Сказал ибн Ашур:
В мусхафах, а также в тафсирах, эта сура называется сура «الْبَلَد» «Город».
В сборнике Бухари это сура называется сура «لاَ أُقْسِمُ».
То есть - или же смотря на первые слова в суре, или же принимая в расчет, о чем идет речь в начале суры.
Согласно мнению большинства ученых, эта сура была ниспослана в мекканский период.
Сказали Замахшари и Куртуби, что в этом единогласны все ученые. И в большинстве тафсиров авторы ограничились упоминанием этого мнения.
Упомянул Ибн Атыя, что некоторые ученые считали её мединской.
Была ниспослана 35-ой, после суры 50 «Каф» и до суры 86 «Идущий ночью».
В суре двадцать аятов.
«Нет, клянусь этим городом (Меккой)!
»
аль-Балад-Город, 90:1
Аллах поклялся Меккой – Матерью поселений – когда живущий в ней находится не в ихраме, чтобы показать на её величие, когда её жители находятся в ихраме.
Передал Икрима, что ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Клянусь этим городом» то есть Меккой. «Ты обитаешь в этом городе» тебе, о Мухаммад, дозволено сражаться в нем. Это также мнение Саида ибн Джубейра, Абу Салиха, Атыя, Даххака, Катады, Судди и ибн Зейда.
«Ты обитаешь в этом городе (или Тебе будет дозволено сражаться в этом городе).
»
аль-Балад-Город, 90:2
Сказал Муджахид: то, что ты получил, то это дозволено для тебя.
Сказал Катада: Ты находишься в нём без затруднения и греха.
Сказал Хасан Басри: Аллах сделал Мекку дозволенной для Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, на часть дня.
Это приводится в достоверном хадисе, который привели Бухари и Муслим. Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Этот город Аллах сделал запретным в день создания небес и земли, и она будет святыней до Судного дня. Нельзя вырубать деревья и рвать траву на её территории.
Мне она была дозволена только в течении части дня и она вновь стала запретной, как и вчера. Так пусть же присутствующий известит об этом отсутствующего». В другой версии хадиса сказано: «Если кто-либо будет оправдываться тем, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сражался в ней, скажите, что Аллах дозволил это своему Посланнику, да благословит и приветствует его Аллах, и не дозволил этого вам».
(لا в этом аяте является добавочной и не означает отрицания).
Аят имеет два толкования.
1. Аллах клянется Меккой, в которой проживает Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах.
2. Аллах сделал её дозволенной Посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, в день завоевания Мекки на небольшой промежуток времени.
«Клянусь родителем и тем, кого он породил (Адамом и его потомством, или Ибрахимом и его потомками, в том числе Исмаилом и Мухаммадом)!
»
аль-Балад-Город, 90:3
Сказал ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: родитель – тот, у кого есть дети и тот, кто не родил, то есть бесплодный, который не может иметь детей. (Здесь ما как частица отрицания).
Родитель – это Адам, мир ему, а те, кого он породил - его потомство. Это мнение Муджахида, Абу Салиха, Катады, Даххака, Суфьяна Саури, Саида ибн Джубейра, Судди, Хасана Басри.
Сказал ибн Касир: это мнение - Муджахида и тех, кто с ним согласен, - хорошее. Так как Аллах вначале поклялся Меккой – главным поселением земли. Затем Аллах поклялся тем, кто живет на ней (на земле) и это - отец всего человечества Адам, мир ему, и его потомство.
Также было сказано, что это Ибрахим, мир ему, и его потомство.
Ибн Джарир посчитал, что имеется в виду каждый родитель и каждое дитя. И это касается и людей и животных.
«Мы создали человека в тяготах.
»
аль-Балад-Город, 90:4
Воистину, Мы создали человека [и наделили его] тяготами. (Османов)
Имеется несколько толкований аята.
1. Стоящим прямо, выпрямленным. Это мнение ибн Масуда, ибн Аббаса, Икримы, Муджахида, Ибрахима Нахаги, Даххака. То есть человек создан совершенным в прекрасном обличии.
2. Сказал ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: с трудностями в создании. И привел в пример время рождения ребенка и рост его зубов.
3. Трудности и тяготы жизни. Мнение Саида ибн Джубейра.
Сказал ибн Джарир: имеются в виду трудности и тяготы жизни.
«Неужели он полагает, что никто не справится с ним?
»
аль-Балад-Город, 90:5
Сказал Хасан Басри: то есть заберет его имущество.
Сказал Катада: человек думает, что Аллах не спросит его об имуществе, как он заработал его и на что потратил.
«Он говорит: «Я погубил богатство несметное!».
»
аль-Балад-Город, 90:6
Человек говорит: «Я истратил богатство несметное [на вражду с Мухаммадом, да благословит и приветствует его Аллах]» (Османов).
لُّبَداً – много. То есть человек говорит, что он потратил большое количество имущества и денег. Это мнение Муджахида, Хасана Басри, Катады и Судди.
«Неужели он полагает, что никто не видел его?
»
аль-Балад-Город, 90:7
Муджахид и другие ученые сказали, что он думает, что Аллах не видит его.
«Разве Мы не наделили его двумя глазами,
»
аль-Балад-Город, 90:8
«языком и двумя устами?
»
аль-Балад-Город, 90:9
«Разве Мы не указали ему на две восходящие тропы?
»
аль-Балад-Город, 90:10
И повели его по двум путям [добра и зла]? (Османов)
النَّجْدَيْنِ – две дороги, два пути.
Сказал ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: пути добра и зла. Это также мнение ибн Аббаса, Муджахида, Икримы, Даххака и других.
Также было сказано: две груди.
( النجد- высокогорная, труднопроходимая дорога).
«Но он не стал преодолевать крутую тропу.
»
аль-Балад-Город, 90:11
Так почему же он не стал преодолевать трудности [вместо того, чтобы тратить богатства на вражду с Мухаммадом, да благословит и приветствует его Аллах]) (Османов).
Передал ибн Джарир, что ибн Умар сказал, комментируя этот аят «Он вошел в гору, находящуюся в джаханнаме».
Сказал Кааб Ахбар: семьдесят ступеней в аду.
Сказал Хасан Басри: то есть преграду в Огне.
Сказал Катада: это труднопроходимая дорога и они преодолели её с помощью подчинения Всевышнему Аллаху.
Сказал ибн Зейд: разве он не шел по пути спасения и блага и затем Аллах объяснил этот путь.
«Откуда ты мог знать, что такое крутая тропа?
»
аль-Балад-Город, 90:12
«Это - освобождение раба
»
аль-Балад-Город, 90:13
Сказал Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах: «Кто освободил из рабства мусульманина, Аллах освободит каждую часть тела его от огня: рука за руку, нога за ногу, половой орган за половой орган». Али ибн Хусейн спросил Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах: "Ты слышал это сам, о Абу Хурайра?" Он сказал: "Да". Тогда Али ибн Хусейн велел позвать своего раба Мутаррифа и сказал ему, что он свободен. [Бухари, Муслим, Тирмизи, Насаи, Ахмад].
«или кормление в голодный день
»
аль-Балад-Город, 90:14
Сказал ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: в голодный день. Так же сказали Икрима, Муджахид, Катада, Даххак и многие другие.
Сказал Ибрахим Нахаги: в день, когда еды много.
Сказал Катада: в день, когда еда желанна.
«сироту из числа родственников
»
аль-Балад-Город, 90:15
Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Садака (милостыня), данная нуждающемуся - это простая садака, а садака родственнику – это садака и поддерживание родственных связей» [Тирмизи, Насаи].
«или приникшего к земле бедняка.
»
аль-Балад-Город, 90:16
или обездоленного (Османов)
Сказал ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: это человек, брошенный на землю и не имеющей дома и чего-либо, защищающего его от земли.
Также было сказано - это человек, находящийся на чужбине, далеко от своего дома.
Сказал Икрима: это – бедный, нуждающийся должник.
Сказал Саид ибн Джубейр: это тот, кто остался один.
Сказали ибн Аббас, Саид, Катада и Мукатиль: это тот, у кого большая семья.
«А после этого надо быть одним из тех, которые уверовали и заповедали друг другу терпение и заповедали друг другу милосердие.
»
аль-Балад-Город, 90:17
А после того, что он обладает этими качествами, он еще и верует во Всевышнего Аллаха и надеется на его награду.
«Таковы люди правой стороны.
»
аль-Балад-Город, 90:18
«Те же, которые не уверовали в Наши знамения, являются людьми левой стороны,
»
аль-Балад-Город, 90:19
«над которыми сомкнется Огонь.
»
аль-Балад-Город, 90:20
И окружены они будут огнем [адским] со всех сторон. (Османов)
مُّؤْصَدَةٌ – закрывшая.
Сказал ибн Аббас, да будет доволен им Аллах : с закрытыми вратами.
Сказал Даххак: стена без дверей.
Сказал Катада: закрывшая и где нет света, нет щелей и невозможно никогда выйти из неё.
Пользы, извлекаемые из суры:
1 – Величие Мекки.
2 – В нашей жизни всегда присутствуют тяготы и трудность.
3 – Помощь нуждающимся поможет преодолеть сират в Судный день.
4. – Особенностью общества мусульман является наставление в терпении и милости.
5 – Вера побуждает к благим делам.