«которые нарушают завет с Аллахом после того, как они заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют нечестие на земле. Именно они окажутся в убытке.
» аль-Бакара-Корова, 2:27
(Завет в богословско-религиозном словоупотреблении — торжественный обет или договор, обычно между Богом и человеком (человечеством). يَنقُضُونَ, глагол نَقَضَ означает расторгать, разрушать (договор), нарушать обещание, разрушать, сносить (здание), развязывать узел). Под нечестивцами подразумеваются и грешник и неверный. Но, конечно, нечестие неверного больше и омерзительнее. В этом аяте имеются ввиду нечестивцы из числа неверных, ведь Аллах описал их: الَّذِينَ يَنقُضُونَ عَهْدَ اللَّهِ مِن بَعْدِ مِيثَـاقِهِ وَيَقْطَعُونَ مَآ أَمَرَ اللَّهُ بِهِ أَن يُوصَلَ وَيُفْسِدُونَ فِي الاٌّرْضِ أُولَـئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ «Которые нарушают завет с Аллахом после того, как они заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют нечестие на земле. Именно они окажутся в убытке».
Эти качества присущи неверным, и противоположны качествам верующих. Об этом Аллах сказал в суре «Гром»:
«Разве тот, кто знает, что ниспосланное тебе является истиной, может быть подобен слепцу? Воистину, поминают это только обладающие разумом,
» ар-Раад-Гром, 13:19
«которые верны завету с Аллахом и не нарушают обязательств,
» ар-Раад-Гром, 13:20
«которые поддерживают то, что Аллах велел поддерживать, страшатся своего Господа и боятся ужасного расчета,
» ар-Раад-Гром, 13:21
До слов Всевышнего Аллаха:
«А тем, которые нарушают завет с Аллахом после того, как они заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют нечестие на земле, уготованы проклятие и Скверная обитель.
» ар-Раад-Гром, 13:25
Среди учёных в области тафсира имеются разногласия по поводу того, какой же договор (завет) разорвали те нечестивцы, которые упоминаются в этих аятах. 1. Некоторые ученые сказали, что идёт речь о приказе Аллаха своим созданиям, который заключается в выполнении Его приказов и отказа от совершения того, что Он запретил в Своих писаниях и через Своих посланников. Нарушение завета означает не выполнение того, что повелел им Аллах. 2. Есть мнение, что в этих аятах речь идёт о неверных из числа обладателей писания и лицемерах. А договор, который они нарушили - это то, что Аллах велел совершать им в Таурате и приказ последовать за Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует), когда он станет пророком и уверовать и принять все то, с чем он придет от своего Господа. Нарушение этого договора является отрицанием истины после её познания, и сокрытием истины от людей после того, как они дали завет Аллаху разъяснять истину людям. Всевышний Аллах сообщил, что они выбросили этот договор за спины и продали его за малую сумму. Это мнение предпочел ибн Джарир и это одно из мнений Мукатиля ибн Хайана. 3. Сказали некоторые ученые, что в аяте имеются ввиду все неверующие, многобожники и лицемеры. Завет Аллаха ко всем им - это следование единобожию и тем доводам, которые и Аллах установил указывая на Свое господство (рубубия). А также его приказы и запреты, которые он подтвердил разными чудесами, которые совершали его посланники и которые не сможет совершить никто из людей. Эти чудеса подтверждают то, с чем пришли посланники. Нарушение этого завета – это отрицание всего, что было подтверждено достоверными доказательствами, непринятие пророков и писаний и отрицание их, зная, что это - истина. Это также приводится со слов Мукатиля ибн Хайана, и это хорошее мнение. К нему склонился Замахшари. 4. Также есть мнение, что это завет, который Аллах взял с людей, когда вывел их из спины Адама. Это описано в следующем аяте:
«Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я - не ваш Господь?». Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это - для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого».
» аль-Араф-Ограды, 7:172
Нарушение завета - невыполнение его. Это также одно из мнений Мукатиля ибн Хайана. Все эти мнения привел ибн Джарир в своем тафсире. Абу Джа’фар Рази передал слова Абу ‘Алии, что в словах Всевышнего: الَّذِينَ يَنقُضُونَ عَهْدَ اللَّهِ مِن بَعْدِ مِيثَـاقِهِ وَيَقْطَعُونَ مَآ أَمَرَ اللَّهُ بِهِ أَن يُوصَلَ وَيُفْسِدُونَ فِي الاٌّرْضِ أُولَـئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ «Которые нарушают завет с Аллахом после того, как они заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют нечестие на земле. Именно они окажутся в убытке». упоминаются шесть качеств лицемеров, если они имеет силу над людьми: 1- когда говорит - лжет; 2- если обещает - не выполняет обещанное; 3- когда ему доверяют - не оправдывает доверия; 4- нарушают договор с Аллахом; 5- разрывают то, что Аллах велел поддерживать; 6- распространяют на земле нечестие. Если же они слабы, то показывают три качества: 1- когда говорит - лжет; 2- если обещает - не выполняет обещанное; 3- когда ему доверяют - не оправдывает доверия. Всевышний Аллах сказал: ﴿وَيَقْطَعُونَ مَآ أَمَرَ اللَّهُ بِهِ أَن يُوصَلَ﴾ «И разрывают то, что Аллах велел поддерживать» – здесь имеются в виду родственные связи, как это прокомментировал Катада. Этот аят подобен другому аяту:
«Может быть, если вы станете руководить (или отвернетесь от веры; или откажетесь повиноваться), то распространите нечестие на земле и разорвете родственные связи.
» Мухаммад-Мухаммад, 47:22
Ибн Джарир предпочёл это мнение. Было сказано, что смысл аята (2:27) более общий, из этого следует, что надо поддерживать все связи и узы, которые Аллах велел поддерживать. Однако эти люди разорвали эти узы и прекратили их поддерживать. Мукатиль ибн Хаййан прокомментировал слово Всевышнего Аллаха: ﴿أُولَـئِكَ هُمُ الْخَـاسِرُونَ﴾ «Именно они окажутся в убытке» – т.е. в следующей жизни. Аллах сказал в другом аяте: ﴿أُوْلَـئِكَ لَهُمُ اللَّعْنَةُ وَلَهُمْ سُوءُ الدَّارِ﴾ «А те, им уготованы проклятие и Скверная обитель». (13. «Гром», 25). Ибн Даххак передал, что ибн Аббас сказал: «Если слово «убыток» относится к не мусульманам, то оно означает неверие, если это слово обращено к мусульманам, то оно означает грех» Ибн Джарир сказал по поводу фразы: ﴿أُولَـئِكَ هُمُ الْخَـاسِرُونَ﴾ «Именно они окажутся в убытке» – здесь слово خاسر «хасир» приводится во множественном числе. Т.е. эти люди сами лишили себя милости Аллаха тем, что ослушались Его. Они подобны человеку, который вложил весь свой капитал в торговлю и потерпел убыток. Также лицемеры и неверные лишатся милости Аллаха в Судный день, в день, когда люди будут чрезвычайно нуждаться в этой милости.
«Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему.
» аль-Бакара-Корова, 2:28
Всевышний Аллах говорит, свидетельствуя и доказывая факт Его существования и могущества, и что Он является Создателем, Дающим удел, что Он имеет полную власть над Его рабами: ﴿كَيْفَ تَكْفُرُونَ بِاللَّهِ﴾ «Как вы можете не веровать в Аллаха?» – как вы можете отрицать Его существование или поклонятся кому-либо наряду с ним. ﴿وَكُنتُمْ أَمْوَتًا فَأَحْيَـاكُمْ﴾ «тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас» – т.е. вы были ничем, а Он вывел вас из ничего, как Он сказал об этом:
«Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами?
» ат-Тур-Гора, 52:35
«Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убежденности.
» ат-Тур-Гора, 52:36
Также Аллах сказал:
«Неужели не прошло то время, когда человек был безвестен?
» аль-Инсан-Человек, 76:1
И аятов на эту тему множество. Приводится, что ибн Мас’уд сказал: ﴿قَالُواْ رَبَّنَآ أَمَتَّنَا اثْنَتَيْنِ وَأَحْيَيْتَنَا اثْنَتَيْنِ﴾ «Они скажут: «Господь наш! По Твоей воле дважды мы были мертвы, и дважды Ты оживил нас». (40. «Верующий», 11). Это подобно словам Всевышнего Аллаха в суре «Бакара»: ﴿وَكُنتُمْ أَمْوَتًا فَأَحْيَـاكُمْ﴾ «тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас» Ибн Аббас сказал: вы были мертвыми и он оживил вас, вы были мертвыми в чреслах ваших отцов и вообще были ничем, пока Аллах не сотворил вас. Затем он умертвит вас по настоящему, а затем воскресит из мёртвых. Это подобно словам Всевышнего: «Они скажут: «Господь наш! По Твоей воле дважды мы были мертвы, и дважды Ты оживил нас». Даххак привел слова ибн Аббаса, что слова Всевышнего: «Они скажут: «Господь наш! По Твоей воле дважды мы были мертвы, и дважды Ты оживил нас»: «Прежде чем вы были созданы - вы были землей. Это смерть. Затем Аллах оживил вас, создав. Это жизнь. Затем он умертвит вас и поместит в могилу. Это вторая смерть. Затем Аллах воскресит в Судный день. Это вторая жизнь. Это и есть две смерти и две жизни, как в словах Всевышнего: «Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему». Это приводи Судди со слов ибн Аббаса, ибн Мас’уда и других сподвижников. Также это мнение Абу ‘Алии, Хасана, Муджахида, Катады, Абу Салиха, Даххака, ‘Ата Хурасани. Также было сказано, что Аллах оживит вас в могиле, а затем умертвит. Также было сказано, что Аллах создал вас в спине Адама, затем взял обет, затем умертвил вас и затем создал вас в чреве матерей, затем умертвил вам и оживил в Судный день. Ибн Касир сказал, что эти два мнения слабые. И более правильное мнение это мнение ибн Аббаса и ибн Мас’уда и выше перечисленных табиинов. Это подобно словам Всевышнего Аллаха: قُلِ اللَّهُ يُحْيِيكُمْ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يَجْمَعُكُمْ إِلَىٰ يَوْمِ الْقِيَامَةِ لَا رَيْبَ فِيهِ «Скажи: «Аллах дарует вам жизнь, затем умерщвляет вас, а затем Он соберет вас ко Дню воскресения, в котором нет сомнения» (45. «Коленопреклоненная», 26). Пользы, извлекаемые из аятов и урока. 1. Нарушение договора (завета) с Аллахом является грехом и ослушанием и нечестием. Если человек не выполняет приказанное Аллахом или совершает запрещенное Аллахом, то он нарушает завет с Аллахом после его заключения. 2- Предупреждение от нарушения завета после его заключения, так как это является причиной впадения в нечестие. 3- Предупреждение от прерывания отношений с родственниками и другими людьми, с которыми Аллах велел поддерживать отношения, так как Аллах порицает это в этом аяте. Прерывание отношений с родственниками является большим грехом. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не войдет в рай прерывающий (родственные связи)» [Бухари, 5984; Муслим]. 4- Грехи являются причиной распространения нечестия на земле. Всевышний Аллах сказал:
«Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь.
» ар-Рум-Римляне, 30:41
5- Мертвой, неживой называется каждая вещь, которая не имеет души, даже если до этого в ней не было жизни. 6- Если будет выкидыш на раннем сроке беременности до того, как в плод будет введена душа, ребенок не считается живым и его не омывают, не заворачивают в кафан, не совершают джаназа намаз, он не получает наследства. Его можно похоронить в любой части кладбища, даже вне его. 7- Мощь Всевышнего Аллаха, который вселяет душу в безжизненное тело. 8- Подтверждение воскрешения после смерти. 9- Все творения Аллаху вернется к нему. 10- Запрет нарушать договора.