«Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего,
»
аль-Аля-Всевышний, 87:6
Мы возвещаем тебе [Коран], так не предавай же забвению его (87:6) Османов
Это обращение к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.
فَلاَ تَنسَى – Это сообщение от Аллаха и обещание, что ему будет прочитано и он не будет забывать «кроме того, что пожелает Аллах». Это выбор ибн Джарира.
Сказал Катада: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не забывал ничего, кроме того, что пожелал Аллах.
Было сказано فَلاَ تَنسَى – требование «не забывай». В этом случае исключение является насхом (аннулированием). То есть смысл аята «не забывай то, что мы читаем тебе, кроме того, что Аллах решил отменить. И эти аяты ты можешь оставить».
«кроме того, что пожелает Аллах. Он знает явное и то, что сокрыто.
»
аль-Аля-Всевышний, 87:7
То есть Он знает то, что рабы делают явно и то, что они скрывают из своих слов и дел. И ничто из этого не ускользнет от Его взора.
«Мы облегчим тебе путь к легчайшему.
»
аль-Аля-Всевышний, 87:8
То есть мы облегчим тебе совершение благого, слов и дел. И мы установим для тебя легкий, простой, умеренный шариат, в котором нет осложнений и трудности.
«Наставляй же людей, если напоминание принесет пользу.
»
аль-Аля-Всевышний, 87:9
То есть напоминай там, где в этом есть польза. И отсюда мы извлекаем адаб в распространении знаний. Знания нельзя давать тем, кто не понимает их (кто не достоин их). Повелитель правоверных Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если ты будешь рассказывать людям что-либо, что их умы не в состоянии постичь, для некоторых из них это будет искушением. Рассказывай людям только то, что они знают, разве вы желаете, чтобы они отвергли Аллаха и Его посланника, да благословит и приветствует его Аллах».
(Другие толкования этого аята:
2 – наставляй людей и в это точно принесет пользу.
3 – наставляй людей и неважно принесёт это пользу или не принесёт).
«Воспримет его тот, кто страшится,
»
аль-Аля-Всевышний, 87:10
То есть внемлет твоему увещеванию – о, Мухаммад – всем сердцем, и будет бояться Аллаха, и будет знать, что он встретиться с Ним.
«и уклонится от него самый несчастный,
»
аль-Аля-Всевышний, 87:11
«который войдет в Огонь величайший.
»
аль-Аля-Всевышний, 87:12
«Не умрет он там и не будет жить.
»
аль-Аля-Всевышний, 87:13
То есть не умрет, чтобы найти успокоение, и не будет жить жизнью, которая даст ему пользу. Так как в ней для него вред. Потому что из-за жизни он чувствует все виды мучительного наказания.
Приводится со слов Абу Саида Худри, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что касается людей Огня, которые являются его обитателями, то они и не умрут, и не будут жить. А что касается людей, которых постигнет огонь из-за их грехов, Аллах умертвит их, пока их тела не превратятся в уголь. И тогда будет позволено заступничество (шафага) за них. Их приведут группами, и они будут расти в реках рая. И будет сказано: о, обитатели Рая, поливайте их водой, и они начнут расти как растет семечко, принесённое потоком воды». Тогда один человек сказал: как будто Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был в пустыне [Муслим, Ахмад, ибн Маджа 4309].
Аллах в Коране сообщил об обитателях огня:
«Они воззовут: «О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами». Он скажет: «Вы останетесь здесь навечно».
»
аз-Зухруф-Украшения, 43:77
«А тем, которые не уверовали, уготован огонь Геенны. С ними не покончат так, чтобы они могли умереть, и их мучения не облегчатся. Так Мы воздаем каждому неверующему.
»
Фатыр-Творец, 35:36
(Сказали некоторые ученые: их души будут в горле. И не выйдет полностью, чтобы он умер. И не войдет в тело полностью, чтобы он был живым).
«Преуспел тот, кто очистился,
»
аль-Аля-Всевышний, 87:14
То есть очистил себя от пороков и последовал за тем, что Аллах ниспослал Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.
«поминал имя своего Господа и совершал намаз.
»
аль-Аля-Всевышний, 87:15
То есть выстаивал намаз в установленные времена, желая довольство Аллаха, подчиняясь Его приказам и следуя Его шариату.
Сказал ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: в этом аяте имеются ввиду пятикратный намаз. Это мнение выбрал ибн Джарир.
Абу Алия прочитал аяты وَذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلَّى قَدْ أَفْلَحَ مَن تَزَكَّى и сказал: для жителей Медины нет лучше, чем эта садака (садака фитр) и поение водой.
Так же приводится со слов правителя правоверных Умара ибн Абдульазиза, что он приказывал людям выплачивать садака фитр и читал этот аят قَدْ أَفْلَحَ مَن تَزَكَّى
«преуспел тот, кто выплатил садака».
Сказал Катада: وَذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلَّى قَدْ أَفْلَحَ مَن تَزَكَّى : выплатил закят с имущества и желал получить довольство своего Создателя.
«Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни,
»
аль-Аля-Всевышний, 87:16
То есть ставите её выше Последней жизни.
«хотя Последняя жизнь - лучше и дольше.
»
аль-Аля-Всевышний, 87:17
То есть награда Аллаха в Последней жизни лучше, чем земная жизнь, и вечная. Так как земная жизнь бренная, преходящая, а Последняя жизнь - возвышенная и вечная. Так как же может обладающий разумом отдать предпочтение тому, что временно - вечному и заботится о том, что исчезнет в ближайшее время и не заботится о вечном.
Приводится со слов Арфаджа Сакафи, что он попросил ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, прочитать суру «سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الأَعْلَى» и когда он дошел до «Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни» он остановился и повернувшись к сидящим сказал: «Мы предпочли мирскую жизнь Последней». Люди замолчали и он продолжил: «Мы предпочли этот мир, так как увидели её красоту, её женщин, её пищу и напитки. Скрылась от нас Последняя жизнь и мы выбрали ближайшее и оставили следующее». Эти слова были сказаны, показывая скромность и смиренность, или сообщение в общем о положении людей. И Аллах знает лучше.
Приводится со слов Абу Муса Ашари, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто любит мирскую жизнь - причиняет вред загробной жизни, а кто любит загробную жизнь - причиняет вред мирской жизни. Так предпочитайте то, что вечно, тому, что временно» [Ахмад, ибн Хиббан].
«Воистину, это записано в первых свитках -
»
аль-Аля-Всевышний, 87:18
«свитках Ибрахима (Авраама) и Мусы (Моисея).
»
аль-Аля-Всевышний, 87:19
Сказал ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: когда были ниспосланы эти аяты, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все это было в свитках Ибрахима и Мусы» [Баззар].
Этот аят подобен словам Всевышнего:
«Разве ему не поведали о том, что было в свитках Мусы (Моисея)
»
ан-Наджм-Звезда, 53:36
«и Ибрахима (Авраама), который выполнил повеления Аллаха полностью?
»
ан-Наджм-Звезда, 53:37
«Ни одна душа не понесет чужого бремени.
»
ан-Наджм-Звезда, 53:38
«Человек получит только то, к чему он стремился.
»
ан-Наджм-Звезда, 53:39
«Его устремления будут увидены,
»
ан-Наджм-Звезда, 53:40
Икрима сказал: что имеются ввиду аяты суры «Высочайший».
Сказал Абу Алия: история этой суры - в первых свитках.
Ибн Джарир считал, что это указания на слова Всевышнего: «Преуспел тот, кто очистился, (87:14) поминал имя своего Господа и совершал намаз (87:15) Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни (87:16). хотя Последняя жизнь – лучше и дольше (87:17)». Затем Аллах сказал: «Воистину, это» то есть содержание этих слов в первых свитках Ибрахима и Мусы.
Сказал ибн Касир: то, что он избрал - является хорошим и сильным мнением. И оно приводится со слов Катада и ибн Зейда.
Пользы, извлекаемые из этих аятов:
1. Забота Аллаха о Коране.
2. Аллах все знает, все видит и все слышит.
3. Ислам – легкая религия. Она основана на облегчении.
4. При преподавании и призыве следует говорить только то, что люди поймут. Так как в обратном случае они станут отрицать часть религии или сомневаться в ней.
5. Если человек не принимает наставления, то в его сердце есть немного «несчастья».
6. Необходимо очищать себя от плохого нрава.
7. Необходимо выплачивать садака фитр до праздничного намаза.
8. Люди не заботятся от ахирате и забывают о нём, хотя он лучше и вечный.
9. Религия всех пророков - Ислам.