68, Все виды наджиса

Урок № 68. | Курс: "Мишкат аль-Масабих", глава «Очищение наджиса».

Виды наджиса

То, что упоминается в книге «Мишкат масабих»

 Собака (хадис 490). Мазхабы шафии и ханбали – наждис. В мазхабе ханафи – спорный. В мазхабе малики – не наджис.

Слюна, моча, помет собаки наджис.

 Моча человека (хадисы 491, 492) – наджис. Моча мальчика, питающегося молоком матери - наджис (497, 501, 502).

В хадисе приводится способ его очищения.

 Менструальная кровь (хадис 493).

 Мани, мужское семя (хадисы 494-496). В мазхабах ханафи и малики – наджис. В мазхабах шафии и ханбали – не наджис.

 Шкура животного (498-500, 507-511).

 Моча животных, мясо которых можно употреблять в пищу (515, 516)

 Все растения и все в чем нет жизни являются чистыми, за исключением спиртного. Спиртное в жидком виде наджис по мнению четырех мазхабов.Опьяняющие вещества растительного происхождения, или изготовленные химическим путем, а также яды являются чистыми. Но использовать их запрещено

  Живые существа (человек в том числе).

Мазхаб малики – все животные чистые.

Мазхаб ханафи – все животные чистые, кроме свиньи и собаки, по мнению некоторых.

Мазхаб шафии – все животные чистые, кроме свиньи и собаки.

Мазхаб ханбали – все животные чистые, кроме свиньи, собаки, хищных животных, кроме кошки, хищных птиц, мула и домашнего осла.

  Мертвечина (الْمَيْتَةُ).

Это животное умершее своей смертью или заколотое не по нормам шариата. Доказательство хадис Маймуны.
Исключением являются:

  •  Мертвая рыба и саранча (насекомые). Сказал Посланник Аллаха: «Дозволены нам два вида мертвечины и два вида крови: что касается мертвечины это рыба и саранча, а что касается крови это печень и селезенка» [ ибн Маджа, 3314 ;Ахмад].

Также доводом является хадис (479): «Её вода чистая, а мертвечина дозволена» [ Абу Дауд, 83; Тирмизи, 69].

  • Насекомые, животные не имеющие кровообращения, как у млекопитающих.

Насекомые чистые и их попадание в пищу или в воду не изменяет чистоту всего этого. Это мнение в мазхабах ханафи, малики и ханбали. Но ханбалиты исключают крокодилов, лягушек и подобных животных (земноводные).
Сказал ибн Мунзир: я не знаю разногласия ученых в этом вопросе, кроме мнения Шафии, так как более известное в его мазхабе, что насекомые наджис. Но прощается если они попадут в воду и не изменят её качеств. Или кроме насекомых, которые живут в продуктах.

  • Человек.

Умерший человек считается чистым в маликитском, а также по более сильному мнению в шафиитском и ханбалитском мазхабах. И нет разницы между мусульманином и не мусульманином.
Абу Ханифа поделил на три группы:

  • Шахид считается чистым.
  •  Верующий после омывания считается чистым.
  •  Человек, независимо от убеждения после смерти считается наджисом, пока его не обмоют.

Относительно третьей группы в мазхабе есть разногласие.

 Части животных.

  •  Мясо, жир. Если это отрезано от живого животного, то считается наджисом. Посланник Аллаха сказал: «То, что отрезано от живого животного, является мертвечиной» (Абу Дауд, 2858; Тирмизи, 1480).
  •  Если отрезано от мертвого животного, то наджис.
  •  Животное заколотое по нормам шариата считается чистым и не называется мертвечиной.

 Шерсть.
В мазхабе малики и ханафи все это считается чистым. И неважно у живого животного это взяли или у мертвого. Так как в шерсти нет жизни, то есть нет кровообращения.
В мазхабе шафии есть разделение.

  •  Чистые. Если взято у животного, мясо которого дозволено употреблять в пищу при жизни или после закалывания.
  •  Наджис. Взятое у животных, которых есть запрещено.

Их довод слова Всевышнего: «Запрещена вам мертвечина» [ 5. «Трапеза», 3].

Все мертвое животное наджис.

  •  В мазхабе ханбали смотрят на положение животного пока оно живое. Если чистое, то и шерсть чистая, если наджис, то и шерсть наджис. Имеется разногласие относительно кошки.

 Кости, зубы, рога, копыта, перья.
По мнению Абу Ханифы, Шафии и Ахмада эти части животного имеют тоже положение, что и шерсть.
В мазхабе малики кости умершего животного или животного, мясо которого есть нельзя наджис.

 Шкура.

 Кровь, гной.
Все это считается наджисом. Всевышний Аллах сказал:

Также Всевышний сказал:

Quran_5:3

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах - Прощающий, Милосердный. »
аль-Маида-Трапеза, 5:3

Также Всевышний сказал:

Quran_6:145

«Скажи: «Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха». Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах - Прощающий, Милосердный. »
аль-Анам-Скот, 6:145

Ибн Аббас прочитал этот аят и сказал: «Запрещено лишь то, что употребляется в пищу и это мясо. А что касается шкуры, зубов, костей и шерсти, то это дозволено» [ ибн Мунзир, ибн Хатим].
Чтобы кровь стала наджисом необходимо чтобы она была текущей, вытекающей. Это по мнению Абу Ханифы, Малика и Ахмада.
Поэтому нет разногласия в том, что кровь оставшаяся в мясе не считается наджисом.
Есть разногласие о крови, которая не течет а застыла на ране и которая осталась на горле животного.
В мазхабе ханафи не текущая кровь не наджис, даже у человека и у животных не употребляемых в пищу. Другие поставили условие, что это должно быть у животных, мясо которых употребляется в пищу.
В мазхабе малики кровь наджис вообще, даже оставшаяся на горле или застывшая на ране.
В мазхабе ханбали кровь оставшаяся на горле животного чистая, а на ране наджис. Это мнение Мухаммада ибн Хасана, ученика Абу Ханифы.
В мазхабе малики и ханбали малое количество крови прощается и не считается наджисом.
В мазхабе Шафии все виды крови наджис. Так как в аяте кровь упомянута вообще и сравнивая с мочой. Но малое количество прощается.
Кровь рыбы. Мазхаб малики и одно из мнений в мазхабе ханбали, что кровь рыбы занимает такое же положение, как и кровь животных. Остальные ученые сказали, что она чистая и это мнение правильнее.
Гной во всех положениях как кровь.
В мазхабе ханафи гной считается наджисом если он течет сам. Если же его выдавили, то он не наджис и омовение при этом не нарушается. Но в мазхабе есть второе мнение, противоположное этому.9- Рвота. Все что выходит из желудка наджис в мазхабе ханафи если будет заполнять всю полость рта (полный рот).
В мазхабе шафии и ханбали все, что выходит из желудка наджис. И не прощается малое количество.
В мазхабе малики все, что вышло из желудка в виде пищи чистое, кроме крови, или уже переварившейся пищи .

Моча, экскременты.
Нет разногласия, что моча и экскременты человека и животных, мясо которых запрещено употреблять в пищу наджис.
Что касается животных мясо которых можно употреблять в пищу, то в этом есть разногласие между учеными (это разбиралось в 67 уроке).
Что касается помета птиц, то ученые не разделяют между пометом животных и птиц.
Кроме мазхаба ханафи. Они разделяют между летающими и не летающими птицами. Не летающие, как курица, утка, гусь их помет наджис. Летающие птицы: если их мясо можно есть, то их помет чистый. Если нельзя есть, то есть разногласие между имамами мазхаба.

Мази (الْمَذْيُ), вади (الْوَدْيُ).
Мази – липкая жидкость выходит из полового органа во время возбуждения. Является наджисом. Приводится, что Али ибн Абу Талиб сказал: я был человеком, у которого часто выходило мази, но я стеснялся спросить об этом у Посланника Аллаха. И я поговорил с Микдадом, что бы он спросил об этом. И Посланник Аллаха сказал: «Соверши омовение и помой половой орган» [ Бухари].
Вади – липкая жидкость обычно выделяется после справления малой нужды.

 Мани (семенная жидкость).

 

69, Желатин, маргарин
66, Шкуры мертвых животных
 

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/