«Или же они подобны тем, кто оказался под ливнем с неба. Он несет мрак, гром и молнию. Они же в смертельном страхе затыкают уши пальцами от грохота молний. Воистину, Аллах объемлет неверующих.
»
аль-Бакара-Корова, 2:19
«Молния готова отнять у них зрение. Когда она вспыхивает, они отправляются в путь, когда же опускается мрак, они останавливаются. Если бы Аллах пожелал, Он лишил бы их слуха и зрения. Воистину, Аллах способен на всякую вещь.
»
аль-Бакара-Корова, 2:20
Это другая притча Аллаха, о другой группе лицемеров, для которых истина иногда становится явной, а иногда они сомневаются в ней. Их сердца в их состоянии сомнения, неверия и колебания
أَوْ كَصَيِّبٍ «или подобны (оказавшимся под) ливню».
الصَيِّبٍ – это дождь. Это мнение ибн Мас'уда, ибн Аббаса, некоторых сподвижников, а также Абу 'Алийи, Муджахида, Са'ида ибн Джубейра, 'Ата, Хасана Басри, Катады, 'Атыйи аль-'Ауфи, Судди и других.
Даххак же сказал, что это облака. Однако наиболее распространенное толкование, что это дождь, который идет с облаков во время темноты и мрака.
А мрак этот является сомнением, неверием и лицемерием.
رَعْد « Ра'д» гром – это страх, от которого содрогаются их сердца.
Ибо положение лицемеров таково, что у них имеется сильный страх и ужас, как сказал Всевышний Аллах:
يَحْسَبُونَ كُلَّ صَيْحَةٍ عَلَيْهِمْ
«Всякий крик они считают обращенным против них» (63. «Лицемеры», 4) .
Также Он сказал о них:
«Они клянутся Аллахом, что принадлежат к вам. Однако они не принадлежат к вам. Напротив, они - боязливые люди.
»
ат-Тауба-Покаяние, 9:56
«Если бы они нашли убежище, пещеру или укрытие, то они поспешно направились бы туда.
»
ат-Тауба-Покаяние, 9:57
البَرْق «Барк» (молния) – это проблеск света веры, который иногда появляется в сердцах этого вида лицемеров, и поэтому Он сказал:
يَجْعَلُونَ أَصَابِعَهُمْ فِي آذَانِهِمْ مِنْ الصَّوَاعِقِ حَذَرَ الْمَوْتِ وَاللَّهُ مُحِيطٌ بِالْكَافِرِينَ
«Они же в смертельном страхе затыкают уши пальцами от грохота молний. Воистину, Аллах объемлет неверующих».
Однако их осторожность не приносит им никакой пользы, ведь они полностью окружены мощью Аллаха и целиком находятся в Его воли и власти, ибо об этом Всевышний Аллах сказал:
«о Фараоне и самудянах?
»
аль-Бурудж-Созвездия зодиака, 85:18
«Но неверующие считают это ложью,
»
аль-Бурудж-Созвездия зодиака, 85:19
«Аллах же окружает их сзади.
»
аль-Бурудж-Созвездия зодиака, 85:20
«Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани между верой и неверием. Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток!
»
аль-Хаджж-Паломничество, 22:11
Мухаммад ибн Исхак передал, что ибн Аббас сказал о словах:
كُلَّمَا أَضَاءَ لَهُمْ مَشَوْا فِيهِ وَإِذَا أَظْلَمَ عَلَيْهِمْ قَامُوا
«Когда она вспыхивает, они отправляются в путь, когда же опускается мрак, они останавливаются», то есть они знают истину и верно говорят о ней. И они посредством этих слов об истине находятся на верном пути. Но когда они опять возвращаются в неверие, то останавливаются в замешательстве».
Так же сказали Абу 'Алийа, Хасан Басри, Катада, Раби' ибн Анас, Судди со ссылкой на сподвижников, и это наиболее правильное и сильное мнение. А лучше всего об этом известно Аллаху.
Такими же они будут и в День воскресения, когда людям будет дан свет в соответствии с их веры. Среди (людей) будут те, кому будет дарован свет, который будет освещать его путь на многие версты (фарсахи). И кому-то будет даровано больше или меньше этого.
Среди них будет тот, кому будет дарован свет, который будет временами освещать, а временами затухать.
Он будет временами идти по Сырату, а временами останавливаться на нем. Среди них будут те, у кого свет погаснет полностью – они и есть истинные лицемеры, о которых Всевышний Аллах сказал: «В тот день лицемеры и лицемерки скажут верующим: «Погодите, мы позаимствует у вас немного света». Им будет сказано: «Возвращайтесь назад и ищите свет» (57. «Железо», 13). В то время как о верующих Аллах сказал:
يَوْمَ تَرَى الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ يَسْعَى نُورُهُمْ بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَبِأَيْمَانِهِمْ بُشْرَاكُمْ الْيَوْمَ جَنَّاتٌ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ
«В тот день, когда ты увидишь, как перед верующими мужчинами и верующими женщинами и справа от них будет распространяться их свет. Возрадуйтесь сегодня Райским садам, в которых текут реки» (57. «Железо», 12).
Также Всевышний сказал о них:
يَوْمَ لَا يُخْزِي اللَّهُ النَّبِيَّ وَالَّذِينَ آمَنُوا مَعَهُ نُورُهُمْ يَسْعَى بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَبِأَيْمَانِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا أَتْمِمْ لَنَا نُورَنَا وَاغْفِرْ لَنَا إِنَّكَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«В тот день, когда Аллах не опозорит Пророка и тех, кто уверовал вместе с ним. Их свет будет сиять перед ними и справа. Они скажут: «Господь наш! Дай нам света сполна и прости нас. Воистину, Ты способен на всякую вещь» (66. «Запрещение», 8).
Са'ид ибн Абу 'Аруба передал со слов Катады, что он сказал о словах Всевышнего Аллаха:
يَوْمَ تَرَى الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ يَسْعَى نُورُهُمْ بَيْنَ أَيْدِيهِمْ
«В тот день, когда ты увидишь, как перед верующими мужчинами и верующими женщинами и справа от них будет распространяться их свет» (57. «Железо», 12): нам было рассказано, что пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Среди верующих будут те, у которых их свет будет освещать расстояние, равное от Медины до Адена, или между Саной и ближе её, даже свет некоторых верующих будет освещать лишь место его стояния».
Это передал Ибн Джарир. И его передал также Ибн Абу Хатим из хадиса 'Имрана ибн Давара аль-Катана со слов Катады в похожем виде (Хадис мурсаль, а мурсаль Катады считается самым слабым видом мурсаля. Мурсаль – это когда табии говорит, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то-то, пропуская спожвижника).
Это похоже на то, что передал аль-Минхаль ибн 'Амр со слов Кайса ибн ас-Сакана со слов Абдуллаха ибн Мас'уда, что он сказал: «Им будет дан их свет по мере их деяний. Среди них будет тот, кому будет дан свет размером с пальму. Среди них будет также тот, кому будет дан свет равный длине стоящего человека. И наименьший размер света будет размером с большой палец, и будет временами затухать, а временами разгораться».
Ибн Абу Хатим со слов 'Абдуллаха ибн Мас'уда:
نُورُهُمْ يَسْعَى بَيْنَ أَيْدِيهِمْ
«Перед (верующими мужчинами и женщинами) будет распространяться свет», он сказал: «По мере их деяний они будут проходить по Сырату (Мосту). Среди них будут те, у кого будет свет размером с гору. Среди них будут те, у кого свет будет размером с пальму. Меньше всего из них по свету будет тот, у кого он будет на большом пальце. Он временами будет разгораться, а временами затухать».
Ибн Абу Хатим передал слова ибн 'Аббаса: «Каждому приверженцу единобожия обязательно будет дарован свет в День воскресения. Что касается лицемера, то его свет будет потушен и верующие при виде угасания света обеспокоенно вознесут мольбу:
رَبَّنَا أَتْمِمْ لَنَا نُورَنَا «Господь наш! Дай нам света сполна».
Даххак ибн Музахим сказал: «Каждому, кто показывал веру в этом мире, в День воскресения будет дан свет. Когда он дойдет до Моста, свет лицемеров будет потушен, когда верующие увидят это, они испугаются и скажут: رَبَّنَا أَتْمِمْ لَنَا نُورَنَا «Господь наш! Дай нам света сполна».
Итак, существует несколько видов людей: истинные верующие, который описываются в четырех аятах в начале суры «Корова»; истинные неверные, о которых говорится в следующих двух аятах. И лицемеры, которые делятся на две группы: истинные лицемеры, это те, о которых говорится в притче об огне, и колеблющиеся лицемеры, у которых временами проявляется свет веры, а временами угасает. Это те, которые упоминаются в притче о воде (дожде). Их положение легче тех лицемеров, о которых говорилось выше.
Это в некотором виде подобно тому, что приведено в суре Свет (35-аят), где говорится, что свет руководства в сердцах верующих подобен светильнику из стекла, который светит, словно яркая звезда. Это и есть сердце верующего, которое по своей природе склонно к вере и получает подкрепление из истинного, чистого шариата, связанного с ним, и не имеет примеси.
Всевышний также привел притчу о неверных, которые убеждены, что основываются на чем-то, но на самом деле у них нет основы. Они лишь обладатели полного невежества, о чем сказано в словах Всевышнего Аллаха:
وَالَّذِينَ كَفَرُوا أَعْمَالُهُمْ كَسَرَابٍ بِقِيعَةٍ يَحْسَبُهُ الظَّمْآنُ مَاءً حَتَّى إِذَا جَاءَهُ لَمْ يَجِدْهُ شَيْئًا
«А деяния неверующих подобны мареву в пустыне, которое жаждущий принимает за воду. Когда он подходит к нему, то ничего не находит» (24. «Свет», 39).
Аллах также привел притчу о просто невежественных безбожниках:
«Или же они подобны мраку в глубине морской пучины. Его покрывает волна, над которой находится другая волна, над которой находится облако. Один мрак поверх другого! Если он вытянет свою руку, то не увидит ее. Кому Аллах не даровал света, тому не будет света.
»
ан-Нур-Свет, 24:40
И Он разделил неверных на два вида: призывающих (предводителей) и слепых приверженцев (последователей), как упомянул об этом вида в начале суры «Паломничество»:
«Среди людей есть такие, которые спорят об Аллахе, не имея знаний, и следуют за всяким мятежным дьяволом.
»
аль-Хаджж-Паломничество, 22:3
«Среди людей есть такой, который спорит об Аллахе, не имея ни знаний, ни верного руководства, ни освещающего Писания.
»
аль-Хаджж-Паломничество, 22:8
Аллах разделил верующих в начале и конце суры 56. «Событие», а также в суре 76. «Человек» на две группы: опередившие – это приближенные, и обладатели правой стороны - это праведники (благочестивые)
И из совокупности этих аятов вытекает, что верующие делятся на две - группы приближенные и благочестивые, и что неверные тоже бывают двух групп: призывающие (предводители) и приверженцы (последователи).
Лицемеры также делятся на две группы: истинные лицемеры и лицемеры- люди с качествами лицемерия, как об этом сказано в хадисе со слов'Абдуллаха ибн 'Амра, который приводится в двух «Сахихах» [Бухари, 34, Муслим, 58] что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Есть три (признака), при наличии которых человек становится истинным лицемером. А тот, кому присуще хотя бы одно из этих качеств, будет обладать одним из качеств лицемерия до тех пор, пока не избавится от него: когда он рассказывает, то лжет, когда обещает, то нарушает (свое обещание), когда ему доверяются, он предает!».
Этот хадис привели в доказательство тому, что у человека может быть признаки веры и признаки лицемерия. Лицемерие может быть в поступках, как в этом хадисе, так и в убеждениях, как говорится в аяте. Так считала группа предшественников (саляф) и некоторых ученых, как было уже сказано выше, и как будет приведено далее, если на то будет воля Аллаха.
Слова Всевышнего:
وَلَوْ شَاءَ اللَّهُ لَذَهَبَ بِسَمْعِهِمْ وَأَبْصَارهِمِ إِنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Если бы Аллах пожелал, Он лишил бы их слуха и зрения. Воистину, Аллах способен на всякую вещь».
Мухаммад ибн Исхак передал высказывание ибн 'Аббаса о словах Всевышнего: «Если бы Аллах пожелал, Он лишил бы их слуха и зрения»: «Из-за того, что они отвергли истину после того, как познали её».
إِنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Воистину, Аллах способен на всякую вещь».
Ибн Аббас сказал: «Поистине, Аллах способен на то, что пожелает сделать со Своими рабами наказать или помиловать».
Ибн Джарир сказал: «Всевышний Аллах сказал в этом аяте, что Он Всемогущий для того, чтобы предостеречь лицемеров Своей силой и мощью. И Он сообщил им, что Он объемлет их (своим знанием), и что Он способен лишить их слуха и зрения».
Ибн Джарир и многие комментаторы, которые последовали за ним в этом, считали, что в обеих притчах речь идет об одном типе лицемеров, и союз أَوْ «или» в словах Всевышнего: أَوْ كَصَيِّبٍ مِنْ السَّمَاءِ
«Или же под ливнем с неба» имеет значение союза «и», как словах Всевышнего: وَلاَ تُطِعْ مِنْهُمْ آثِمًا أَوْ كَفُورًا
«и не повинуйся грешникам и неверующим среди них» (76. «Человек», 24), в этом аяте использован союз أَو «или» между словами آثِمًا «грешникам» и كَفُورًا «неверующим», который имеет значение «и».
Либо же союз أَو «или» здесь имеет значение выбора:
«Приведи им в пример это или, если пожелаешь, вот это».
Куртуби сказал: «Союз أَو «или» здесь приведен для равенства между ними».
Замахшари сказал, что оба примера одинаковы: «Все равно: ты приведешь им в пример это, или то, они соответствуют их состоянию».
Я (ибн Касир) говорю: это (высказанное выше сравнение двух примеров) является таковым с точки упоминания лицемеров как группы людей. Но в свою очередь лицемеры делятся на группы и имеют различные состояния и качества, как Всевышний Аллах упомянул об этом в суре 9.«Отречение»: «среди них (есть), те, среди них (есть), те...», Он упомянул их состояния, качества, деяния, на которые они опираются, и слова, которые они утверждают.
И Он привел эти два примера (в суре «Корова») для тех двух групп из них, которые больше всего подходят по своим состояниям и качествам, как Он привел два примера в суре «Свет» двух групп неверных: призывающих (предводителей) и подражателей (последователей):
وَالَّذِينَ كَفَرُوا أَعْمَالُهُمْ كَسَرَابٍ بِقِيعَةٍ يَحْسَبُهُ الظَّمْآنُ مَاء حَتَّى إِذَا جَاءهُ لَمْ يَجِدْهُ شَيْئاً
«А деяния неверующих подобны мареву в пустыне, которое жаждущий принимает за воду. Когда он подходит к нему, то ничего не находит» (24. «Свет», 39).
До слов Всевышнего:
أَوْ كَظُلُمَاتٍ فِي بَحْرٍ لُجِّيٍّ
«Или же они подобны мраку во глубине морской пучины. (24. «Свет», 40).
Первая притча – о предводителях неверия, которые пребывают в полном невежестве, а вторая – об их последователях, пребывающих в простом невежестве.
А лучше всего об истине известно Аллаху.
Пользы, извлекаемые из аятов и урока.
1- Угроза и предупреждение безбожников, что Аллах окружает их своим знанием и мощью.
2- Человек всегда сторонится и опасается того, что может погубить его.
3- Человек должен обращаться к Аллаху с мольбой, чтобы Он не лишил его зрения и слуха и дал возможность воспользоваться ими в благих делах.
4- Одним из качеств Аллаха является, что Он Всемогущий, который может все. И нет чего – либо, чего Он не может сделать.
5- Лицемеры делятся на две группы: лицемеры, которые вначале уверовали, а затем отказались от веры и лицемеры, которые не были верующими в Аллаха, а сразу стали лицемерами. Также лицемерие делится на два вида: лицемерие в убеждении, выводящее их Ислама и лицемерие в поступках, которое из Ислама не выводит.
6- Верующие также делятся на две группы: опередившие – это приближенные, и обладатели правой стороны - это праведники (благочестивые)
7- Безбожники (неверующие) также делятся на две группы: призывающие (предводители) и слепые приверженцы (последователи),
8- الصَّوَاعِقِ – (удар грома, молнии), это то, что убивает человека или рушит и ломает что-либо.
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/