«Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие.
»
аль-Бакара-Корова, 2:8
النَفِاق «нифак» (лицемерие) означает демонстрацию добродетели и сокрытие зла.
Оно имеет нескольких видов: лицемерие в убеждениях (идеологическое) – по причине которого его обладатель попадет в ад навечно; и лицемерие в делах (практическое) - которое является одним из самых больших грехов. Об этом будет подробно изложено в своем разделе, если на то будет воля Аллаха.
Это подобно тому, как сказал ибн Джурайдж, что лицемер – это тот, у кого слова противоречат его делам, его внутренняя сторона отличается от внешней.
Описания лицемеров были ниспосланы в Медине, ибо в Мекке не было лицемерия. Наоборот, некоторые люди под принуждением демонстрировали неверие, в то время как в душе они был верующим. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину, где проживали ансары из племен Аус и Хазрадж, которые во времена невежества поклонялись идолам, как и все многобожники-арабы. Также там проживали иудеи из обладателей Писания, их было три племени: бану Кайнука' – союзники Хазраджа, бану Надир и Бану Курайза – союзники Ауса.
Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, и Ислам приняла большая часть ансаров из двух племен Аус и Хазрадж, и очень малое число людей из иудеев, как например, 'Абдуллах ибн Салам, да будет доволен им Аллах. Тогда лицемерие еще не появилось, так как у мусульман еще было еще могущества и силы, которое вызывало страх.
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заключил перемирие с иудеями и многими арабскими племенами вокруг Медины. Когда же произошли события при Бадре, и Аллах возвеличил Свое слово, Ислам и его приверженцев. Тогда был 'Абдуллах ибн Убай ибн Салюль, из племени Хазрадж, который во времена невежества (джахилий) был старейшиной в Медине и главой двух племен, и мединцы даже решили избрать его для себя правителем. Но когда пришло благо, и они приняли Ислам, они забыли о нем, и поэтому он возненавидел Ислам и его приверженцев. После битвы при Бадре он сказал: «Вот, пришло дело Аллаха». И он внешне продемонстрировал свое вступление в Ислам, и вместе с ним в Ислам пришли некоторые люди, которые придерживались его пути и убеждений, а также некоторые люди из числа людей Писания. Тогда-то и появилось лицемерие среди жителей Медины и среди арабов-бедуинов вокруг нее.
Что же касается мухаджиров, то среди них не было лицемерия, ибо никто из них не переселился по принуждению, а переселился добровольно и оставил свое имущество, детей и землю ради Аллаха и того, что Он обещал им в следующей жизни.
Мухаммад ибн Исхак передал от Ибн 'Аббаса, что в словах:
وَمِنْ النَّاسِ مَنْ يَقُولُ آمَنَّا بِاللَّهِ وَبِالْيَوْمِ الْآخِرِ وَمَا هُمْ بِمُؤْمِنِينَ
«Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день», однако они суть неверующие» сказано лицемерах из племен Аус и Хазрадж и обо всех, кто последовал их пути.
Подобным же образом прокомментировали этот аят Абу 'Алия, аль-Хасан, Катада и Судди.
Всевышний Аллах описал качества лицемеров, чтобы верующие не были обмануты их внешним видом, что могло быть причиной великого вреда, из-за того, то они не будут остерегаться их и будут думать, что они верующие, хотя на самом деле они являются неверными.
Это является одной из больших опасностей - думать о распутниках благое.
И поэтому Всевышний Аллах сказал:
وَمِنْ النَّاسِ مَنْ يَقُولُ آمَنَّا بِاللَّهِ وَبِالْيَوْمِ الْآخِرِ وَمَا هُمْ بِمُؤْمِنِينَ
«Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день», однако они - суть неверующие», то есть они произносят это, но их слова пусты не несут никакого смысла.
Как сказал Всевышний:
إِذَا جَاءَكَ الْمُنَافِقُونَ قَالُوا نَشْهَدُ إِنَّكَ لَرَسُولُ اللَّهِ
«Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят: «Свидетельствуем, что ты – посланник Аллаха» (63. «Лицемеры», 1), то есть они говорят это только тогда, когда приходят к тебе, но на самом деле они не верят в то, что говорят.
И Аллах назвал их лжецами:
وَاللَّهُ يَعْلَمُ إِنَّكَ لَرَسُولُهُ وَاللَّهُ يَشْهَدُ إِنَّ الْمُنَافِقِينَ لَكَاذِبُونَ
«Аллах знает, что ты – Его посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры являются лжецами» (63. «Лицемеры», 1), и
وَمَا هُمْ بِمُؤْمِنِين «они суть неверующие » (2. «Корова», 8).
«Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого.
»
аль-Бакара-Корова, 2:9
Всевышний Аллах сказал: يُخَادِعُونَ اللَّهَ وَالَّذِينَ آمَنُوا
«Они пытаются обмануть Аллаха и верующих», то есть они демонстрируют веру, но оставаясь при этом неверующими. Они из-за своего невежества полагают, что могут ввести в заблуждение Аллаха, и что это принесет им пользу, и что это будет иметь на Него такое же действие, как и на некоторых верующих.
Как сказал Всевышний Аллах:
«В тот день, когда Аллах воскресит их всех, они станут клясться перед Ним, подобно тому, как клянутся перед вами, полагая, что это поможет им. Воистину, они - лжецы.
»
аль-Муджадила-Препирающаяся, 58:18
Аллах разоблачает их убеждение словами:
وَمَا يَخْدَعُونَ إِلَّا أَنفُسَهُمْ وَمَا يَشْعُرُونَ
«Но обманывают только самих себя и не осознают этого».
То есть своим поведением они вводят в заблуждение только самих себя, хотя и не осознают этого.
Как сказал Всевышний Аллах:
إِنَّ الْمُنَافِقِينَ يُخَادِعُونَ اللَّهَ وَهُوَ خَادِعُهُمْ
«Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их» (4. «Женщины», 142).
Некоторые чтецы прочитали этот аят следующим образом:
وَمَا يُخَادِعُونَ إِلَّا أَنفُسَهُمْ. Но и это и второе чтение
وَمَا يَخْدَعُونَ إِلَّا أَنفُسَهُمْ имеют одинаковый смысл.
Ибн Абу Хатим передал что Ибн Джурайдж, так прокомментировал этот аят:
يُخَادِعُونَ اللَّهَ
«Они (пытаются) обмануть Аллаха» он сказал:
«Они произносят слова اللَّه لَا إِلَهَ إِلَّا, «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллах», тем самым они хотят гарантировать неприкосновенность своей жизни и имущество, в то же время они скрывают неверие».
Катада сказал по поводу этих аятов: (8) «Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие. (9) Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого».
Это описание лицемера. Он говорит истину языком, но опровергает её сердцем и деяниями. Он утром в одном состоянии, а вечером – в другом. Он похожи на корабль, который колеблется каждый раз, когда дует ветер.
النَّاسُ– люди. Разошлись мнения ученых арабского языка (филологов) в том от какого слова оно образовано.
1- От النَّوْسُ, что означает движение.
2- От نَسِيَ, что означает забыл, забывчивость. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Забыл Адам и забыло его потомство» [Тирмизи]. Сказал ибн Аббас: Адам забыл обещание Аллаха и поэтому был назван инсаном.
Всевышний Аллах сказал:
وَلَقَدْ عَهِدْنَا إِلَى آدَمَ مِن قَبْلُ فَنَسِيَ
«Прежде Мы заключили завет с Адамом, но он запамятовал» (20.«ТаХа», 115).
3 – От الاسْتِئْنَاس - общение, так как он общается с подобными ему.
4 – От آنَسَ- видеть, замечать, из-за того, что его видно.
Нифак – с приходом Ислам у слова появилось новое значение.
Это было взято как сравнение с норой тушканчика. В его норе два входа: один основной, второй скрытый, запасной. Он копает выход, но немного не докапывает до конца и в случае опасности выскакивает из него. Поэтому внешне это земля, в под ней нора. Так и лицемер внешне показывает, что он верующий, а внутри он неверующий.
Цель сокрытия неверия:
1- Сохранение жизни и имущества.
2- Материальные пользы.
3- Не материальные пользы (положение, должность).
4- Нанесение вреда изнутри.
خَدَعَ - обманывать. То есть внешне показывать, что желает добро и благо, но на самом деле он скрывает желание нанести вред.
Пользы, извлекаемые из аятов и урока.
1- В первых четырех аятах идет описание верующих (2-5), затем в двух аятах (6-7) идет описание противоположной группы людей не верующих. Затем в 13 аятах описание тех, кто является неверующим, но внешне себя показывает верующим. Получается входит внешне в первую группу, а внутренне во вторую. Это самые худшие из неверующих.
2- Лицемерие – появилось только в Медине.
3- Глава лицемеров Медины 'Абдуллах ибн Убай ибн Салюль из племени Хазрадж.
4- Лицемерие бывает двух видов: 1- в убеждении, выводящее из Ислама. 2 – В постуках, не выводящее их Ислама, но человек внешне похож на лицемеров.
5- В Коране есть сура 63. «Лицемеры», а также в суре 9.«Покаяние» приводятся многие из их качеств.
6- Лицемеры появились после битвы при Бадре.
7- Среди мухаджиров не было лицемеров.