Урок № 43. | Курс: "Мишкат аль-Масабих", «Гусль».
435 - Передают со слов Аишы, когда Посланник Аллаха совершал гусль после осквернения, начинал с мытья рук, затем совершал омовение, которое совершал перед омовением, затем погружал руки в воду и прочесывал ими корни волос, затем поливал на голову три пригоршни воды двумя руками. Затем поливал воду на все тело [ Бухари (248), Муслим (35, 316)].
В риваяте у Муслима: начинал с мытья рук, прежде чем погрузить их в сосуд, затем поливал правой рукой левую и мыл половой орган, затем совершал омовение [ Насаи (247), Малик (67), Ахмад ].
436 – Сказал ибн Аббас: сказала Маймуна: я поставила Пророку воду и закрыла его одеждой. Он полил воду на кисти рук и вымыл их, затем полил воду правой рукой на левую и вымыл половой орган, и ударил рукой об землю и протер её, затем вымыл её. Затем от прополоскал рот и промыл нос, вымыл лицо и руки до локтей, затем полил воду на голову и полил на все тело. Затем немного отошел и вымыл ноги. Я протянула ему одежду, но он не взял её и пошел отряхивая воду руками [ Бухари (276), Муслим (37, 317). Это слова Бухари. Абу Дауд (245), Тирмизи (103), Насаи (253), ибн Маджа (573), Ахмад ].
Мазхаб ханафи.
В книге "Нуруль-идах" сказано, что в гусле 11 фарзов: сполоснуть рот, промыть нос, намочить один раз тело, половой орган, пупок, кожу под бровями, кожу под усами, кожу под бородой, волосы внутри косы у мужчин и другие.
Но при внимательном рассмотрении все эти фарзы возвращаются к одному – намочить все тело.
В мазхабе шафии:
В мазхабе малики:
В мазхабе ханбали:
Намочить тело один раз является обязательным. Тот кто совершит омовение с намерением гусля, затем намочит остальные части тела, он не обязан обновлять омовение, пока не нарушит его.Сказал ибн Хаджар: в хадисах с описанием гусля не приводится, что Посланник Аллаха протирал голову. В мазхабе малики в омовении гусля голова не протирается. Привел Насаи (422) хадис со слов ибн Умара и Аишы, что Умар спросил Посланника Аллаха о гусле после осквернения. И он рассказал ему как совершается гусль и в нем: когда дошел до головы не протер её, а полил на неё воду.
Условия гусля – это условия омовения.
Совершение омовения чистой водой или чистой землёй при отсутствии воды.
Удаление с кожи всего, что препятствует доступу воды к коже (краска, воск, лак для ногтей, застывший жир, клей и др.).
Сказал Тирмизи после того как привел хадисы Маймуны и Аишы: «Это то что избрали ученые в гусле после осквернения: что он совершает омовение совершаемое перед намазом, затем поливает голову три раза, затем поливает водой все тело, затем моет стопы... Сказали: если оскверненный погрузится в воду, не совершив омовения, это считается правильным. Это мнение Шафии, Ахмада и Исхака».
Последние слова указывают, что омовение не является обязательным в гусле. Сказал ибн Хаджар: передал ибн Батталь единогласное мнение ученых в этом вопросе. Но это мнение опровергается тем, что Абу Саур и Дауд считали, что гусль не заменяет омовение, если был совершен тем, у кого нет омовения (гусля) мухдис.
То что погружение в воду считается гуслем это также мнение Абу Ханифы и его учеников. Но необходимо полоскать рот и промыть нос.
634-عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ الله عَنْهَا قََالََتْ: أَنَّ امْرَأَةً مِنَ الأَنْصَارِ سَأَلَتِ النَّبِيَّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ عَنْ غُسْلِهَا مِنَ الْحَيْضِ، فَأَمَرَهَا كَيْفَ تَغْتَسِلُ، ثُمَّ قَالَ: "خُذِي فِرْصَةً مِنْ مِسْكٍ فَتَطَهَّرِي بِهَا". قَالَتْ: كَيْفَ أَتَطَهَّرُ بِهَا؟ قَالَ: "تَطَهَّرِي بِهَا". قَالَتْ: كَيْفَ أَتَطَهَّرُ بِهَا؟ قَالَ: "سُبْحَانَ اللهِ! تَطَهَّرِي بِهَا" فَاجْتَذَبْتُهَا إِلَيَّ، فَقُلْتُ لَهَا: تَتَبَّعِي بِهَا أَثَرَ الدَّمِ. مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ.
437-Передают со слов Аишы, что женщина из числа ансар спросила Пророка о совершении гусля после месячных, и он велел её совершать гусль так как она совершала. Затем сказал: «Возьми кусочек материала с миском и очисти себя им». Она сказала: как мне очистится им. На что он сказал: «Очисться им». Она переспросила: как мне очиститься им. Он сказал: «Субханаллах, очисться же им». И я подтянула её к себе и сказала ей: удали им следы крови [ (Бухари (314), Муслим (60, 332). Насаи (251), Абу Дауд (315), ибн Маджа (642) ].
Женщина из ансар - Асма бинт Шакал.
Это приводится в другом риваяте в сборнике Муслима.
Приводится со слов Аишы, что Асма спросила Пророра о гусле после месячных. Он сказал: «Берет одна из вас воду и сидр (лотос) и очищается и делает это тщательно, затем поливает водой голову и сильно растирает пока вода не достигнет корней волос, затем поливает водой. Затем берет кусочек материала с миском и очищается им».
Сказала Асма: как она очищается им? Сказал: «Субханаллах, очищайся им». Сказала Аиша, скрывая это: очищай её следы крови (половой орган). Она также спросила о гусле после осквернения. Он сказал: «Берет воду и тщательно очищается ею, затем поливает водой голову и тщательно растирает до корней волос, затем поливает водой тело».
فرصة– кусок шерсти или хлопка или кожа на которой хлопок.
Хадис указывает на то, что гусль мужчины и женщины одинаковый. Имеется только разногласие должна ли женщина распускать заплетенную косу.
Ответ на этот вопрос придет в следующем хадисе.
Мазхаб ханафи: то же, что и в омовении.
Мазхаб малики:
Мазхаб шафии:
Мазхаб ханбали:
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/