Урок № 66. | Курс: "Мишкат аль-Масабих", глава «Очищение наджиса».
805-وَ عَنْ عَبْدِ الله بْنِ عُكَيْمٍ، قَالَ: أَتَانَا كِتَابُ رَسُولِ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: "أَنْ لاَ تَنْتَفِعُوا مِنَ الْمَيْتَةِ بِإِهَابٍ وَ لاَ عَصَبٍ".
رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ و أَبُو دَاوُد وَ النَّسَائِيُّ وَ ابْنُ مَاجَة.
508-Сказал Абдулла ибн Укейм, что к ним пришло письмо Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует: «Не используйте шкуру и сухожилия мертвых животных» [ Тирмизи (1729), Абу Дауд (4127), Насаи (4251), ибн Маджа (3613)].
Передачик хадиса
Абдулла ибн Укейм – из числа табиин, мухадрам, принял Ислам при жизни Посланника Аллаха, но не видел Его. Слышал хадисы от Умара, ибн Масуда и Хузайфы. Он слышал послание Пророка к племени Джухайна.
Шарх
Посланник Аллаха запретил использовать сухожилия так, как они наджис. В них есть жизнь и если их отрезать животное чувствует боль.
Хадис является доводом тех, кто считает, что дубление не очищает шкуру животных. И что нельзя пользоваться ничем с мертвых животных. И что этот хадис отменяет все хадисы дозволяющие использовать шкуру мертвых животных. Так как есть риваяты у Абу Дауда и Ахмада, что это произошло за месяц до смерти Посланника Аллаха.
Также есть риваят за месяц или за два до смерти Пророка.
Большинство ученых не согласны с этим.
Их ответы на этот хадис.
Также хадисы разрешающие дубление более достоверны и их больше. Хадисов 15 два из них у Бухари и Муслима.Можно объединить все эти хадисы, сказав, что запрещено использовать шкуру до дубления.
905-وَ عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ الله عَنْهَا أَنَّ رَسُولَ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ أَمَرَ أََنْ يُسْتَمْتَعَ بِجُلُودِ الْمَيْتَةِ إِذَا دُبِغَتْ.
رَوَاهُ مَالِكٌ وَ أَبُو دَاوُد.
509-Передают со слов Аишы, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, приказал пользоваться шкурами мертвых животных если они будут выделаны [ Малик (18, глава охоты), Абу Дауд (4124), Насаи (4252), ибн Маджа (3612)].
Шарх
Приказал в смысле разрешил, дозволил.
Хадис является доказательством на то, что можно использовать шкуры животных для любых вещей и жидкостей и не жидкостей.
И хадис указывает, что дубление является очищением шкуры.
015-وَ عَنْ مَيْمُونَةَ، قَالَتْ: مَرَّ عَلَى النَّبِيِّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ رِجَالٌ مِنْ قُرَيْشٍ يَجُرُّونَ شَاةً لَهُمْ مِثْلَ الْحِمَارِ، فَقَالَ لَهُمْ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: "لَوْ أَخَذْتُمْ إِهَابَهَا". قَالُوا: إِنَّهَا مَيْتَةٌ. فَقَالَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: "يُطَهِّرُهَا الْمَاءُ وَ الْقَرَظُ".
رَوَاهُ أَحْمَدُ وَ أَبُو دَاوُد.
510-Передают со слов Маймуны, что мимо Пророка проходили мужчины курайшиты, которые тащили (мертвую) овцу подобно ослу. И Посланник Аллаха сказал им: «Если бы вы сняли с неё шкуру». Они сказали: она же мертвая. Посланник Аллаха сказал им: «Её очищают вода и аравийская акация» [ Ахмад, Абу Дауд (4126), Насаи (4248 )].
Шарх
То есть средствами дубления являются вода листья аравийской акации. В ней есть терпкость и она разъедает и удаляет влажность.
Сказал Навави: дозволено обрабатывать шкуру любыми веществами, которые очищают шкуру. И это не происходит при помощи солнца, как это принято в мазхабе ханафи. А также не происходит при помощи земли, золы и соли по более сильному мнению.
Хадис указывает на обязательность воды в процессе дубления.
115-وَ عَنْ سَلَمَةَ بْنِ الْمُحَبَّقِ، قَالَ: إِنَّ رَسُولَ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ جَاءَ فِي غَزْوَةِ تَبُوكَ عَلَى أَهْلِ بَيْتٍ، فَإِذَا بِقِرْبَةٍ مُعَلَّقَةٍ، فَسَأَلَ الْمَاءَ. فَقَالُوا لَهُ: يَا رَسُولَ الله إِنَّهَا مَيْتَةٌ. فَقَالَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: "دِبَاغُهَا طَهُورُهَا".
رَوَاهُ أَحْمَدُ وَ أَبُو دَاوُد.
511-Передают со слов Салама ибн Мухаббака, что Посланник Аллаха во время похода на Табук пришел к одной семье и увидел висящий бурдюк и спросил воды. Ему сказали, что он сделан из мертвечины. Он сказал: «Дубление служит её очищением» [Ахмад, Абу Дауд (4125), Насаи (4244 )].
Мазхаб малики:
Неживые вещества все чистые, кроме опьяняющих напитков.
Животные все чистые.
Мертвые животные все наджис.
Черви, личинки в продуктах все чистые. Все что не имеет кровообращения (водные животные, насекомые) являются чистыми.
Мазхаб Шафии:
Все вещи в основе чистые.
Все делится на две группы: неживое и живое (животные).
Неживое является чистым.
Животные (живые) чистые, кроме собаки, свиньи.
Отрезанное от животного мертвечина.
Все умершее наджис, кроме саранчи, рыбы, человека, плод после закалывания матери, и добыча, которую невозможно успеть заколоть.
В мазхабе шафии наджис делят на три группы:
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/