37, аль-Гашийа - Покрывающее

Сказал ибн Ашур:
В мусхафах и в тафсирах эта сура называется сура «الْغَاشِيَة» «Покрывающее». Так же её назвал Тирмизи в своем сборнике.
В сунне также приводится её название как
«هَلْ أَتَاكَ حَدِيثُ الْغَاشِيَةِ» «Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем». Это приводится в хадисе Нугмана ибн Башира. Так её назвал Бухари в своем сборнике.


Согласно единогласному мнению ученых, эта сура была ниспослана в мекканский период.
Была ниспослана 67-ой, после суры 51 «Рассеивающие» и до суры 18 «Пещера».
В суре 26 аятов.


Приводится со слов Нугмана ибн Башира, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в пятничном намазе и в праздничных намазах читал суры 87 «Славь имя Господа твоего Всевышнего» и 88 «Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем» [Муслим, Абу Дауд 1122; Тирмизи 533; Насаи, ибн Маджа 1281].

Quran_88:1

«Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем (Дне воскресения)? »
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:1


الْغَاشِيَةِ – Покрывающая: одно из названий Судного дня.
Это мнение ибн Аббаса, Катада и ибн Зейда. Так как она покроет и охватит всех людей.
(Большинство муфассиров считают, что вопросительная частица هَلْ в этом аяте имеет смысл подтверждения, а не вопроса. Было сказано, что она вопросительная.
Также было сказано, что الْغَاشِيَةِ имеет смысл «огонь, который будет покрывать лица неверующих»
Один из смыслов слова الْغَاشِيَةِ – беда, бедствие, которое охватывает людей).
Quran_88:2

«Одни лица в тот день будут унижены, »
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:2


خَاشِعَةٌ - униженные (по мнению Катады).
Сказал ибн Аббас: Они будут смиренны, но не помогут им их дела.
(По словом «лица» имеются в виду обладатели лиц, так как на лице проявляется состояние человека. Имеются в виду лица неверующих, которые не подчинялись Аллаху).

Quran_88:3

«изнурены и утомлены. »
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:3


То есть они совершали много дел и уставали, но в Судный день будут брошены в пылающий огонь.
Ибн Касир привел слова Имрана Джауни, что он видел, как Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, увидев монаха, заплакал, сказав, что он вспомнил этот аят. Но Имран родился после смерти Умара и не встречался с ним.
Бухари привел (таглик – без иснада) слова ибн Аббаса, что в аяте идет речь о христианах.
Сказали Икрима и Судди: совершающая в этой жизни грехи и утомленная в Огне из-за мучений.
(То есть они совершали дела не ради Аллаха, а ради себя или ради детей, и утомлялись из-за мирского и своих желаний и стремлений.
В Судный они будут таскать цепи и оковы).
Quran_88:4

«Они войдут в Огонь жаркий. »
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:4


Ибн Аббас, Хасан и Катада сказали: в очень жарком огне.
Quran_88:5

«Их будут поить из источника кипящего »
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:5


Сказали ибн Аббас, Муджахид, Хасан и Судди: очень горячий и кипящий.
(Сказали муфассиры: если её капля упадет на горы, то расплавит их.
Это их напиток. Каждый раз, когда они захотят пить - их будут поить из этого источника. Как сказал Всевышний Аллах:
Quran_18:29

«Скажи: «Истина - от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». Мы приготовили для беззаконников Огонь, стены которого будут окружать их со всех сторон. Если они станут просить о помощи (или дожде), то им помогут водой, подобной расплавленному металлу (или осадку масла), которая обжигает лицо. Мерзкий напиток и скверная обитель! »
аль-Кахф-Пещера, 18:29


То есть когда её будут подносить к их лицам - она будет обжигать их лица, и мясо будет спадать с него. А когда она попадет внутрь - будет разрывать внутренности. Как сказал Всевышний Аллах:
Quran_47:15

«Вот описание Рая, обещанного богобоязненным! В нем текут реки из воды, которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется, реки из вина, дарующего наслаждение пьющим, и реки из очищенного меда. В нем для них уготованы любые фрукты и прощение от их Господа. Неужели они подобны тем, которые вечно пребывают в Огне и которых поят кипящей водой, разрывающей их кишки? »
Мухаммад-Мухаммад, 47:15


Если кто-либо спросит, как может быть этот источник в огне Джаханнама, ведь вода обычно тушит огонь.
Ответ: во-первых, то что будет происходить в Ахирате нельзя сравнивать с этим миром.
Солнце в Судный день будет на расстоянии мили. А это или же палочка для нанесения сурьмы или миля, равная 1300 метрам. Если бы это случилось в этом мире, то все люди сгорели бы, но это произойдет в Судный день, который никак нельзя сравнивать с эти миром.
Или, например, все люди будут стоять в Судный день в одном месте и будут потеть. У кого-то пот будет доходить до щиколоток, у кого-то до колен, у кого-то до ключиц. Хотя все они будут стоять на одном ровном месте.
Во-вторых, Аллах Всемогущий и может сделать все, что пожелает).
Quran_88:6

«и кормить только ядовитыми колючками, »
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:6


Али ибн Абу Тальха передал слова ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что это - дерево из огня.
Сказал Саид ибн Джубейр: это заккум. Также он сказал, что это камни.
Сказали ибн Аббас, Муджахид, Икрима, Абу Джауза и Катада это الشَّبْرِقُ – стальник (колючий кустарник, который не едят животные).
Сказал Катада: Курайш весной называет его الشَّبْرِقُ , в летом الضَّرِيعٍ.
Сказал Икрима: это колючее растение, стелющееся по земле.
Бухари привел слова Муджахида: الضَّرِيعٍ это растение, которое называют الشَّبْرِقُ, жители Хиджаза называют его الضَّرِيعٍ, когда он высыхает. Этот ядовитое растение.
Сказал Саид ибн Джубейр: это самая плохая, омерзительная и отвратительная пища.
(Но в Джаханнаме это растение будет не таким, как в этом мире.
Также есть мнение, что это пища, после которой люди будут молить Аллаха, чтобы он избавил от неё. Это исходя из глагола ضَرُعَ –молить, покорно просить ).
Quran_88:7

«от которых не поправляются и которые не утоляют голода. »
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:7


То есть не осуществляется то, ради чего его ели, и не удаляется голод. То есть человек не получает пользы ни внешней, ни внутренней.
После того, как Аллах упомянул положение несчастных, далее упомянул положение счастливых:

Quran_88:8

«Другие же лица в тот день будут радостны. »
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:8


В тот день: то есть в Судный день.
نَاعِمَةٌ – то есть на их лицах видны радость и довольство. И это благодаря их стремлениям.
(Их лица довольны из-за радости и огромной награды от Всевышнего. И об этом они узнали еще в могилах. Так как в могиле открывается дверь из рая).
Quran_88:9

«Они будут довольны своими стараниями »
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:9


Сказал Суфьян: они довольны своими делами.
Quran_88:10

«в Вышних садах. »
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:10

(Кулиев)
в саду возвышенном (88:10) (Крачковский).
То есть в высоких, прекрасных комнатах, и находятся в безопасности и спокойствии.

Quran_88:11

«Они не услышат там словоблудия. »
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:11

(Кулиев).
Не услышишь ты в нем болтовни.(88:11) (Крачковский)
То есть они не услышат в раю пустых, ненужных слов.
Это подобно словам Всевышнего:

Quran_56:25

«Они не услышат там ни празднословия, ни греховных речей, »
аль-Вакиа-Событие, 56:25

Quran_56:26

«а только слова: «Мир! Мир!». »
аль-Вакиа-Событие, 56:26


Quran_88:12

«Там есть источник текущий. »
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:12


Здесь не имеется в виду, что в раю всего лишь один источник. Так как слово «источник» пришло в неопределенной форме и означает вид и означает, что в раю много текущих источников.
Quran_88:13

«Там воздвигнуты ложа, »
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:13


Quran_88:14

«расставлены чаши, »
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:14


Там воздвигнуты ложа – высокие, мягкие, на них постелено много постелей. Было сказано, что когда приближенный Аллаха захочет сесть на них - они смиряются перед ним.
Расставлены чаши – то есть для них приготовлены сосуды для питья.
Quran_88:15

«разложены подушки, »
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:15


Quran_88:16

«и разостланы ковры. »
аль-Гашийа-Покрывающее, 88:16


Сказал ибн Аббас: وَنَمَارِقُ - подушки. То же самое сказали Икрима, Катада, Даххак, Судди, Суфьян Саури и другие.
Сказал ибн Аббас: وَزَرَابِيُّ - ковры. То же самое сказал Даххак и другие ученые.
مَبْثُوثَةٌ – то есть разостланы и тут и там для тех, кто хочет сидеть на них.


Пользы, извлекаемые из этих аятов:
1. Человек должен исправлять свои убеждения, свои поступки и поклонения, чтобы спастись от Огня и получить награду за свои поступки. Чтобы его старания не были тщетными.
2. Стремление совершать поступки, ведущие в рай и остерегаться и избегать поступков, ведущих в ад.
3. Все, что приводится в Коране и сунне в описании рая или ада нам известны только названия, но не сущность. Поэтому ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: общее между тем, то что в ахирате и этом мире - это всего лишь названия (Табари).
4. Человек выбирает один из двух путей.
5. Нельзя сравнивать то, что будет после смерти, с законами этого мира.
6. Обязательность веры в День воскресения.

38, аль-Гашийа - Покрывающее (часть 2)
36, Аль-Фаджр - Заря (часть 3)
 

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/