Урок № 65| Курс: "Мишкат аль-Масабих",«Очищение наджиса».
505-وَ عَنِ الْمِقْدَامِ بْنِ مَعْدِيكَرِبٍ، رَضِيَ الله عَنْهُ قَالَ: نَهَى رَسُولَ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ عَنْ لُبْسِ جُلُودِ السِّبَاعِ وَ الرُّكُوبِ عَلَيْهَا. رَوَاهُ أَبُو دَاوُد وَ النَّسَائِيُّ.
505-Сказал Микдам ибн Магъдикариб, что Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, запретил надевать шкуры хищных животных и садится на них [ Абу Дауд (4131), Насаи (4255) ].
605-وَ عَنْ أَبِي الْمَلِيحِ بْنِ أُسَامَةَ، عَنْ أَبِيهِ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: نَهَي عَنْ جُلُودِ السِّبَاعِ.
رَوَاهُ أَحْمَدُ أَبُو دَاوُد وَ النَّسَائِيُّ. وَ زَادَ التِّرْمِذِيُّ وَ الدَّارِمِيُّ: أُنْ تُفْتَرَشَ.
506-Передают со слов Абу Малиха ибн Усама, со слов его отца, что Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, запретил шкуры хищных [ Ахмад, Абу Дауд (4132), Насаи (4253). Тирмизи (1770, 1771) и Дарими (1983): и расстилать их ].
Шарх 505-506
Хадис Микдама сборнике Абу Дауда приводится полностью, здесь же только небольшая его часть. Там сказано, что Микдам спросил Муавию: Я спрашиваю тебя с именем Аллаха знаешь ли ты, что Посланник Аллаха запретил надевать шкуры хищных животных и садиться на них? Муавия сказал: да.
Хадисы Микдама и Абу Малиха указывает на запрет использовать шкуры хищных животных, как в виде одежды, так и в виде того на чем люди сидят.
Но имеется разногласие ученых и разные объяснения этих хадисов.
Использовать запрещено вообще, до дубления и после.
До дубления запрещено, так как шкура наджис, после дубления она очищается. И волосы не очищаются.
Шкура хищных животных чистая. Но использовать её запрещено, так как это обычай тиранов, высокомерных, излишествующих и живущих в роскоши и изнеженных людей.
Некоторые ученые эти хадисы приводят как довод на то, что дубление не очищает шкуры хищных животных. И что эти хадисы ограничивают общий смысл хадиса: «Если шкуру выделать, то она очищается» [ Муслим].
Сказал Шаукани: такое понимание не явное, так как максимум на что указывает хадис, это запрет надевать и садиться. И этот запрет не связан с тем, что шкура наджис. Также как запрет на одевания шелка и золота не указывает на то, что они наджис. Шкура считается чистой, но запрещено её использовать.
Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал:
لاَ تَصْحَبُ الْمَلاَئِكَةُ رِفْقَةً فِيهَا جِلْدُ نَمِرٍ
«Не сопровождают ангелы группу в которой есть шкура леопарда» [ Абу Дауд, 4130].
Мубаракфури в толковании Тирмизи сказал: «Хадисы указывают на то, что запрещено использовать шкуры хищных животных. Имеется разногласие в причине запрета. Сказал Байхакый: так как на шкуре остаются волосы, а дубление не влияет на них. Сказали другие: возможно запрещено до дубления, так как это наджис.Или из-за того, что то, что используют люди расточительные и высокомерные».
Сказал ибн Кудама в «Мугни»: «Что касается шкуры хищных животных, сказал Кады нельзя их использовать до дубления и после. Это также мнение Аузаи, Язида ибн Харуна, Абдулла ибн Мубарака, Исхака, Абу Саура. Приводится от Умара и Али нежелательность совершения намаза в шкуре лисы. Это порицали также Саид ибн Джубейр, Макхуль и Исхак. Порицали использование шкур кошек Ата, Таус и Муджахид.
Приводится со слов Микдаба ибн Магъдикариба, что Посланник Аллаха запретил шелк, золото и леопардовые шкуры на седле [ Насаи, 4256; Бухари, 5175 со слов Бара].
Ибн Таймия, ибн Усаймин, ибн Джибрин, ибн Баз и Постоянный комитет по фетвам Саудовской Аравии считали, что запрещено использовать шкуры хищных животных.
705-وَ عَنْ أَبِي الْمَلِيحِ، أَنَّهُ كَرِهَ ثَمَنَ جُلُودِ السِّبَاعِ.
رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ فِي كِتَابِ اللِّبَاسِ مِنْ "جَامِعِهِ" بِلَفْظِ كَرِهَ جُلُودَ السِّبَاعِ، وَ سَنَدُهُ جَيِّدٌ.
507-Передают со слов Абу Малиха, что он порицал цену за шкуры хищных животных [Тирмизи (1771) в «книге одежды» своего «Джамигъа» в виде порицал шкуры хищных животных. И его иснад хороший ].
В книге не указано, кто привел хадис, поэтому некоторые отнесли к Тирмизи. Но у Тирмизи не слова «цена».
И этот хадис в таком виде не относится к это главе, главе о наджисах.
Сказал Кадыхан в фетвах: Продажа шкур мертвых животных недействительна, если только это шкура заколотого животного или выдубленная шкура.
Сказал ибн Хаджар: наш мазхаб, что продажа шкуры после дубления правильная, даже если остаются волосы. И тогда цена не является порицаемой.
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/