«Он - Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему известно о всякой вещи.
»
аль-Бакара-Корова, 2:29
После того, как Аллах напомнил людям о доказательстве их создания, которое они могут наблюдать в самих себе, Аллах приводит второе доказательство, которое они могут наблюдать в сотворении небес и земли.
«Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами».
«обратился» то, есть намерился или направился.
Здесь слово الإسْتِواء «аль-истава» означает намерение или направление, т.к. как использован предлог إلَى «иля» - к чему-то.
﴿فَسَوَّاهُنَّ﴾ – то есть «сотворил семь небес».
﴿وَهُوَ بِكُلِّ شَىْءٍ عَلِيمٌ﴾
«Ему известно о всякой вещи».
То есть Его знание охватывает все Его творения, как об этом сказано в другом аяте:
«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он - Проницательный (или Добрый), Ведающий?
»
аль-Мульк-Власть, 67:14
Этот аят (2:29) детально разъяснён другим аятом из суры «Разъяснены»:
«Скажи: «Неужели вы не веруете в Того, Кто создал землю за два дня, и равняете с Ним других? Он же - Господь миров.
»
Фуссылат-Разъяснены, 41:9
«Он воздвиг над землей незыблемые горы, наделил ее благодатью и распределил на ней пропитание для страждущих (или для тех, кто спрашивает) за четыре полных дня.
»
Фуссылат-Разъяснены, 41:10
«Потом Он обратился к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: «Придите по доброй воле или по принуждению». Они сказали: «Мы пришли по доброй воле».
»
Фуссылат-Разъяснены, 41:11
«Он сотворил их семью небесами за два дня и внушил каждому небу его обязанности. Мы украсили нижнее небо светильниками и оберегаем его (или для оберегания его). Таково предопределение Могущественного, Знающего».
»
Фуссылат-Разъяснены, 41:12
В рассматриваемом аяте содержится доказательство того, что Аллах начал творение с земли, а после завершения её творения Он сотворил семь небес. Такое можно наблюдать при строительстве здания, постройка начинается снизу вверх.
Об этом говорили толкователи, и позже мы вернемся к этому, если будет на то воля Аллаха.
Что же касается слова Всевышнего Аллаха:
«Вас ли труднее создать или небо? Он воздвиг его,
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:27
«поднял его своды и сделал его совершенным.
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:28
«Он сделал темной ночь его (неба) и вывел его утреннюю зарю.
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:29
«После этого Он распростер землю,
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:30
«вывел из нее воду и пастбища
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:31
«и утвердил на ней горы
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:32
«на пользу вам и вашему скоту.
»
ан-Назиат-Исторгающие, 79:33
Было сказано, что земля была распростерта после сотворения небес. Это приводится со слов ибн Аббаса, которые передал Али ибн Абу Тальха.
Муджахид сказал по поводу фразы: ﴿هُوَ الَّذِى خَلَقَ لَكُم مَّا فِى الارْضِ جَمِيعاً﴾
«Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле» – Аллах сотворил землю прежде небес. Когда Он сотворил землю из неё вышел дым, как Он сказал об этом: ﴿ثُمَّ اسْتَوَى إِلَى السَّمَآءِ وَهِىَ دُخَانٌ﴾
«Потом Он обратился к небу, которое было дымом». (41:11)
﴿فَسَوَّاهُنَّ سَبْعَ سَمَـوَاتٍ﴾ «а затем обратился к небу и сделал его семью небесами» – одно над другим, также сотворил семь земель, одну под другой.
Этот аят доказывает тот факт, что земля была сотворена прежде небес, как об этом говорится в суре «Разъяснены» (аяты которой мы приводили выше).
Эти два аята указывают на то, что земля была сотворена раньше небес. В этом нет разногласия между учеными, кроме Катады, который утверждал обратное. Куртуби в своем тафсире воздержался от какого-либо мнения во время толкования аятов суры «Вырывающие».
О том, что сотворение земли произошло до сотворения небес, упоминается в хадисе, сообщённом Бухари со слов ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, о том, что, когда его спросили именно об этом, он ответил, что земля была сотворена до небес, но была распростёрта после сотворения небес. Так считали многие ранние и поздние толкователи. Об этом мы подробно рассказали в суре 79. «Вырывающие».
﴿وَالاٌّرْضَ بَعْدَ ذَلِكَ دَحَاهَا أَخْرَجَ مِنْهَا مَآءَهَا وَمَرْعَـاهَا - وَالْجِبَالَ أَرْسَاهَا ﴾
«После этого Он распростер землю, вывел из нее воду и пастбища и утвердил на ней горы». (79:30-32).
Слово الدحى «распростереть» растолковано как вывод с силой того, что было спрятано в ней. Это после того, как была создана земля, затем небо, а потом уже Аллах распростёр землю с творениями на ней, и вывел из её недр воду. После этого выросли разнообразные растения.
Аллах Всевышний знает лучше.
Аллах Всевышний далее сказал:
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете».
»
аль-Бакара-Корова, 2:30
Аллах напоминает о Своих благах, которыми он наделил сынов Адама.
Даже перед их созданием Он упомянул о них в высшем собрании (ангелов), сказав:
﴿وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَـئِكَةِ﴾
«Вот твой Господь сказал ангелам» – то есть: о, Мухаммад, расскажи своему народу об этом.
﴿إِنِّي جَاعِلٌ فِى الأَرْضِ خَلِيفَةً﴾ «Я установлю на земле наместника».
Слово خَلِيفَةً «халифа» означает поколения людей, сменяющие другие поколения, и так - на протяжении столетий.
Всевышний Аллах также сказал: ﴿وَهُوَ الَّذِى جَعَلَكُمْ خَلَـئِفَ الاٌّرْضِ﴾
«Он – Тот, Кто сделал вас преемниками (خَلائِفَ) на земле» (6. «Скот», 165).
﴿وَيَجْعَلُكُمْ خُلَفَآءَ الاٌّرْضِ﴾
«...делает вас наследниками (خُلَفَآءَ) земли». (27. «Муравьи», 62)
«Если бы Мы пожелали, то заменили бы вас на земле ангелами, которые бы стали вашими преемниками.
»
аз-Зухруф-Украшения, 43:60
﴿فَخَلَفَ مِن بَعْدِهِمْ خَلْفٌ﴾
«Их преемниками стало поколение». (7. «Преграды», 169)
Передал Куртуби слова Зейда ибн Али, что из рассматриваемого аята ясно, что Аллах не имел в виду именно Адама, как считали многие толкователи Корана. Куртуби сказал, что это мнение ибн Аббаса, ибн Масуда и многих толкователей. И, по видимому, здесь не имеется ввиду Адам, так как в этом случае следующие слова ангелов были бы не очень хороши :
﴿أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَآءَ﴾
«Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь?»
Ангелы имели в виду человеческий род. Что люди будут выполнять все перечисленное в аяте. И как будто ангелы знали это или поняли, исходя из человеческой природы.
Вопрос ангелов не является возражением Аллаху и не является результатом зависти, как неправильно поняли некоторые толкователи. Ангелы не могут возражать и идти против Аллаха.
Ангелы задали этот вопрос лишь с целью познания мудрости. Это так, как если бы они сказали: «Есть ли мудрость в создании творений, часть которых будет проливать кровь и творить злодеяния, ведь мы никогда не творим нечестия, так зачем же творения помимо нас? Если в этом есть мудрость, то мы преклоняемся перед Тобой и восхваляем Тебя.
Аллах ответил на вопрос ангелов: ﴿إِنِّي أَعْلَمُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ﴾
«Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете!»
То есть я знаю то, что вы не знаете, что сотворение этого существа принесёт больше пользы, чем вреда, который вы упомянули. Я изберу среди них пророков и пошлю посланников. Также среди них будут праведники, мученики, правоверные, аскеты, поклоняющиеся, кроткие, набожные люди, ученые, которые будут практиковать их знания, и тех, кто любит Аллаха и следует за Его посланниками".
В «Сахихе» Муслима приводится хадис о том, что когда ангелы поднимаются к Аллаху с отчётом о делах Его рабов, Аллах спрашивает их, хотя Он знает больше них: «В каком состоянии вы оставили рабов Моих?». Они ответят: «Когда мы пришли - они совершали намаз, и когда мы уходили - они совершали намаз». Это потому, что ангелы сменяют друг друга, и они собираются во время утренней и во время предвечерней молитвы. Одни остаются, а другие поднимаются с делами людей.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ночные дела поднимаются к Аллаху утром, а дневные - до ночи» [Муслим, ибн Маджа, 195].
Таким образом, слова ангелов: «Мы застали их в мольбе и покинули их в молитве» соответствует слову Аллаха: ﴿إِنِّي أَعْلَمُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ﴾
«Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете!».
Было сказано, что аят означает, что Аллах знает мудрость в их создании, которую вы не знаете.
Также это ответ на слова ангелов:
﴿وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ﴾
«тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя»
Аллах ответил: ﴿إِنِّي أَعْلَمُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ﴾
«Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете!». То есть «Я знаю, что среди вас есть Иблис, и он не такой, каким вы его описываете».
Также было сказано, что, сказав: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?», ангелы потребовали от Аллаха, чтобы Он их поселил на земле вместо людей. Но Аллах сказал, что оставаться на небе для вас лучше и более достойно вашего положения. Эти мнения упомянул Рази.
И Аллах знает лучше!
Слова Всевышнего Аллаха: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника» означают:
1- Сообщение ангелам об этом. Это мнение Катады и Хасана.
2- Спрашивание совета. Это мнение Судди.
Мнение Катады и Хасана более правильное.
Слова Всевышнего: «на земле»:
1- Мекка.
2. Вся Земля, и это более правильное мнение.
Слова Всевышнего «наместника»:
1. Наместник (халифа), который будет справедливо судить от имени Аллаха между людьми. Это Адам и те, кто будут вместо него.
2- Смена одного поколения другим.
Правителя страны называют халифа, так как он заменил и стал преемником того, кто был до него.
3- Того, кто будет жить на Земле, который будет не из вас, а другим творением.
Ибн Джарир привел слова ибн Аббаса, что на земле сначала жили джинны, которые проливали кровь и распространяли на земле нечестие. С ними сражались, и затем был создан Адам, который заменил их.
Поэтому, когда Аллах сообщил ангелам о наместнике, они сравнили его с джиннами.
Всевышний Аллах сказал: وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ
«тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя»
Тасбих и такдис:
1- Тасбих и намаз. Это мнение Катады.
2- Возвеличивание.
3- Такдис – очищение. Это слова Даххака.
4- Не ослушаемся тебя.
5. Возвеличиваем и очищаем. Слова ибн Джарира.
Приводится в «Сахихе» Муслима (2731), что когда Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, какие слова самые лучшие - он сказал: «Слова, которые Аллах выбрал для своих ангелов: Субханаллахи ва бихамдихи».
Куртуби, как и большинство других учёных, считает, что аят (2:30) доказывает обязательность назначения Халифа для вынесения решения по вопросам спора между людьми, помощи угнетённым против угнетателей, осуществления Исламских законов и запрещения зла. Существует ряд других задач, которые могут быть выполнены только при назначении Имама (правителя), а то, что является необходимым для выполнения предписания, также предписано.
Мы должны отметить здесь, что правителем можно стать или путём назначения преемника, как считает группа ученых, что это было сделано Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в случае с Абу Бакром. Другие считают, что в случае с Абу Бакром был намек на преемника. Или уже существующий халиф назначает другого халифа после него, как Абу Бакр сделал с Умаром. Халиф также может поставить вопрос на обсуждение мусульманского совета, или группы справедливых мужчин, так, как сделал Умар. Также люди, наделенные полномочиями, могут собраться вокруг человека, и все присягнуть ему на преданность. Или же один из них присягнет, и все остальные также будут обязаны присягнуть, по мнению большинства ученых.
Или если человек захватит власть, то ему необходимо подчинятся, чтобы не было смуты и разногласий. На это указал Шафии.
Халиф должен быть ответственным, взрослым мужчиной-мусульманином, способным исполнить Иджтихад (независимые юридические суждения), справедливым и сведущим в вопросах войны, политики. Предпочтительнее, чтобы он был курайшитом согласно правильному мнению, но не является необходимостью, чтобы он был из племени Бану Хашим или безгрешным, как этого ложно требуют шииты.
Если халиф совершит явные грехи, т.е. становится фасиком (нечестивцем), то есть разногласие по поводу того, перестает он быть правителем или нет? Более правильное мнение, что он не отстраняется от правления, потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Только если вы увидите в нём явное неверие, тогда у вас есть аргумент перед Аллахом против него» [Бухари, Муслим].
Есть разногласие по поводу того, может ли халиф уйти в отставку в пользу другого кандидата, как отстранился от власти Хасан ибн Али в пользу Муавии.
Но он сделал это из-за крайней необходимости, был похвален за это.
Пользы, извлекаемые из аятов и урока.
1- Аллах оказал милость своим рабам, создав для них все, что есть.
2- Основой в мирских делах является дозволенность. Вся еда, напитки, деревья, растения и другие вещи дозволены, пока не будет доказательства на запретность.
3- Аллах создал семь небес самым совершенным образом.
4- Аллах обладает безграничным знанием.
5- Мы должны благодарить Аллаха за все, что Он создал.
6- Мы должны бояться Аллаха, так как Он Всезнающий.
7- Аллах разговаривает способом, который подобает Ему, и Его разговор не похож на разговоры творений.
Пользы
8- Ангелы обладают разумом, так как Аллах обратился к ним и они ответили ему.
7- Ангелы порицали распространение нечестия и грехов на земле.
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/