Урок № 55 | "Мишкат аль-Масабих",«Постановления, касающиеся воды».
874-وَ عَنْ أَبٍي سَعِيدٍ الْخُدْرِيٍّ رَضِيَ الله عَنْهُ قَالَ: قِيلَ يَا رَسُولَ الله! أَنَتَوَضَّأُ مِنْ بِئْرِ بُضَاعَةَ، وَ هِيَ بِئْرٌ يُلْقَى فِيهَا الْحِيَضُ وَ لُحُومُ الْكِلاَبِ وَ النَّتْنُ؟ فَقَالَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: "إِنَّ الْمَاءَ طَهُورٌ لاَ يُنَجِّسُهُ شَيْءٌ".
رَوَاهُ أَحْمَدُ، وَ التِّرْمِذِيُّ، وَ أَبُو دَاوُد، وَ النَّسَائِيُّ.
478-Передают со слов Абу Саида Худри: Посланнику Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, сказали: О Посланник Аллаха! Можно ли нам совершать омовение из колодца Будаа. Это колодец в который бросали тряпки с кровью месячных, мясо собак (мертвые собаки) и то, что плохо пахло (наджис). И Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине вода чистая и ничто её не загрязняет» [Ахмад (190), Абу Дауд (66), Тирмизи (66), Насаи (326) ].
Передатчик хадиса
Абу Саид Худри – его имя Сагд ибн Малик ибн Синан ибн Убейд ансари. Он и его отец сподвижники.
В битве при Ухуде его посчитали слишком молодым. Затем участвовал во всех битвах
Умер в Медине в 63 (64,65) году по хиджре.
بِئْرُ بُضَاعَةَ -Колодец Будаа.Известный колодец в Медине.Сказал Тыби:Будаа место жительство Бану Саида (из племени Хазрадж)в Медине.
Сказал Абу Дауд: слышал, что Кутайба ибн Саид спросил смотрителя этого колодца о его глубине. Он сказал: самое большое бывает до лобка. Кутайба спросил, а если вода уменьшится?. Сказал, что до аурата.
И Кутайба сам измерил этот колодец своей одеждой и оказалось, что его ширина шесть локтей (зираг). И он спросил и того, кто открыл ворота сада: изменилось ли её строение. Он ответил, что нет. И увидел в колодце воду с измененным цветом.
Это колодец в который плюнул Посланник Аллаха и совершал водой этого колодца омовение из ведра. И если кто-то заболевал, Пророк велел ему помыться его водой.
Ученые ханафиты сказали, что вода этого колодца была проточной (текущей). Сказал Вакиди: его водой поливали сады и посевы.
Это передал Тахави со слов Вакиди. Сказали ученые шафииты, что это неправильно и опирались на слова Кутайбы.
Вакиди является слабым передатчиком хадисов. Балазири привел другое высказывание Вакиди, что размер колодца Будаа семь на семь локтей и его подпитывает много родников.
Люди выкидывали все это в пустыне и за домами и когда выпадали дожди часть этого смывалось водой и попадало в колодец.
Также нужно понять, что слово بئر – которое мы переводим как колодец в арабском языке означает яму из которой достают воду или нефть.
Поэтому любая яма с водой независимо от глубины и ширины называется колодцем. Мы же представляем наши колодцы. Для правильного понимания хадисов нужно знать какими были вещи в то время.
Есть слова Хаттаби в «Маалим сунан» (1/73) проясняющие этот хадис. Он говорит, что это не было их обычаем кидать грязные вещи в самое ценное для них. А смысл, что дождь смывал и часть грязи попадала в колодец. В нем было много воды больше чем куллатейн и вода оставалась чистой.
Ханафитский мазхаб: в нем 9 мнений.
Сказал автор книги «Таглик мумуджад аля муатта Мухаммад» (1/270) Абдульхай Лакнави после упоминания мазхаба захиритов, маликитов, шафиитов и 12 мнений в мазхабе ханафи: «Я окунулся в море этих вопросов и прочитал книги нашего мазхаба (ханафитский), а также книги других мазхабов и стало понятно какое из этих мнений самое сильное. Это второй мазхаб (маликитский), затем третий (шафиитский), затем четвертый (мазхаб имамов ханафитского мазхаба и превых поколений), остальные же мнения слабые».
Колодцы.
Если в колодец попадет наджис, то мнения ученых, касающиеся воды мы уже упоминали.
Но имеется еще одно отдельное мнение. Это мнение Мухаммада ибн Хасана Шайбани, ученика Абу Ханифы, что колодец приравнивается к проточной воде. Так как вода выходит снизу, люди же берут сверху. Поэтому вода колодца остается чистой.
Очищение колодцев.
Их доводы хадис, что в колодец замзама упал эфиоп и умер и ибн Зубейр приказал вычерпать воду колодца. Также слова Али о мышке умершей в колодце.
Хотя ученые ханафитского мазхаба принимают эти хадисы, многие мухаддисы считают их слабыми. Как сказал Шах Валиуллах Дахляви: нет ни одного хадиса со слов Посланника Аллаха, касающиеся вычерпвания воды из колодца ....
Или как сказал Абдульхай Лакнави: вычерпывание воды в хадисе не указывает на то, что вода стала наджис.
Ученые маликитского мазхаба считают дозволенным любой способ очищения.
Навави сказал в книге «Маджмуг»: если в непроточную воду попадет наджис и не изменит её качества, то ибн Мунзир и другие ученые привели семь мнений ученых:
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/