Сказал ибн Ашур: "В большинстве мусхафов, а также во многих тафсирах, а также в сборнике Тирмизи эта сура называется сура «الضُّحَى» «Утро». Во многих тафсирах, а также в сборнике Бухари эта сура называется сура «وَالضُّحَى» «Клянусь утром». Не приводится ни одного достоверного сообщения со слов сподвижников и названии этой суры. В суре одиннадцать аятов.
Согласно единогласному мнению ученых, эта сура была ниспослана в мекканский период.
Была ниспослана 11-ой, после суры 89 «Заря» и до суры 94 «Разве мы не раскрыли».
В начале тафсира суры Ибн Касир привел мнение о желательности произносить такбир после каждой суры после суры «Утро» и до конца Корана.
Что Икрима ибн Сулейман, да будет доволен им Аллах, читал Коран Исмаилу ибн Константину и Шиблю ибн Аббаду, и они сказали ему произносить такбиры, и сказали мы читали Коран ибн Касиру, и он приказал нам это. И сказал, что он читал Муджахиду, а Муджахид читал ибн Аббасу, который читал Убайю ибн Каабу, который читал Посланнику Аллаху, да благословит и приветствует его Аллах, и он приказал ему произносить такбиры (Хаким).
Это сунна, которая приводится только от Абу Хасана Ахмада ибн Мухаммада ибн Абдулла аль-Баззи из сыновей Касима ибн Абу Базза.
Он был имамом в чтении Корана. Но со стороны хадисов Абу Хатим ар-Рази считал его слабым передатчиком. Также считал его слабым и Абу Джафар Укейли.
Но Шихабуддин Абу Шама в шархе «Шатыбия» привел, что Шафии услышал, что один человек в намазе говорил такбиры после этих сур и сказал: «Ты сделал хорошо и по сунне». Это указывает на достоверность этого хадиса.
Имеется разногласие о месте такбира и о способе произношения.
Одни сказали, что он произносится после суры «Ночь», другие - что после суры «Утро» и до конца Корана.
Сказали некоторые ученые, что произносится только такбир. Сказали другие ученые, что произнося следующие слова:
الله أكبر لا إله إلا الله الله أكبر
Чтецы Корана упомянули, что, когда откровения прервались и после перерыва была ниспослана сура «Утро», Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, от радости сказал такбир.
Сказал ибн Касир: "Но это не приводится с иснадом, чтобы проверить его достоверность или слабость".
(Имам Ахмад считал эти такбиры желательными, а остальные ученые так не считали. Но есть второе мнение Ахмада, соответствующее мнению большинства.
Это приводится от чтецов Корана Мекки).
«Клянусь утром!
»
ад-Духа-Утро, 93:1
В другом риваяте сказано, что Джибриль, мир ему, не приходил некоторое время и мушрики сказали: "Господь Мухаммада покинул его". И Аллах ниспослал эту суру.
Было сказано, что эта женщина Умму Джамиль - супруга Абу Ляхаба.
Также ибн Касир упомянул два риваята, что Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, сказала Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что твой Господь оставил тебя, но эти риваяты - мурсаль (хадисы, переданные без упоминания сподвижника). Или упоминание Хадиджы, да будет доволен ею Аллах, является ошибочным.
Некоторые ученые, как ибн Исхак, сказали, что это сура была ниспослана, когда Джибриль, мир ему, показался Посланнику Аллаху, да благословит и приветствует его Аллах, в своем настоящем виде.
Аллах клянется утром и светом, которые Аллах сделал в это время.
(Было сказано, что имеется в виду день).
«Клянусь ночью, когда она успокаивается (или покрывается мраком)!
»
ад-Духа-Утро, 93:2
«Клянусь ночью, когда она покрывает землю!
»
аль-Лейл-Ночь, 92:1
«Клянусь днем, когда он проясняется!
»
аль-Лейл-Ночь, 92:2
«Он раскрывает утреннюю зарю. Он предназначил ночь для покоя, а солнце и луну - для исчисления. Таково установление Могущественного, Знающего.
»
аль-Анам-Скот, 6:96
«Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел.
»
ад-Духа-Утро, 93:3
«Воистину, будущее для тебя лучше, чем настоящее.
»
ад-Духа-Утро, 93:4
Передал ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, лежал на циновке и у него она боку остались следы от неё. Когда он, да благословит и приветствует его Аллах, проснулся, ибн Масуд, да будет доволен имм Аллах, потер его бок и сказал: "О Посланник Аллаха, почему ты не попросил, чтобы мы постелили что-нибудь поверх циновки? И Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Что мне до мира этого? В мире этом я всего лишь подобен всаднику, который укрывается в тени дерева, а потом отправляется (дальше) и покидает его» [Тирмизи, 2378; ибн Маджа, 4139].
«Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворен.
»
ад-Духа-Утро, 93:5
Приводится, что ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: "Посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, было показано, что будет даровано его умме после него, и он обрадовался этому, и был ниспослан этот аят. И Аллах дал ему в раю миллион дворцов и в каждом дворце есть жены и слуги". Это привел ибн Джарир, и иснад достоверный, и такие слова говорятся, только опираясь на откровение.
Сказал ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: "Из довольства Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах, что никто из его семьи не войдет в ад". Это привели ибн Джарир и ибн Абу Хатим (в цепочке передатчиков очень слабый передатчик).
Сказал Хасан: имеется ввиду заступничество.
«Разве Он не нашел тебя сиротой и не дал тебе приют?
»
ад-Духа-Утро, 93:6
И они приютили Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и мусульман, помогали им сражались на их стороне. Это и есть помощь и защита Аллаха.
«Он нашел тебя заблудшим и повел прямым путем.
»
ад-Духа-Утро, 93:7
«Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем. Воистину, ты указываешь на прямой путь -
»
аш-Шура-Совет, 42:52
«Он нашел тебя бедным и обогатил.
»
ад-Духа-Утро, 93:8
Сказал Катада: «Разве Он не нашел тебя сиротой и не дал тебе приют? (93:6) Он нашел тебя заблудшим и повел прямым путем (93:7) Он нашел тебя бедным и обогатил (93:8)». Это было до того, как Аллах избрал его Пророком.
Сказал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах: "Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Не является богатством обилие имущества, а настоящим богатством является богатство души» [Бухари, 6446; Муслим].
Также Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Преуспел тот, кто принял Ислам, и которому был дан достаточный удел, и по воле Аллаха удовольствуется тем, что Он дал ему» [Муслим].
(Также было сказано - "обогатил через имущество Хадиджы, да будет доволен ею Аллах").
«Посему не притесняй сироту!
»
ад-Духа-Утро, 93:9
«И не гони просящего!
»
ад-Духа-Утро, 93:10
«И возвещай о милости своего Господа.
»
ад-Духа-Утро, 93:11
Как приводится в дуа:
اللَّهُمَّ اجْعَلْنَا شَاكِرِينَ لِنِعَمِكَ مُثْنِينَ بِهَا عَلَيْكَ قَابِلِينَ لَهَا وَأَتِمَّهَا عَلَيْنَا
«О Аллах, сделай нас благодарными за Твои блага, хвалящими Тебя за них, принимающими их и дай их нам в полном объёме» (Хаким).
Передал ибн Джарир, что Абу Надра, да будет им Аллах, сказал: "Мусульмане считали, что проявлением благодарности за милости является рассказывание о них".
Передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Кто не благодарит людей, тот не благодарит Аллаха» [Абу Дауд, 4811].
Сказал Муджахид: "Милостью является пророчество, которое Аллах даровал Посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах". Также он сказал, что это Коран.
Сказал Хасан ибн Али: "Если ты совершил благое, то расскажи о нём своим братьям".
Сказал Мухаммад ибн Исхак: "Возгласи о всех милостях, полученных благодаря пророчеству и щедрости Аллаха тебе. Говори о них и призывай к ним".
Пользы извлекаемые из суры:
1 – В суре упоминаются достоинства Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и милости, оказанные Аллахом ему. И это указывает на его великое положение перед Аллахом.
2 – Обязательно проявлять мягкость по отношению к слабым, таким, как сироты и нуждающиеся.
3 – Дозволено рассказывать о милостях Аллаха, но необходимо остерегаться рия (показухи).
4. - Коран и знания являются милостью Аллаха и их распространение является благодарностью Аллаху.
5 – Благодарностью за милости является отношение их к тому, кто оказал их, то есть к Всевышнему Аллаху.
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/