«Когда они встречают верующих, то говорят: «Мы уверовали». Когда же они остаются наедине со своими дьяволами, они говорят: «Воистину, мы - с вами. Мы лишь издеваемся».
»
аль-Бакара-Корова, 2:14
«Аллах поиздевается над ними и увеличит их беззаконие, в котором они скитаются вслепую.
»
аль-Бакара-Корова, 2:15
Всевышний Аллах говорит, что когда лицемеры встречают верующих, они говорят: قَالُوا آمَنَّا «Мы уверовали», - показывая им свою веру, дружелюбие и искренность в отношениях, лицемерно обманывая верующих, льстя им и скрывая свои убеждения, а также для того, чтобы верующие поделились с ними благами и трофеями, которые достанутся им.
خَلَوْا إِلَى شَيَاطِينِهِمْ وَإِذَا «Когда они остаются наедине со своими дьяволами»: означает - уходят, отправляются, приходят к своим шайтанам.
Сказали некоторые ученые, что частица إِلَى «к», здесь означает «вместе».
Однако первое мнение «отправляются к своим дьяволам» - лучше.
Об этом говорил ибн Джарир. Судди передал то же самое со слов Абу Малика.
شَيَاطِين «Дьяволы» - это главы и старейшины из числа ученых иудеев, старейшины многобожников и лицемеров.
Судди передал в своем «Тафсире» со слов ибн Аббаса, ибн Мас'уда и некоторых других сподвижников пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о словах Аллаха: وَإِذَا خَلَوْا إِلَى شَيَاطِينِهِمْ «Когда они отправляются к своим дьяволам», то есть к их главам в неверии». Даххак передал слова ибн Аббаса:
«Когда они идут к своим товарищам, а это – их дьяволы».
Мухаммад ибн Исхак передал слова ибн 'Аббаса: «Когда они отправляются к своим дьяволам из числа иудеев, которые велят им считать ложью и противоречить тому, с чем пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Муджахид сказал: «К своим товарищам из числа многобожников и лицемеров».
Катада сказал: «К своим главам и вождям в многобожии и зле».
Подобное же толкование дали Абу Малик, Абу 'Алийа, Судди, Раби' ибн Анас.
Ибн Джарир сказал: «Дьяволы شَيَاطِين– это бунтари, непокорные». Шайтан может быть из числа людей или джиннов.
Как сказал Всевышний Аллах:
وَكَذَلِكَ جَعَلْنَا لِكُلِّ نَبِيٍّ عَدُوًّا شَيَاطِينَ الْإِنسِ وَالْجِنِّ يُوحِي بَعْضُهُمْ إِلَى بَعْضٍ زُخْرُفَ الْقَوْلِ غُرُورًا
«Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов – дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения» (6. «Скот», 112).
О словах Всевышнего: إِنَّا مَعَكُمْ قَالُوا
«они говорят: Воистину, мы с вами»
Са'ид ибн Джубейр передал слова ибн 'Аббаса: «Мы придерживаемся того, что и вы».
إِنَّمَا نَحْنُ مُسْتَهْزِئُونَ «мы лишь издеваемся» - то есть мы издеваемся над этими людьми и шутим над ними».
Даххак передал слова ибн 'Аббаса:
«Они говорят: إِنَّمَا نَحْنُ مُسْتَهْزِئُونَ «Мы лишь издеваемся», то есть насмехаемся над сподвижниками Мухаммада.
То же самое сказали Раби' ибн Анас и Катада.
Но Всевышний Аллах отвечаем им:
اللَّهُ يَسْتَهْزِئُ بِهِمْ وَيَمُدُّهُمْ فِي طُغْيَانِهِمْ يَعْمَهُونَ
«Аллах поиздевается над ними и увеличит их беззаконие, в котором они скитаются вслепую».
Ибн Джарир сказал: «Всевышний сообщил, что Он сделает это с ними в День воскресения:
«В тот день лицемеры и лицемерки скажут верующим: «Погодите, мы позаимствуем у вас немного света». Им будет сказано: «Возвращайтесь назад и ищите свет». Между ними будет возведен забор с вратами, с внутренней стороны которого будет милость, а снаружи - мучения.
»
аль-Хадид-Железо, 57:13
Также Всевышний сказал:
«Пусть неверующие не думают, что предоставленная Нами отсрочка является благом для них. Мы предоставляем им отсрочку для того, чтобы они приумножили свои грехи. Им уготованы унизительные мучения.
»
Алю Имран-Семейство Имрана, 3:178
(Ибн Джарир) сказал: «Это, а также похожие ему издевательства Всевышнего Аллаха из того, что Он упомянул и Его надсмехание, Его коварство, Его обман лицемеров и многобожников согласно мнению тех, кто дал такое толкование.
2. Другие сказали, что Его насмешки над ними – это укор и порицание за их ослушание и неверие.
3. Другие сказали, что это и подобные качества высказаны в качестве ответа. Это подобно тому, что человек, которого кто-то обманул, и который затем одержал победу над (обманувшим) человеком, говорит ему: «Я обманул тебя», хотя он и не обманывал его. Однако он сказал это, потому что так обернулось для него дело. Поэтому слова Всевышнего Аллаха:
«Они (неверующие) хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах - Наилучший из хитрецов.
»
Алю Имран-Семейство Имрана, 3:54
И слова:
إِنَّ الْمُنَافِقِينَ يُخَادِعُونَ اللّهَ وَهُوَ خَادِعُهُمْ
«Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их» (4. «Женщины», 142).
означают ответ и то, что Аллах не строит козни и не насмехается, однако это означает, что козни и издевательство охватили (лицемеров и многобожников).
4- Еще одна группа сказала, что аяты: «Мы лишь издеваемся (смеемся). Аллах поиздевается (посмеется) над ними», «пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их», «Они глумятся над ними, а Аллах поглумится над ними», «предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению» и подобные аяты являются повествованием того, что Аллах накажет их насмешками и обманом, потому что они заслужили этого. И хотя для описания действий лицемеров и многобожников с одной стороны и Аллаха с другой стороны было использовано одно и то же слово, это слово имеет два значения.
Как сказал Всевышний Аллах:
وَجَزَاءُ سَيِّئَةٍ سَيِّئَةٌ مِثْلُهَا فَمَنْ عَفَا وَأَصْلَحَ فَأَجْرُهُ عَلَى اللَّهِ
«Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом» (42. «Совет», 40).
А также:
فَمَن اعْتَدَى عَلَيْكُمْ فَاعْتَدُوا عَلَيْهِ بِمِثْلِ مَا اعْتَدَى عَلَيْكُمْ
«Если кто покусился на вас, то и вы покуситесь на него, подобно тому, как он покусился на вас» (2. «Корова», 194).
Первое упоминание слова (зло и покушение) означает несправедливость (зульм), а второе – справедливость. И хотя оба слова одинаковы по форме, они различны по значению.
5. Еще одна группа сказала, что это означает, что Аллах сообщил о следующем. Когда лицемеры остаются наедине со своими лидерами они говорят им: «Поистине, мы остаемся на вашей стороне (придерживаемся вашей религии) в отрицании (считаем лжецом) Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и того, с чем он пришел. То, что мы поддерживаем их словами, это лишь наше издевательство над ними». И Всевышний Аллах сообщил, что он поиздевается над ними и покажет им Свои предписания в этом мире, то есть неприкосновенность их крови и имущества, а Последней жизни покажет противоположное этому то есть мучения и наказания.
Затем Ибн Джарир начал разъяснять это мнение и поддержал его, ибо коварство (козни), обман и насмехательство в виде игры и забавы не присущи Аллаху согласно единогласному мнению ученых. Однако если под ними имеются в виду возмездие и противопоставление справедливостью, то для этого (толкования и понимания) нет запрета.
(Ибн Джарир) сказал: «Подобное тому, что мы сказали, нам было передано что ибн Аббаса сказал о словах Всевышнего:
اللَّهُ يَسْتَهْزِئُ بِهِمْ
«Аллах поиздевается над ними»
«Он будет насмехаться над ними в качестве возмездия».
Слова Всевышнего:
وَيَمُدُّهُمْ فِي طُغْيَانِهِمْ يَعْمَهُونَ
«и (Аллах) увеличит их беззаконие, в котором они скитаются вслепую».
Судди передал со слов ибн 'Аббаса, ибн Мас'уда и некоторых сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что Аллах даст им отсрочку.
Муджахид сказал: «Увеличит им блага».
Всевышний Аллах сказал:
«Неужели они думают, что Мы поддерживаем их богатством и сыновьями,
»
аль-Муминун-Верующие, 23:55
«потому что спешим одарить их благами? О нет! Однако они не ощущают этого!
»
аль-Муминун-Верующие, 23:56
И Он сказал:
سَنَسْتَدْرِجُهُمْ مِنْ حَيْثُ لاَ يَعْلَمُونَ
«Мы завлечем их так, что они даже не осознают этого» (68. «Письменная трость», 44).
Некоторые сказали: «Каждый раз, когда они совершают грех, для них появляется благо, которое на самом деле является возмездием»
Всевышний Аллах сказал:
«Когда они позабыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи. Когда же они возрадовались дарованному, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние!
»
аль-Анам-Скот, 6:44
«Беззаконники были уничтожены до основания. Хвала Аллаху, Господу миров!
»
аль-Анам-Скот, 6:45
Ибн Джарир сказал: «Правильным является следующее значение: «Увеличим им блага, дав им отсрочку, и оставим их в заносчивости и бунте», подобно тому, как Всевышний Аллах сказал:
«Мы отворачиваем их сердца и умы, поскольку они не уверовали в него в первый раз, и оставляем их скитаться вслепую в собственном беззаконии.
»
аль-Анам-Скот, 6:110
«Когда вода стала разливаться, Мы повезли вас в плавучем ковчеге,
»
аль-Хакка-Неминуемое, 69:11
Ибн Джарир сказал: что слово عَمَه («'амах») слепота, здесь означает ни что иное как заблуждение».
Глагол عَمَهَ означает бродить, блуждать.
Он также сказал: «Скитание вслепую в собственном беззаконии» - они скитаются в заблуждении и неверии, грязь которого покрыла их, они блуждают и не могут найти выход из него, так как Аллах запечатал их сердца и ослепил их взор, они не видят правильного решения и не находят правильного пути».
Некоторые считают, чтоالعَمَي означает слепоту глаз, а العَمَه - слепоту сердца. Слова العَمَي может также означать и слепоту сердца. Всевышний Аллах сказал:
فَإِنَّهَا لَا تَعْمَى الْأَبْصَارُ وَلَكِن تَعْمَى الْقُلُوبُ الَّتِي فِي الصُّدُورِ
«Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» (22. «Хадж», 46).
.
Пользы, извлекаемые из аятов и урока.
1- Лицемерие запрещено. Так как оно совершается с целью обмана и с целью получения мирских выгод.
2- Шайтан – это тот, кто бунтует из числа людей, джиннов и даже животных. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал черную собаку шайтаном (Муслим). Не из-за того, что они джинны, а потому что они наихудшие из собак.
3- Аллах не имеет имен издевающийся, хитрящий, забывающий и т.д. Это все его качества, которыми он наказывает тех, кто выступает против Него. И это качества для восстановления справедливости.
4- Аллах увеличивает мирские блага неверующих, чтобы они еще больше погрязли в грехах и дольше оставались в неверии.
5- Мирские блага не являются критерием любви или не любви Аллаха.
6- Лицемеры - жалкие люди, так как они обманывают верующих, объявляя, что они с ними, а также говорят неверующим, что они с ними.
7- Аллах непременно воздаст по заслугам тем, кто надсмехается на пророками, верующими, Исламом и даже над самим Аллахом.
8- Если Аллах наделил милостью человека, придерживающегося религии Аллаха, то эта милость - награда от Аллаха. Если же милость дана грешному человеку, то это обольщение.
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/