Данная статья является конспектом к уроку № 8. Смотрите видеозапись урока в разделе "Видео "Причины разногласий""
Немного знающий الْمُتَعَلِّمُ
Имеется ввиду человек находящийся между обычным мусульманином и между муджтахидом. Так как он обладает некоторыми знаниями, которые ставят его выше невежественных людей, но в, то, же время, он не достиг степени иджтихада.
Высказывания ученых, касающиеся этих людей противоречивы. Одни обязывают их следовать ученым во всем (делать таклид), объясняя, что они не являются муджтахидами.
Другие разделяют между ними и между обычными людьми, и разрешают рассматривать доказательства и выбирать более сильное мнение, если имеется разногласие.
Причина этому то, что это огромная масса людей с разным уровнем знаний. Одни знают немного, другие больше, третьи знают много, но не являются учеными и т.д.
Чтобы немного разобраться в этом вопросе, рассмотрим одно из разногласий в усуль фикх «Может ли иджтихад разделяться?». Это когда один из людей достиг степени иджтихада в каком-либо вопросе, и следование своему иджтихаду приводит к противоречию с иджтихадом других ученых. Может ли он в этой ситуации следовать своему иджтихаду? Или он обязан следовать другим ученым (таклид)?
- Сказала группа ученых, что он обязан следовать своему иджтихаду так как он имеет инструменты иджтихада.
- Сказала другая группа, что он обязан следовать другим, так как у них иджтихад не разделяется.
Сказал Газали в «Мустасфа»: «Этот человек не считается муджтахидом, но возможно он в состоянии совершить иджтихад в некоторых вопросах. А в некоторых иджтихад делать не может, пока не получит знания в данной области, как знание вопросов наху (грамматики арабского языка) или знание о передатчиках хадисов в определенном иснаде.
Этот человек, получив определенные знания не похож на невежду, с другой стороны он не владеет другими знаниями, поэтому похож на обычного человека. Вопрос к кому он относится к обычным людям или к ученым.
Более распространенное и более близкое к правильному, что он как обычный человек (не ученый). Так как муджтахид – это тот человек, у которого знания стали сильными. Если же он нуждается в долгом и изнурительном изучении наук, значит он в этой науке иджтихад делать не может. Обычный человек может получить эти знания, но не обязан этого делать так как ему разрешено оставить иджтихад.
В общем, между степенью начинающего получать знания и между степенью совершенства множество ступеней, и поэтому есть возможность рассмотрения.
Сказал автор книги «Фаватих рахамут» Лакнави:
«Вопрос: Человек не являющийся полным муджтахидом, даже если является ученым, обязан следовать какому-либо муджтахиду, в тех вопросах, в которых он иджтихад делать не в состоянии. То есть в тех вопросах, которые он не может изучать и получить в них знания. Если же он может получить знания он обязан это сделать, и не имеет право следовать другим ученым. Это, по мнению тех, кто считает иджтихад делящимся. По мнению же тех, кто считает иджтихад не делимым, он обязан делать таклид во всех вопросах, независимо может он их изучить или не может. И как ты уже узнал, что истина первое мнение».
Сказал ибн Абидин: «Если хадис считается достоверным, и противоречит мазхабу, он действует согласно этому хадису. И это считается его мазхабом. И следуя этому хадису он остается ханафитом. Так как достоверно от Абу Ханифы высказывание «Если хадис достоверный – это и есть мой мазхаб». Это привел ибн Абдульбарр со слов Абу Ханифы и слов других ученых.
И понятно, что это может сделать только тот, кто владеет знаниями и разбирается в текстах Корана и сунны, различает
мансух от не мансуха. Если ученые мазхаба рассмотрели доказательство и действовали согласно ему, будет правильно отнести его к мазхабу, опираясь на разрешение основателя мазхаба. Так как нет сомнения, что если бы он знал слабость доказательства, отказался бы от него и последовал бы более сильному доказательству» [«Хашия ибн Абидин»].
Сказал ибн Салах: «Если кто-либо из шафиитов найдет хадис, противоречащий мазхабу, должен посмотреть. Если он достиг степени полного иджтихада, или иджтихада в данной главе или данном вопросе, то он может самостоятельно действовать согласно ему, и если трудно противоречить хадису, после поиска. И если он не нашел противоречащему хадису мнению в мазхабе полноценное объяснение. В этом случае он может действовать согласно ему. И это является оправданием в оставлении мазхаба его имама в этом случае».
Основываясь на разногласии ученых в разделении иджтихада с одной стороны, и в необходимости разделения между не знающим религию и немного знающим её с другой стороны, можно сказать следующее.
Немного знающий религию – несмотря на различие в степени изучения религии – находится между двумя положениями.
- Человек, который считает, что он в состоянии вести поиск и рассматривать доказательства, опираясь на свои знания и обладая желанием поиска, при наличии соответствующих источников (книг).
Этому человеку разрешается искать доказательства и рассматривать их самостоятельно, прилагая при этом все усилия, пока он не будет уверен в результате. В этом случае он может действовать согласно достигнутому результату, уважая в то же время мнения других и проявляя уважение к ученым, которые вынесли другое решение.
Это является разрешенным, а не обязательным. Так как три условия (знания, желание, наличие книг) не у всех присутствуют. - Человек, который считает, что он не в состоянии сделать это. Или из-за отсутствия желания, или из-за слабых знаний, или из-за отсутствия источников (книг).
Если у него отсутствуют все три условия или одно из них ему не разрешается действовать, полагаясь на свое мнение, так как это мнение не основано на знаниях.
В этом случае он похож на обычного мусульманина, не знающего религии, хотя и отличается от него.
Таким образом разрешается обладающим некоторыми знаниями заниматься иджтихадом. Хотя ученые в начале 4 века по хиджре запретили совершать иджтихад ученым, которые не достигли степени полного иджтихада. И они «закрыли» ворота иджтихада, что бы им не занимались те, кто не должен его делать.
Затем постепенно это коснулось и муджтахидов в некоторых науках или вопросах. И постепенно все перешло в полное следование (таклид).
С другой стороны, тем самым закрывается дорога легкого отношения к иджтихаду. Так как имеются призывающие к этому. В этом случае иджтихадом будут заниматься все кому не лень. И впоследствии распространиться смута среди мусульман.
На разрешенность иджтихада указывает положение некоторых более поздних ученых, которые следовали этому и искали и рассматривали доводы и выбирали более достоверное согласно их знаниям. И этим они подражали предыдущим ученым во времена сподвижников, табигин, имамом мазхабов и их учеников.