْبَرُ مِنْ خَلْقِ النَّاسِ﴾ «Воистину, сотворение небес и земли есть нечто более великое, чем сотворение людей»
«поднял его своды и сделал его совершенным.
» ан-Назиат-Исторгающие, 79:28
То есть сделал его высоким, просторным и равносторонним, увенчав и украсив его звездами темной ночью.
«Он сделал темной ночь его (неба) и вывел его утреннюю зарю.
» ан-Назиат-Исторгающие, 79:29
Аллах сделал ночное небо темным, а днем небо сияет ярким светом. Сказал ибн Аббас: Аллах сделал небо темным ночью. Также сказали Катада, Иркима, Саид ибн Джабир и многие другие. ﴿ وَأَخْرَجَ ضُحَاهَا﴾ «и вывел его утреннюю зарю» - а днем озарил его светом.
«После этого Он распростер землю,
» ан-Назиат-Исторгающие, 79:30
Эти слова разъясняет следующий аят:
«вывел из нее воду и пастбища
» ан-Назиат-Исторгающие, 79:31
Как уже было отмечено в суре «Поклон», что Аллах создал землю раньше чем небо, но распростер её после сотворения неба. Это передано от Ибн Аббаса и других ученых. И это мнение избрал ибн Джарир. Ибн Абу Хатим передал со слов ибн Аббаса: «Распростер ﴿ دَحَاهَا ﴾– значит извлек из неё воду, вырастил на ней пастбища, разлил реки, создал на ней горы, пески, дороги и холмы».
«и утвердил на ней горы
» ан-Назиат-Исторгающие, 79:32
То есть установил их, зафиксировал укрепил их на своих местах, ведь Аллах Мудрый и Знающий, добрый к Своим созданиям и Милосердный.
«на пользу вам и вашему скоту.
» ан-Назиат-Исторгающие, 79:33
Он распростер землю, вывел из неё источники (родники), выявил её природные богатства, излил на ней реки, взрастил культуры, деревья и плоды, упрочил горы, дабы обитатели земли могли на ней обосноваться и что бы земля была неподвижной. Все это Аллах сделал на пользу Своим созданиям, даровав им все необходимые , а также даровав им животных в которых они нуждаются, едят их мясо, ездят на них в этом мире. Пользы извлекаемые из этих аятов:
Призыв охватывает всех, даже самых богатых и правителей. И всех нужно призывать с мягкостью и мудростью.
Фараон во время Муса знал истину, но не уверовал в неё. О своем знании он высказался в момент смерти.
Высокомерие запрещено. Это качество присуще только Аллаху.
Все созданное на земле и небесах создано на пользу людям.