Сура الْكَوْثَرُ «Изобилие»
Эта сура ниспослана в мекканский период. Есть мнение, что в мединский период.
Приводится в сборнике Муслима со слов Анаса, что однажды когда Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, был среди нас, ненадолго задремал, затем, улыбаясь, поднял голову. Мы спросили: "Что заставило тебя смеяться, о Посланник Аллаха?" Он сказал: "Мне только что была ниспослана сура". И прочитал: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного.
1. Мы даровали тебе Изобилие (реку в Раю, которая называется аль-Каусар).
2. Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву.
3. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным". Затем сказал: «А знаете, что такое каусар?». Мы сказали: "Аллах и Его Посланник знают лучше". Он сказал: «Это река, которую мне обещал Аллах, в которой есть много блага.
Это водоем, к которому в Судный день будет приходить моя умма, количество её сосудов равно количеству звезд на небе. И когда раба из моей уммы (общины) будут отгонять от него, я скажу: "О, мой Господь, он же из моей уммы (общины)". Он скажет: "Ты не знаешь, что он совершил (новое) после тебя".
Этот хадис многие ученые приводят в качестве довода на то, что эта сура ниспослана в мединский период. А многие факихи считали, что басмаля является частью суры и что она ниспослана вместе с сурой.
«Мы даровали тебе аль-Каусар (бесчисленные блага, в том числе одноименную реку в Раю).
»
аль-Каусар-Изобилие, 108:1
Предшествовало в хадисе, что это река в раю.
Передал Бухари со слов Анаса ибн Малика, что когда Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, вознесся на небо, сказал: «Я пришел к реке, края которой купола из полого жемчуга и спросил у Джибриля, что это?». Он сказал: "Это Каусар (изобильный)".
Передал Бухари со слов Абу Убайды, что он спросил у Аишы о словах Всевышнего: «Мы даровали тебе Изобилие». Она сказала: "Большая река, которая была дана вашему Пророку, да благословит Его Аллах и приветствует, на его берегах полые жемчуга, количество его сосудов как количество звезд".
Ибн Аббас сказал о Каусаре: "Это благо которое Аллах дал Ему (Посланнику Аллаха)".
Сказал Абу Бишр: "Я сказал Саиду ибн Джубейру, что люди утверждают, что это река в раю". Саид сказал: "Река в раю- это благо, данное Аллахом Посланнику Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует".
Этот тафсир включает в себя и реку и другие вещи.
Так как الكوثر Каусар от слова كثرة «большое благо».
Туда входит река, как сказали ибн Аббас, Икрима, Саид ибн Джубейр, Муджахид, Хасан Басри.
Сказал Муджахид: "Это обильное благо в этом мире и в ахирате".
Сказал Икрима: "Это пророчество, Коран и вознаграждение в Судный день".
Также приводится что ибн Аббас сказал: "Каусар - это река в раю, берега которой из золота и серебра, и вода течет по жемчугу и яхонту, его вода её белее снега и слаще меда".
Ибн Джарир привел подобное со слов ибн Умара. А также это приводится со слов Анаса, Абу Алии, Муджахида и ещё множества ученых, что Каусар - это река в раю. Сказал Ата: "Это водоем в раю".
«Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву.
»
аль-Каусар-Изобилие, 108:2
Мы тебе дали много благ, поэтому совершай искренне ради Господа твоего намазы: обязательные и добровольные. И закалывай животных ради Аллаха. Поклоняйся Ему одному, не придавая сотоварищей и закалывай животных, упоминая Его имя.
Как сказал Всевышний Аллах:
«Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров.
»
аль-Анам-Скот, 6:162
«Нет у Него сотоварищей. Это мне велено, и я - первый из мусульман».
»
аль-Анам-Скот, 6:163
Ибн Аббас, Ата, Муджахид, Икрима и Хасан сказали: "Имеется ввиду закалывание крупных животных и других животных". То же самое сказали Катада, Даххак и многие ученые.
Это в отличие от того, что совершали мушрики, совершая саджда идолам и закалывая животных с их именем.
Как сказал Всевышний Аллах:
«Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие. Воистину, дьяволы внушают своим помощникам препираться с вами. Если вы станете повиноваться им, то окажетесь многобожниками.
»
аль-Анам-Скот, 6:121
Также было сказано, что وَانْحَرْ, поставить правую руку на левую под горлом. Это приводится со слов Али и является недостоверным. То же самое сказал Шааби.
А со слов Абу Джафара وَانْحَرْ, то есть поднимай руки во время вступительного такбира.
Также было сказано, что وَانْحَرْ повернись в сторону кыблы грудью.
Все эти мнения привел ибн Джарир.
Сказал ибн Касир: "Все эти мнения слабые. Самое правильное первое мнение, что имеется ввиду закалывание животного. Поэтому Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, вначале совершал праздничный намаз, затем закалывал жертвенное животное и говорил: «Кто совершил с нами намаз и закалывал вместе с нами, тот совершил правильно, а кто заколол до намаза, это не засчитывается». Встал Абу Бурда ибн Нияр и сказал: "О, Посланник Аллаха, я принес в жертву своего барана до намаза, и я знал, что это день, в который желанно мясо". Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал: «Твой баран заколот ради мяса». На что сказал: "У меня есть козлёнок, также любимей для меня чем два барана, могу ли я его заколоть?" Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал: «Тебе можно, и не дозволено никому после тебя» [Бухари].
Сказал Абу Джафар ибн Джарир: "Правильное мнение - это мнение тех, кто сказал, что смысл этого аята: совершай все намазы искренне ради Твоего Господа, не избирая себе разных божеств, а также сделай твое закалывание ради Аллаха, а не ради идолов, в благодарность Аллаху за то, что он даровал тебе милости и почтение. Эти слова очень хороши как толкование аята".
«Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву.
»
аль-Каусар-Изобилие, 108:2
То есть ненавидящий тебя, о Мухаммад, и ненавидящий то, с чем ты пришел в качестве руководства, истины, неопровержимого доказательства и ясного света, он презренный человек, о котором не вспомнят.
Ибн Аббас, Муджахид, Саид ибн Джубейр и Катада сказали: "Причина ниспослания аята - Ас ибн Ваиль".
Сказал Шимр ибн Атыя: "Был ниспослан по поводу Укбы ибе Абу Муайта".
Сказал ибн Аббас и Икрима, что причиной ниспослания были Кааб ибн Ашраф и группа неверующих курайшитов.
Сказал Ата, что причиной ниспослания стал Абу Ляхаб.
Когда умер сын Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, Абу Ляхаб пошел к многобожникам и сказал, что сегодня ночью Мухаммад остался без наследника, и Аллах ниспослал этот аят.
Также приводится со слов ибн Аббаса, что причиной стал Абу Джахль. Он же сказал, что شَانِئَكَ твой враг. По этому толкованию в аят входят все те, кто имеют такие качества.
Сказал Судди: "Если у человека умирали сыновья, они обычно говорили, что он остался без продолжения рода. И поэтому, когда у Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, умерли сыновья, они сказали также".
И после этого Аллах ниспослал этот аят. Курайшиты подумали, что после смерти Мухаммада, да благословит Его Аллах и приветствует, о нем никто не вспомнит и все Его забудут.
Наоборот, Аллах сохранил о нем память на века и обязал Своих рабов следовать его закону. И так будет продолжаться до Судного дня.
Пользы, извлекаемые из суры
- Великое положение Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, перед Аллахом. Это выражается в том, что Аллах одарил его многими благами. Это река в раю, из которой есть два водостока, по которым стекает вода в водоем. Также ему было дано пять вещей, которые не даны предыдущим пророкам:
- Помощь страхом в течении месяца.
- Вся земля сделана мечетью и чистой.
- Дано заступничество (الشفاعة).
- Дозволено брать трофеи.
- Послан ко всем людям.
- Запретность ненависти к Посланнику Аллах, да благословит Его Аллах и приветствует, и запретность нелюбви к его шариату.
- Закалывать животных можно только после праздничного намаза.