Сказал ибн Ашур:
В мусхафах, и в большинстве книг тафсира эта сура называется النَّازِعَات «Вырывающие» без الواو, как в начале суры. Слово стало названием, так как в Коране это слово больше не приводится.
В книге тафсира в сборнике Бухари, а также во многих тафсирах эта сура называется وَ النَّازِعَات Клянусь вырывающими.
Сказали Сагдулла известный, как Сагди и Хафаджи: она называется сура «السَّاهِرَةِ » «Поверхность земли». Так как это слово есть в этой суре и оно не встречается в других сурах.
Также они назвали её сура «الطَّامَّةُ » «Величайшее бедствие». Так как это слово есть в этой суре, и оно не встречается в других сурах.
Автор «Иткана» не упомянул её среди сур, у которых несколько названий.
Сура, согласно единогласному мнению ученых, была ниспослана в мекканский период.
Была ниспослана 81-ой, после суры 78 «Весть» и до суры 82 «Раскалывание».
По мнению большинства ученых, в суре 45 аятов. По мнению ученых Куфы - в суре 46 аятов.
«Клянусь исторгающими души неверующих жестоко!
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:1
«Клянусь извлекающими души верующих нежно!
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:2
Сказали ибн Масуд, ибн Аббас, Масрук, Саид ибн Джубейр, Абу Салих, Абу Духа, Судди: это ангелы, когда забирают души людей.
У некоторых людей забирают душу с трудом и применяют для этого силу. У некоторых людей душу забирают легко, как будто бы отвязывают её и отпускают. Это мнение ибн Аббаса.
Ибн Аббас сказал, что слова﴿وَالنَّازِعَاتِ﴾ «Клянусь исторгающими» относятся к душам неверующих, они исторгаются, извлекаются, а затем утопают в Огне [ибн Абу Хатим]
Сказал Муджахид : «Это означает смерть».
Сказали Хасан Басри и Катада: «Клянусь исторгающими души неверующих жестоко! и извлекающими души верующих нежно» это звезды.
Сказал Ата ибн Абу Рабах: это луки во время сражения.
Более правильное мнение – первое. И это мнение большинства ученых.
«Клянусь плывущими стремительно,
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:3
Кулиев
Клянусь ангелами, которые погружаются в глубину [вод] [за душами верующих] (79:3) Османов
Сказал ибн Мас'уд, что это ангелы. Это же приводится со слов Али, Масрука, Саида ибн Джубейра и Абу Салиха.
Муджахид сказал, что это смерть.
Сказал Катада, что это звезды.
По мнению 'Ата ибн Абу Рабах, это корабли.
«опережающими уверенно
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:4
Кулиев
Клянусь ангелами, которые спешат, обгоняя [друг друга]. (79:4) Османов
Сказали Али, Масрук, Муджахид, Абу Салих, Хасан Басри это ангелы.
Сказал Хасан Басри: «Опередили в вере во Всевышнего».
Сказал Муджахид, что это смерть.
Сказал Катада: звезды.
'Ата сказал: это кони на пути Аллаха.
«и исполняющими повеления!
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:5
Кулиев
Клянусь ангелами, исполняющими веление [Аллаха]. (79:5) Османов
Сказали Али, Муджахид, Ата, Абу Салих, Хасан,
Катада, Рабиа ибн Анас и Судди: «Это ангелы». Хасан добавил: «Исполняющие повеления Аллаха, (ниспосланные) с небес на землю».
В этом нет разногласия между учеными, но ибн Джарир не вынес окончательного решения. Он сказал ,что это ангелы, но не подтвердил это и не отверг.
«В тот день сотрясется сотрясающаяся (раздастся первый трубный глас, после которого творения умрут),
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:6
Кулиев
В тот день, когда сотрясется сотрясающаяся, (79:6) Османов
«вслед за чем последует еще одно сотрясение (раздастся второй трубный глас, после которого начнется воскрешение),
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:7
Кулиев.
а за ним последует [второе] сотрясение, (79:7) Османов.
Сказал ибн Аббас, это два трубных гласа: первый и второй. Тоже самое сказали Муджахид, Хасан, Катада, Дахак и другие комментаторы.
Сказал Муджахид, что первое сотрясение, то это подобно словам Всевышнего Аллаха:
«В тот день земля и горы сотрясутся, и горы превратятся в холмы сыпучего песка.
»
аль-Муззаммиль-Закутавшийся, 73:14
Что касается следующего сотрясения, это подобно словам Аллаха:
«когда земля и горы будут подняты и разобьются, превратившись в песок за один раз,
»
аль-Хакка-Неминуемое, 69:14
Приводится с слов Убейя ибн Кааба, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Настало время сотрясающего (первого трубного гласа), за которым последует второй! Пришла смерть со всем, что у неё есть!». Один человек сказал ему: «О, Посланник Аллаха! Что ты думаешь если я буду воздавать мольбы только за тебя?». На что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В таком случае Аллах избавит тебя от того, что может волновать тебя в этой и будущей жизни». Ахмад [5/136], Тирмизи [2459].
В версии Тирмизи и ибн Абу Хатима приводится, что, когда проходило две трети ночи посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, вставал ото сна и говорил: «О, люди поминайте Аллаха! Настало время сотрясающего (первого трубного гласа), за которым последует второй! Пришла смерть со всем, что у неё есть».
«В тот день затрепещут сердца,
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:8
Сказал ибн Аббас: ими овладеет страх. Также считали Муджахид и Катада.
«а их взоры будут смиренны.
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:9
То есть взоры людей. То есть они будут смиренны и жалки от увиденного ужаса.
«Они говорят: «Неужели мы вернемся в прежнее состояние
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:10
Имеются в виду язычники из числа курайшитов, и те кто, разделял их взгляды в отрицании дня воскрешения. Они считают невозможным воскрешение из мертвых после того, как их поместили в могилу и после того, как их тела разложились и кости стали прахом и их изъели черви. Это сказал Муджахид.
Ибн Аббас, Катада, Икрима и другие сказали: «الْحَافِرَةِ–это жизнь после смерти».
Ибн Зайд сказал, что это одно из названий Ада. И как же много у него названий. Огонь, Геена, Пропасть, Пламя и Сокрушилище и другие.
Поэтому они сказали:
«после того, как станем истлевшими костями?!».
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:11
Также есть другой вариант чтения نَاخِرَةً .
Сказали ибн Аббас, Муджхад и Катада: то есть истлевшими.
«Они говорят: «Если так, то это - невыгодное возвращение!».
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:12
Сказал Мухаммад ибн Ка'аб сказал: «Курайшиты сказали: "Если Аллах вернет нас к жизни после смерти, то мы непременно будем в убытке!"».
«Но раздастся лишь один глас,
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:13
«и все они окажутся на поверхности земли.
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:14
То есть это веление Аллаха, а не подтверждение, и люди будут стоять и смотреть. Когда Аллах прикажет ангелу Исрафилу, мир ему, дунуть в рог во второй раз (дуновение воскрешения) и все поколения людей, от первого до последнего, предстанут перед Аллахом Всемогущим и Великим.
Как сказал Аллах:
«В тот день Он призовет вас, и вы ответите Ему похвалой и предположите, что пробыли на земле совсем недолго.
»
аль-Исра-Ночной перенос, 17:52
Также Всевышний сказал:
«Мы повелеваем только один раз, и повеление исполняется в мгновение ока.
»
аль-Камар-Месяц, 54:50
Также Аллах сказал:
«Аллаху принадлежит сокровенное на небесах и на земле. Наступление Часа подобно мгновению ока или даже быстрее. Воистину, Аллах способен на всякую вещь!
»
ан-Нахль-Пчёлы, 16:77
Сказал Муджахид: ﴿ فَإِنَّمَا هِيَ زَجْرَةٌ وَاحِدَةٌ ﴾ один глас. Сказал Ибрахим Тайми: Аллах наиболее гневным на свои творения будет в День воскрешения. Сказали Абу Малик и Рабиа ибн Анас: это последнее дуновение.
﴿السَّاهِرَةِ﴾ Сказал ибн Аббас: это вся земля. Также сказали Саид ибн Джубейр, Катада, Абу Салих.
Икрима, Хасан Басри, Даххак и ибн Зейд: это поверхность земли.
Сказал Муджахид: они были под землей и были подняты на её поверхность.
Сказал Суфьян Саури: это земля Шама. Также было сказано, что это земля мечети Акса или города возле неё.
Сказал Катада: это джаханнам.
Сказал ибн Касир: это слабые мнения и более правильно, что это поверхность земли.
Раби' ибн Анас сказал, что Всевышний Аллах:
«В тот день земля будет заменена другой, равно как и небеса, и они предстанут перед Аллахом, Единственным, Могущественным.
»
Ибрахим-Авраам, 14:48
«Они спрашивают тебя о горах. Скажи: «Мой Господь развеет их
»
Та Ха-Та Ха, 20:105
«и оставит только гладкую равнину.
»
Та Ха-Та Ха, 20:106
«Не увидишь ты на ней ни углубления, ни возвышения».
»
Та Ха-Та Ха, 20:107
«В тот день Мы заставим двигаться горы, и ты увидишь, что земля станет плоской. Мы соберем их всех и никого не упустим.
»
аль-Кахф-Пещера, 18:47
Земля на которой были горы, станет ровной и плоской. И это уже будет другая земля. Земля на которой не грешили и не проливали кровь.
Пользы, извлекаемые из этих аятов:
1. Аллах клянется ангелами, которых Он создал и которые подчиняются Ему и выполняют Его повеления.
2. Исрафил, мир ему, будет трубить в рог дважды. Первый - для изменения Вселенной. Второй - для воскрешения людей.
3. Некоторые люди не верят в воскрешение, говоря, что человек умирает и истлевает и его невозможно воскресить.
4. Все люди будут собраны на новой земле.