«Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их (творения, нареченные именами) ангелам и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду».
»
аль-Бакара-Корова, 2:31
«Они ответили: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты - Знающий, Мудрый».
»
аль-Бакара-Корова, 2:32
Аллах упомянул в этих аятах, что достоинство Адама в том, что он выше ангелов, потому что Он научил Адама именам всего, а не их. Это произошло после того, как они пали перед ним ниц. Аллах сообщил ангелам, что Он знает то, чего они не знают. Затем Он упомянул это, чтобы показать им превосходство Адама над ними в знании.
Аллах сказал:﴿وَعَلَّمَ ءَادَمَ الأَسْمَآءَ كُلَّهَا﴾ «Он научил Адама всевозможным именам».
Даххак передал слова ибн Аббаса: «Это названия вещей, которые люди знают: человек, животное, небо, земля, равнина, море, лошадь, осел и т.д.» (иснад слабый).
Ибн Абу Хатим и ибн Джарир передают что ибн Аббаса как-то спросили:
﴿وَعَلَّمَ ءَادَمَ الأَسْمَآءَ كُلَّهَا﴾ «Он научил Адама всевозможным именам».
Неужели Аллах научил его даже названиям тарелки и котла?
Ибн Аббас ответил: «Да, более того, даже названию выхода газов (дуновения ветерка)».
Муджахид сказал: «Научил его названиям всех животных, всех птиц и всех других вещей».
Также приводится со слов Саида ибн Джубейра, Катады и других ученых предшественников, что он научил его названиям всех вещей.
Также приводятся мнения, что Аллах научил его: именам ангелов, названиям звезд, имена всех его потомков.
Ибн Джарир выбрал мнение, что Аллах научил его именам ангелов и именам его потомства, так как Аллах сказал:
{ثُمَّ عَرَضَهُمْ} «а затем показал их», так как это указывает на разумные существа.
Но то, что он избрал, не обязательно правильно, так как другие названия также могут войти в смысл этого аята.
Ибн Мас'уд читал этот аят следующим образом: ثُمَّ عَرَضَهُنَّ .
А Убай ибн Ка'аб читал: ثُمَّ عَرَضَهُا то есть предметы.
Более правильное мнение, что Аллах научил Адама всем названиям, их характеристикам и названия действий, как сказал ибн Аббас, что Аллах научил даже названия выхода газов, то есть названия вещей и их действиях, больших и маленьких.
Поэтому Бухари в своем «Сахихе» в разделе тафсира приводится хадис от Анаса ибн Малика о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда настанет День воскресения, верующие соберутся и скажут, что им нужно искать заступника за них перед Аллахом. После чего они пойдут к Адаму и взмолятся: "Ты отец людей; Аллах создал тебя Своей рукой, и по Его велению ангелы склонились перед тобой до земли, Он научил тебя именам. Заступись за нас перед твоим Господом, что бы он избавил нас от того, что нас постигло" - а он скажет: "Я (недостоин быть заступником). И он упомянет свой грех и будет стесняться. «А вам следует пойти к Нуху, первому посланнику, которого послал Аллах к жителям земли». Они пойдут к Нуху, но он скажет, что я не тот, кто вам нужен и он упомянет, что он обратился к Аллаху без знания и постесняется. И скажет идите к Ибрахиму, возлюбленному Аллаха!". Тогда они придут к Ибрахиму, который скажет: "Я (недостоин быть заступником), а вам следует пойти к Мусе, ибо, поистине, Аллах говорил с ним и дал ему Таурат!". Тогда они явятся к Мусе, который скажет: "Я (недостоин быть заступником), так как я убил человека а вам следует пойти к 'Исе, ибо, поистине, он - дух Аллаха и Его слово!". Тогда они придут к 'Исе, который скажет: "Я (недостоин быть заступником), а вам следует пойти к Мухаммаду, рабу Аллаху, которому были прощены предыдущие и последующие грехи !"
Тогда они явятся ко мне, и я скажу: "Я (заступлюсь за вас)!" - и обращусь к своему Господу за разрешением, и разрешение (на это) будет дано мне, и когда я увижу своего Господа, совершу земной поклон и останусь в нем время, которое пожелает Аллаха. Затем Он внушит мне слова хвалы, с которыми я обращусь к Нему и которых не знаю сейчас.
И я воздам Ему эту хвалу, после чего мне будет сказано: "О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!" Тогда я скажу: "О Господь мой, община моя, община моя!" - а (мне) будет сказано: "Ступай и выведи из (пламени ада) тех, у кого в сердце было веры (хоть на вес) ячменного зерна!" - и я пойду и сделаю (это).
Потом я вернусь, (снова) воздам Ему эту хвалу и склонюсь перед Ним в земном поклоне, и (мне) будет сказано: "О, Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!". Тогда я скажу: "О, Господь мой, община моя, община моя!" - а (мне) будет сказано: "Ступай и выведи из (пламени ада) тех, у кого в сердце было веры (хоть на вес) пылинки или горчичного зерна!" - и я пойду и сделаю (это).
Потом я вернусь и (снова) воздам Ему эту хвалу, после чего склонюсь перед Ним в земном поклоне, и (мне) будет сказано: "О, Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!" Тогда я скажу: "О Господь мой, община моя, община моя!" - а Он скажет (мне): "Ступай и выведи тех, у кого в сердце было веры (хоть на вес) мельчайшей части горчичного зерна, выведи (таких) из огня!"- и я пойду и сделаю (это)».
В другой версии этого хадиса, передаваемой со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: А потом я вернусь в четвёртый раз и (снова) воздам Ему эту хвалу, после чего склонюсь перед Ним в земном поклоне, и (мне) будет сказано: «О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!» Тогда я скажу: «О Господь мой, позволь мне (обратиться к Тебе с заступничеством) за тех, кто говорил: "Нет бога, кроме Аллаха"!» - и Он скажет: «Клянусь Своей славой, величавостью и величием, Я обязательно выведу оттуда тех, кто говорил: "Нет бога, кроме Аллаха".
Этот хадис был приведён Бухари, Муслимом, Насаи и ибн Маджа.
Причина, по которой он был упомянут здесь – это фраза «Ты отец людей; Аллах создал тебя Своей рукой, и по Его велению ангелы склонились перед тобой до земли, Он научил тебя именам». Это указывает на то, что Аллах научил Адама названием всех творений.
Поэтому Всевышний Аллах сказал
﴿ثُمَّ عَرَضَهُمْ عَلَى الْمَلَائِكَةِ﴾
«а затем показал их ангелам», то есть эти творения.
Как передал Абдурраззак слова Катады, который сказал: «Аллах выставил эти создания перед ангелами.
. ﴿فَقَالَ أَنبِئُونِى بِأَسْمَآءِ هَـؤُلاَءِ إِن كُنتُمْ صَـادِقِينَ﴾
«и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду».
Аллах заявляет: «Назовите эти имена прежде, чем вы скажите:
﴿أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَآءَ﴾
«Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь?»
Поэтому Аллах сказал: "Если Вы говорите правду о том, что если я назначу не ангела как наместника на земле, и он и его потомство не будут повиноваться Мне, совершать нечестие и проливать кровь, но если я определяю вас как наместников, вы будете повиноваться Мне, следовать Моим повелениям и чтить и прославлять Меня. Однако, так как Вы не знаете имена творений, которые я показал вам прежде, вы не имеете знания о том, что будет происходить на Земле, о том, что ещё не существует".
﴿قَالُواْ سُبْحَانَكَ لاَ عِلْمَ لَنَآ إِلاَّ مَا عَلَّمْتَنَآ إِنَّكَ أَنتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ ﴾
«Они ответили: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый».
Здесь ангелы прославляют святость Аллаха и совершенство от любого вида недостатка, подтверждая, что никакое существо не могло когда-либо приобрести даже крупицу знания Аллаха, кроме как с Его позволения,. Вот почему они сказали:
﴿سُبْحَـانَكَ لاَ عِلْمَ لَنَآ إِلاَّ مَا عَلَّمْتَنَآ إِنَّكَ أَنتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ﴾
«Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый».
- то есть Аллах Всезнающий, Мудрый в сотворении и в твоих делах, Он обучает кого захочет и лишает, кого пожелает, знания. Поистине, мудрость Аллаха и справедливость во всех вопросах совершенны.
«Он сказал: «О Адам! Поведай им об их именах». Когда Адам поведал им об их именах, Он сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, и знаю, что вы совершаете открыто и что утаиваете?».
»
аль-Бакара-Корова, 2:33
Зайд ибн Аслам сказал, что Адам стал перечислять имена всех: «Ты – Джабраил, ты – Микаил, ты – Исрафил», пока не упомянул названия всего, и даже название вороны.
Муджахид сказал, что слово Аллаха:
﴿قَالَ يَـاءَادَمُ أَنبِئْهُم بِأَسْمَآئِهِمْ﴾
«Он сказал: «О Адам! Поведай им об их именах», то есть название голубя, вороны и всего остального".
Подобное приводится от Саида ибн Джубайра, Хасана, и Катады.
Когда достоинство Адама стало очевидным для ангелов, поскольку он упомянул названия, которые Аллах научил ему, Аллах сказал ангелам:
﴿أَلَمْ أَقُل لَّكُمْ إِنِّي أَعْلَمُ غَيْبَ السَّمَـوَاتِ وَالارْضِ وَأَعْلَمُ مَا تُبْدُونَ وَمَا كُنتُمْ تَكْتُمُونَ﴾
«Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, и знаю, что вы совершаете открыто и что вы утаиваете?» - т.е. разве Я не говорил вам, что Я знаю явные и скрытые вещи?»
Разве я не сообщал вам, что я знаю все сокровенное, как в словах Всевышнего:
﴿وَإِن تَجْهَرْ بِالْقَوْلِ فَإِنَّهُ يَعْلَمُ السِّرَّ وَأَخْفَى﴾
«Если даже ты будешь говорить громко, Ему все равно известно тайное и сокрытое». (20. «Та Ха», 7) .
«Если даже ты будешь говорить громко, Ему все равно известно тайное и сокрытое.
»
Та Ха-Та Ха, 20:7
Аллах также привел слова удода, сказанные Сулейману:
«Это было сделано для того, чтобы они не поклонялись Аллаху, Который выявляет все сокрытое на небесах и на земле и знает то, что вы скрываете, и то, что вы обнаруживаете.
»
ан-Намль-Муравьи, 27:25
«Нет иного божества, кроме Аллаха, Господа великого Трона».
»
ан-Намль-Муравьи, 27:26
Есть и другие комментарии к слову Всевышнего Аллаха:
﴿وَأَعْلَمُ مَا تُبْدُونَ وَمَا كُنتُمْ تَكْتُمُونَ﴾
«И знаю, что вы совершаете открыто и что вы утаиваете».
Даххак передаёт, что ибн Аббас сказал по этому поводу: «Знаю явные и скрытые вещи, даже то, что сокрыл Иблис в своём сердце из высокомерия и гордыни».
То, что ангелы сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь» - это явное, а то, что Иблис скрыл свое высокомерие – это скрытое. Это приводится со слов ибн Аббаса, ибн Масуда, Саида ибн Джубейра, Муджахида, Судди, Даххака и Суфьяна Саури. Это мнение выбрал ибн Джарир.
Абу Алия, Хасан и Катада сказали, что это слова ангелов, что кого бы Аллах не создал - мы будем более знающие чем он и более близкими к Аллаху.
Абу Джабир ар-Рази передает, что ар-Раби ибн Анас сказал:
﴿وَأَعْلَمُ مَا تُبْدُونَ وَمَا كُنتُمْ تَكْتُمُونَ﴾
«и знаю, что вы совершаете открыто и что вы утаиваете».
Очевидная часть того, что они сказали, была: «Неужели Ты сотворишь того, кто будет творить нечестие и проливать кровь», но на самом деле они подразумевали:
«Мы будем иметь больше знания и достоинства, чем любое создание, которое когда-либо сотворит их Господь», но они поняли, что Аллах сделал Адама выше их в знании и достоинствах".
Ибн Джарир сказал: «Более правильным является мнение ибн Аббаса, что смысл слов Всевышнего «и знаю, что вы совершаете открыто» я знаю вместе с моим знанием сокровенного на небесах и земле и знанием того, что вы произносите своими языками и то, что вы скрываете. Нет ничего скрытого от меня и для меня одинаковы ваши явные и скрытые дела. То, что они совершили открыто, сказали Аллаху о том, что он собирается сделать наместником того, кто будет проливать кровь и распространять бесчестие на земле, а то, что они скрывали - это то, что скрывал Иблис свое противоречие приказам Аллаха и свое высокомерие».
Пользы, извлекаемые из аятов и урока.
1- Аллах может оказать милость, дав знания одним рабам и не дав их другим.
2- По поводу языков людей имеется два мнения.
-Что все языки от Аллаха. То есть Аллах научил языкам и если бы он не научил, они не знали бы их.
-Что все языки были придуманы людьми опытным путем. То есть все люди были немыми и слушая начал воспроизводить звуки.
-Более правильное мнение, что основа всех языков от Аллаха, а далее все они развиваются людьми. Пример на это - названия вещей, которых раньше не было и люди придумали ему название.
3- Можно устроить экзамен и проверку тому, кто утверждает, что он хорошо владеет чем-либо.
4- Ангелы разговаривают.
5- Ангелы признались, что они знают только то, чему научил их Аллах. Поэтому человек также должен понимать свое положение и не должен объявлять, что знает что-либо, не зная о нем.
6- Ангелы очень сильно возвеличивают Аллаха, если они смогли признаться Ему, что их знания ограничены.
7- Подтверждение двух имен Всевышнего Аллаха: «Всезнающий» и «Мудрый».
8- Когда Аллах сказал Адаму сообщить об именах вещей - он подчинился Аллаху.
9- Небес семь, земель также семь. Об этом сказано в других аятах.
10- Аллах знает все явное и все скрытое.
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/