Сказал ибн Ашур:
Во всех мусхафах, в тафсирах, в книгах сунны эта сура называется сура «الْفَجْر» «Заря».
Согласно мнению большинства ученых, эта сура была ниспослана в мекканский период.
Кроме того, что привел ибн Атыя со слов Абу Амра ад-Дани, что он привел, что, по мнению некоторых ученых, она ниспослана в мединский период.
Была ниспослана 10-ой, после суры 92 «Ночь» и до суры 93 «Утро».
В суре 32 аята, по мнению ученых Мекки и Медины. Они поделили 15 и 16 аяты.
И 30 аятов - по мнению ученых Шама и Куфы. А по мнению ученых Басре - в суре 29 аятов.
Передает Джабир, что Муаз, да будет доволен им Аллах, совершал намаз имамом и пришел один человек и присоединился к нему. Затем он прервал намаз и совершил его отдельно в уголке мечети и ушел. Когда об это узнал Муаз, да будет доволен им Аллах, сказал: «Лицемер».
Когда об этом узнал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил у парня и он сказал: «О Посланник Аллаха, я пришел читал намаз с ним, но он совершал его очень долго. Поэтому я ушел и совершил намаз в уголке мечети, а затем пошел кормить свою верблюдицу.
Услышав это, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Муаз! Неужели ты искушаешь людей? Почему ты не прочел суры 87 «Славь имя Господа твоего Величайшего...», 91 «Клянусь солнцем и его сиянием...», 89 «Клянусь зарею...» или 92 «Клянусь ночью, когда она покрывает...» [Насаи].
«Клянусь зарею!
»
аль-Фаджр-Заря, 89:1
«Клянусь зарей, когда она занимается!
»
аль-Муддассир-Завернувшийся, 74:34
Время между рассветом и восходом солнца в разные времена года бывает разным. В наших широтах и севернее летом бывают «белые ночи», когда фактически нет рассвета.
Рассвет бывает двух видов: настоящий и лживый.
Отличие между ними:
1- Лживый рассвет бывает вертикальный, а настоящий - горизонтальный.
2 – После настоящего рассвета нет темноты, становится светлее вплоть да восхода солнца. А после лживого - опять становится темно.
3 –Настоящий рассвет бывает на горизонте. А лживый - выше горизонта. Между ним и горизонтом остается темнота.
Эти отличия можно увидеть вдали от городов – там, где нет электричества.
Только Аллах может вывести рассвет.
«Скажи: «Как вы думаете, какой бог, кроме Аллаха, сможет принести вам свет, если Аллах продлит вам ночь до Дня воскресения? Неужели вы не слышите?».
»
аль-Касас-Рассказ, 28:71
«Клянусь десятью ночами!
»
аль-Фаджр-Заря, 89:2
Сказал ибн Касир: более правильным является первое мнение.
Ибн Касир в доказательство этому привел хадис, переданный Джабиром, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Десять дней – это десять дней месяца жертвоприношения, нечетный – это день стояния на Арафа, а четный день – это день жертвоприношения» [Ахмад, Насаи в «Кубра»]. Ибн Касир, комментируя хадис, сказал: передатчики этого хадиса приемлемые, но приписывание этих слов Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует - в этом есть проблема.
«Клянусь четом и нечетом!
»
аль-Фаджр-Заря, 89:3
«Поминайте Аллаха в считанные дни (в течение трех дней в долине Мина). Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны.
»
аль-Бакара-Корова, 2:203
«Мы сотворили все сущее парами, - быть может, вы помяните назидание.
»
аз-Зарийат-Рассеивающие прах, 51:49
(У слова الْوَتْرِ имеется два правильных вида чтения:
1 – الْوَتْرِ уау с фатхой.
2 - الْوِتْرِ уау с касрой.
Если аят подразумевает несколько смыслов и нет довода на один из них, все смыслы являются правильными).
«Клянусь ночью, когда она проходит!
»
аль-Фаджр-Заря, 89:4
«Клянусь ночью, когда она наступила (или отступила)!
»
ат-Таквир-Скручивание, 81:17
«Клянусь рассветом, когда он забрезжил!
»
ат-Таквир-Скручивание, 81:18
«Неужели этих клятв не достаточно для обладающего разумом?
»
аль-Фаджр-Заря, 89:5
Пользы, извлекаемые из этих аятов:
1- Аллах создатель всего сущего и поэтому он имеет право клясться своими созданиями.
2 – Клятва – это возвеличивание и поэтому мусульманину разрешено клясться только Аллахом и запрещено клясться его творениями. Передают также, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не клянитесь своими отцами или матерями и не клянитесь теми, кого приравнивают к Аллаху, а когда клянетесь Аллахом, говорите только правду» [Aбу Дауд, Насаи].
3. Аллах поклялся зарей, рассветом, указывая на его создание и что только Он, Всевышний, может завершить ночь. А также указывая на то, что рассвет связан с некоторыми поклонениями.
4. Аллах создал время и выделил некоторые месяцы и дни для поклонения. Первые 10 дней месяца зульхиджа и последние 10 ночей месяца рамадан дни и ночи, когда поклонение совершать желательнее.
Месяц зульхиджа: 9-ый день день Арафа –пост для тех, кто не находится в долине Арафа.
10-ый день - день жертвоприношения.
Месяц рамадан – пост и ночь могущества.
Мусульманин должен использовать эту возможность и должен проводить эти дни в поклонении Всевышнему искренне и желая достичь Его довольство.
• 5. «Чёт и нечёт» сюда входят все создания Аллаха. Аллах поклялся ими показывая свою мощь и мудрость в создании всего сущего. Ученые же привели примеры на это.
• 6. Аллах каждого человека наделил разумом, для того, что бы он признал своего Господа и жил подчиняясь Ему и поклоняясь Ему. И в том, что создал Аллах имеются явные указания для обладателей разума.
Разум назвали «хиджром», так как он препятствует человеку совершать то, что не подобает, и говорить то, что не подобает.
• Разум назвали «аклом» - عَقْل так как он удерживает человека от непристойностей.
• Разум назвали «нуха», так как он запрещает совершать то, что не подобает.
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/