31, Аль-Лейль-Ночь

Сказал ибн Ашур:
В большинстве мусхафов, а также в некоторых тафсирах, эта сура называется сура «اللَّيْل» «Ночь».
В большинстве тафсиров, эта сура называется сура «وَاللَّيْل» «Клянусь ночью».
В сборниках Бухари и Тирмизи это сура называется сура «وَاللَّيْلِ إِذَا يَغْشَى»
В суре двадцать аятов. (Но в наших мусхафах 21 аят).


Согласно мнению большинства ученых, эта сура была ниспослана в мекканский период. Многие муфассиры упомянули только это мнение.
Ибн Атыйя привел мнение Махди, что она мекканская. Также Суюти в «Иткане» привел оба этих мнения. Так как причиной ниспослания 5-го аята суры является история, произошедшая в Медине.
Была ниспослана 9-ой, после суры 87 «Высочайший» и до суры 89 «Заря».

 Приводится, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал Джабиру, да будет доволен им Аллах: «Почему ты не читал суру «Высочайший» и «Солнце» и «Ночь»» [Бухари, 705; Муслим].

Quran_92:1

«Клянусь ночью, когда она покрывает землю! »
аль-Лейл-Ночь, 92:1

(Кулиев)
Клянусь ночью, когда она покрывает [мраком все, что между небом и землей], (Османов)
Quran_92:2

«Клянусь днем, когда он проясняется! »
аль-Лейл-Ночь, 92:2


Quran_92:3

«Клянусь Тем, Кто создал мужчину и женщину! »
аль-Лейл-Ночь, 92:3


Это как слова Всевышнего:

Quran_78:8

«Мы сотворили вас парами, »
ан-Наба-Весть, 78:8


И как слова Всевышнего:
Quran_51:49

«Мы сотворили все сущее парами, - быть может, вы помяните назидание. »
аз-Зарийат-Рассеивающие прах, 51:49


Ученики Абдулла ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, приехали к Абу Дарде, да будет доволен им Аллах, и он спросил их: "Кто из вас читает также, как читает Абдулла?" Они сказали, что все они читают, как он. Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, спросил: "А кто среди вас лучший чтец?" Они указали на Алкаму, да будет доволен им Аллах. Он спросил у Алькамы, да будет доволен им Аллах: "Ты слышал, как Абдулла читает суру «Ночь»? И он сказал:
والذَّكَرَ وَالأُنثَى
«Клянусь мужчиной и женщиной».
Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я свидетельствую, что я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, читал её (суру) таким образом, о они хотят сделать وَمَا خَلَقَ الذَّكَرَ وَالْأُنثَى. Клянусь Аллахом, я не буду им следовать» [Бухари, 4944; Муслим].

  Большинство ученых читают этот аят так, как он записан в мусхафе Усмана, да будет доволен им Аллах, то есть:
وَمَا خَلَقَ الذَّكَرَ وَالْأُنثَى
Из-за того, что Аллах поклялся противоположными вещами, то и в ответе клятвы приводятся противоположные вещи. Всевышний Аллах сказал:

Quran_92:4

«Ваши стремления различны. »
аль-Лейл-Ночь, 92:4


То есть деяния людей, которые они совершают, также противоположны и разнообразны. Среди них есть совершающие благие дела и есть совершающие дурные дела.

Quran_92:5

«Тому, кто отдавал должное (или раздавал милостыню) и был богобоязнен, »
аль-Лейл-Ночь, 92:5


То есть выплачивал и давал то, что приказано, и боялся Всевышнего Аллаха.
Quran_92:6

«кто признавал наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), »
аль-Лейл-Ночь, 92:6


То есть возмездие за это (богобоязненность и денежные пожертвования). Это мнение Катады.


Сказал Хусейф: вознаграждение (саваб).
Сказали ибн Аббас, Муджахид, Икрима, Абу Салих и Зейд ибн Аслям: возмещение.
Сказали Абу Абдурахман Сулями и Даххак: это слова
لا إله إلا الله (Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха).
Также Икрима сказал, что это то, чем Аллах наделил его.
Также сказал Зейд ибн Аслям, что это намаз, закят и пост. И однажды сказал - и садака фитр.
Ибн Касир привел хадис, что Посланник Аллаха сказал, да благословит и приветствует его Аллах, что это рай. Но хадис слабый.


Quran_92:7

«Мы облегчим путь к легчайшему (к праведным деяниям). »
аль-Лейл-Ночь, 92:7


Сказал ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: то есть к благу (добру).
Сказал Зейд ибн Аслям: путь к раю.
Некоторые ученые сказали, что воздаянием за благое дело является еще одно благое дело. А наказанием за греховное дело является еще одно греховное дело.
Quran_92:8

«А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, »
аль-Лейл-Ночь, 92:8

(Кулиев)
А тому, кто был скуп, и полагал, что не нуждается [в Аллахе], (Османов)
Икрима передал слова ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: то есть был скуп в имуществе и считал, что не нуждается в своем Господе.
Привел ибн Абу Хатим: то есть
Quran_92:9

«кто счел ложью наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), »
аль-Лейл-Ночь, 92:9

Кулиев
кто не признавал наилучшего [слова], Османов
Привел ибн Абу Хатим: то есть в воздаяние Судный день.
Quran_92:10

«Мы облегчим путь к тягчайшему (к злу и наказанию). »
аль-Лейл-Ночь, 92:10


То есть путь к злу, как это приводится в словах Всевышнего:
Quran_6:110

«Мы отворачиваем их сердца и умы, поскольку они не уверовали в него в первый раз, и оставляем их скитаться вслепую в собственном беззаконии. »
аль-Анам-Скот, 6:110

َАятов, указывающих на этот смысл, очень много. То есть, что Аллах воздает тому, кто желает блага, помощью и поддержкой. И воздает тому, кто желает зло - оставлением без помощи и поддержки. И всё это - согласно предопределению Всевышнего Аллаха. Также этот смысл приводится во многих хадисах.


Затем ибн Касир привел несколько риваятов одного хадиса. Приведем один из них.
  Сообщается, что Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды), когда мы присутствовали на похоронах, к нам пришел Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, присутствовал на похоронах в Баки' аль-Аркад, у него в руке была небольшая палка, которой он ударял о землю, а (через некоторое время) он, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Нет среди вас (человека), место которого в раю или в аду уже не было бы определено".
(Люди) спросили: "О посланник Аллаха, так не оставить ли нам дела и положиться на то, что уже предопределено нам?". Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Делайте (то, что вам велено), а каждому (из вас) будет облегчено (совершение) того, для чего он создан. Что касается счастливых, то для них будет облегчено совершение дел счастливых, что же касается злосчастных, то для них будет облегчено совершение дел злосчастных", после чего он, да благословит и приветствует его Аллах, прочитал (нижеследующие айаты): "Что касается того, кто отдавал, и был богобоязненным, и признавал наилучшее, то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему"». [Бухари, 4949 и Муслим, 2647].
Далее ибн Касир привел длинный хадис и причину ниспослания этих аятов. Но ибн Касир сам посчитал его слабым.


  В хадисе сказано, что пальма одного жадного человека выходила на территорию соседа, который был праведным и бедным. И жадный человек заходил и собирал упавшие финики и даже забирал изо рта детей. Праведный сосед пожаловался Посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, попросил хозяина пальмы подарить её бедному соседу и ему за это будет пальма в раю. Но он отказался. Один из мусульман, узнав об этом, обменял её у хозяина на 40 пальм и подарил Пророку, да благословит и приветствует его Аллах, а Пророк, да благословит и приветствует его Аллах - тому мусульманину.


Сказал Ибн Джарир, упомянули, что причиной ниспослания этих аятов является Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, в Мекке покупал и освобождал из рабства слабых и женщин. Его отец сказал ему: "Зачем ты освобождаешь слабых, лучше покупай и освобождай сильных, которые могут защитить тебя". Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал, что желает то, что у Аллаха.
И семья Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, говорила, что эти аяты ниспосланы по этому поводу.

Quran_92:11

«Не спасет его достояние, когда он падет (в Геенну или погибнет). »
аль-Лейл-Ночь, 92:11

(Кулиев)
И не поможет ему его достояние, когда его ввергнут [в ад]. (Османов).
Сказал Муджахид: когда он умрет.
Абу Салих и Малик передали слова Зейжа ибн Асляма: когда будет ввергнут в ад.

Quran_92:12

«Воистину, Нам надлежит вести прямым путем. »
аль-Лейл-Ночь, 92:12

Сказал Катада: то есть мы разъясним ему халяль и харам.
Сказали другие ученые: кто следует по прямому пути доберется до Аллаха. Это как слова Всевышнего:

Quran_16:9

«Аллах указывает на прямой путь, но есть дороги, которые уводят в сторону. Если бы Аллах пожелал, то Он вас всех наставил бы на прямой путь. »
ан-Нахль-Пчёлы, 16:9

Quran_92:13

«Нам же принадлежат жизнь Последняя и первая. »
аль-Лейл-Ночь, 92:13


То есть принадлежит Мне и я распоряжаюсь как пожелаю.

Quran_92:14

«Я предостерег вас от пылающего Огня. »
аль-Лейл-Ночь, 92:14


تَلَظَّى – сказал Муджахид: пылает.
  В хадисе сообщается, что Посланник Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине в день Воскресения наиболее лёгкому наказанию подвергнется человек из обитателей Огня, которому на ступни (подошва) будут ставить раскаленные угли и из-за этого у него будут кипеть мозги» [Бухари, 6561; Муслим].
Также ибн Касир привел другой риваят, что на нём будут сандалии и ремешки из огня. И его мозги будут кипеть как котел. И он будет думать, что у него худшее наказание хотя на самом деле это самое легкое наказание [Муслим].
Quran_92:15

«Войдет в него только самый несчастный, »
аль-Лейл-Ночь, 92:15


То только самый несчастный войдет в него так, то огонь будет его окружать со всех сторон. Далее Аллах разъяснил:

Quran_92:16

«который считает истину ложью и отворачивается. »
аль-Лейл-Ночь, 92:16


Который считает истину ложью сердцем и отворачивается от действия частями тела.
  Передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «В ад войдет только несчастный». У него спросили: "А кто является несчастным?" Он, да благословит и приветствует его Аллах, ответил: «Который не повинуется и не оставляет ради Аллаха грехи» [Ахмад].
 Также Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Вся моя умма в Судный день войдет в рай, кроме тех, кто отказался». Спросили: "А кто откажется, о, Посланник Аллаха?" Он, да благословит и приветствует его Аллах , сказал: «Кто будет слушаться меня - войдет а рай, а кто ослушается меня - тот отказался» [Бухари, 7280; Ахмад].
Quran_92:17

«Отдален от него будет самый богобоязненный, »
аль-Лейл-Ночь, 92:17


  От огня будет удален праведный, богобоязненный, чистый человек. Затем Аллах разъяснил:
Quran_92:18

«который раздает свое имущество, очищаясь, »
аль-Лейл-Ночь, 92:18

(Кулиев)

Который дарит свое достояние, чтобы очиститься [от скверны грехов]. (Османов)
То есть расходует свое имущество на пути Аллаха, чтобы очистить себя и свое имущество.

Quran_92:19

«и всякую милость возмещает сполна »
аль-Лейл-Ночь, 92:19

(Кулиев)
И никто не должен возмещать ему оказанную милость, (Османов)

То есть он не расходует свое имущество в ответ на оказанную милость, а расходует его:

Quran_92:20

«только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. »
аль-Лейл-Ночь, 92:20


То есть желая увидеть его в Судный день, находясь в садах рая.
Quran_92:21

«И он непременно будет удовлетворен. »
аль-Лейл-Ночь, 92:21


То есть будет доволен и удовлетворен тот, кто обладает этими качествами.


Многие муфассиры сказали, что причиной ниспослания этих аятов является Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. Некоторые даже сказали, что это единогласное мнение ученых.
И он, нет сомнения, входит в смысл этих аятов. Слова аятов являются общими, но Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, превзошел всех в этой умме своим поступками. Затем ибн Касир упомянул хорошие качества Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Кто пожертвует на пути Аллаха два вида имущества, стражники Рая призовут его и скажут: "О, раб Аллаха, это благое дело». Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: "О, Посланник Аллаха, каждого призовут из одних врат рая, а есть те кого призовут из всех врат? Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Да, и я думаю, что ты один из них» [Бухари, 1897; Муслим].


Пользы, извлекаемые из суры:
1 – Расходование имущества ради Аллаха и богобоязненность являются причиной облегчения совершения благих дел.
2 – Человек должен часть имущества давать в виде милостыни (садака), чтобы уберечься от Огня.
3 – Также, как ночь и день, мужчины и женщины разные, также и люди в своих делах разные. Есть хорошие и плохие, богобоязненные и грешные.
4 – Только Аллах наставляет на истинный путь.
5 – Человек должен совершать благие дела и жертвовать свое имущество ради Аллаха, а не ради чего-то мирского и не ожидая благодарности в ответ.

32, Аш-Шамс-Солнце
30, Ад-Духа - Утро
 

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/