Урок № 41. | Курс: "Мишкат аль-Масабих", «Гусль».
Гусль
الْغُسْلُ – гусль. Производное от глагола اغَتَسَلَ – мыться. Его основа глагол غَسَلَ - мыть, омывать, лить воду.
В шариате: намочить все тело водой.
Сказал Всевышний Аллах:
«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, - быть может, вы будете благодарны.
»
аль-Маида-Трапеза, 5:6
Имеется множество хадисов указывающих на обязательность совершения гусля.
А также имеется единогласное мнение ученых что гусль обязателен.
Намаз не действителен без омовения и без гусля. Поэтому мусульманин обязан совершать гусль после месячных, нифаса и полового осквернения.
Действия, нарушающие гусль или действия обязывающие совершение гусля в мазхабе ханафи - 7, мазхабе малики - 4, в мазхабе шафии - 5, в мазхабе ханбали - 6.
034-عَنْ أَبي هريرة رَضِيَ الله عَنْهُ قَالَ: قاَل رسول الله صلى الله عليه و سلم: "إِذَا جَلَسَ أَحَدُكُمْ بَيْنَ شُعَبِهَا الأَرْبَعِ، ثُمَّ جَهَدَهَا، فَقَدْ وَجَبَ الْغُسْلُ وَ إِنْ لَمْ يُنْزِلْ". رَوَاهُ الْبُخَارِِيُّ وَ مُسْلِمٌ.
430-Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал: «Если один из вас расположится между её четырьмя сторонами (руками и ногами) и приложит усилие, то он будет обязан совершить гусль, даже если не будет семяизвержения» [ Бухари (291), Муслим (87,248), Насаи (191), ибн Маджа (610), Дарими (761), Ахмад ].
بَيْنَ شُعَبِهَا الأَرْبَعِ – дословно «Между четырьмя сторонами».
Имеется ввиду:
Между двумя руками и двумя ногами.
Также имеются другие толкования данных слов. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, имел ввиду интимную близость, но не стал говорить прямо, объяснив это косвенно.
В шариате если есть возможность не называть действия и предметы, которые человек обычно стесняется называть, лучше сказать косвенно.
ثُمَّ جَهَدَهَا – затем приложил усилие. Также имеется ввиду интимная близость لْجِمَاعُ .
فَقَدْ وَجَبَ الْغُسْلُ - гусль станет обязательным и мужчине и женщине.
وَ إِنْ لَمْ يُنْزِلْ – даже если не было оргазма.
Гусль становится обязательным если если мужчина введет свой половой орган (часть полового органа) в половой орган женщины.
وَ إِنْ لَمْ يُنْزِلْ – Эти слова приводятся в сборнике Муслима, и не приводятся у Бухари.
134-عَنْ أَبي سعيد رَضِيَ الله عَنْهُ قَالَ: قاَل رسول الله صلى الله عليه و سلم: " إِنَّمَا الْمَاءُ مِنَ الْمَاءِ". روَاه مُسْلِمٌ.قَالَ الشَّيْخُ الإِمَامُ مُحْيِ السُّنَّةِ، رَحِمَهُ الله: هَذَا مَنْسُوخٌ.
431-Передают со слов Абу Саида, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «Поистине вода обязательна только после воды (семя)» [ Муслим (80, 343), Абу Дауд (217), Тирмизи без иснада в хадисе 122, Ахмад] .
Сказал шейх имам возродитель сунны, да смилуется над ним Аллах: это мансух (аннулировано).
Этот хадис Муслим приводит в истории Итбана ибн Малика. Сказал Абу Саид: я вышел с Посланником Аллаха в понедельник в Куба и когда мы бы на территории бану Салим, Посланник Аллаха остановился возле двери Итбана и громко позвал его. Он вышел волоча свой изар. Посланник Аллаха сказал: «Мы заставили поспешить человека». Сказал Итбан: сообщи мне о человеке, который прервал интимную близость и у него не было оргазма. Что он должен сделать. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине вода обязательна только после воды (семя)».
- Хадис привел Абу Дауд. Бухари упомянул историю, но не упомянул последнюю фразу.
- Среди сподвижников было разногласие нарушается ли гусль после интимной близости без выхода семени.
- Усман ибн Аффан, Али абе Абу Талиб, Зубайр ибн Аввам, ибн Масуд, Абу Саид Худри, ибн Аббас, Ата ибн Абу Рабах, Агмаш и другие считали, что гусль в этом случае не нарушается.
- Сказал Навави после перечисления их имен: некоторые отказались от этого мнения и взяли мнение большинства.
- Бухари сказал в своём сборнике: гусль предпочтительнее.
Их доводы: Зейд ибн Халид Джухани спросил Усмана: сообщи мне если мужчина имел интимную близость и не было семени (что ему делать?). Сказал Усман: Он должен совершить омовение, которое совершает перед намазом и помыть свой половой орган. Сказал Усман: я слышал это от Посланника Аллаха, а также спросил Али, Зубейра, Талхи ибн Убейдулла, Убайя ибн Кааба и все они велени так сделать (Бухари, Муслим).
В сборнике Муслима приводится хадис Абу Аюба со слов Убайя ибн Кааба, который спросил Посланника Аллаха о мужчине, который имел близость с женой, затем прервал её? Посланник Аллаха сказал: «Смывает то что попало от женщины, затем совершает омовение» [ Ахмад, Тахави].
Также приводится в сборниках Бухари и Муслима со слов Абу Саида Худри, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо мужчины из ансар и послал за ним человека. Тот вышел и его головы капала вода. Посланник Аллаха сказал: «Если ты прервешь близость, гусль совершать не нужно,совершай омовение».Четыре халифа и большинство сподвижников и табиин, а также четыре имама считали совершение гусля после интимной близости обязательным.
Их довод хадис Абу Хурайры. А также хадис Аишы, что она была спрошена о мужчине, который имел близость, но не было семени. Она сказал: это я делала с Посланником Аллаха и мы вместе совершали гусль [Тахави, Тирмизи].
Также хадис Сахля ибн Саад, что Убай ибн Кааб сказал: фатва которую говорили, что гусль обязателен только после выхода семени это было дозволено Посланником Аллаха в начале Ислама, затем он велел совершать нам гусль (ибн Маджа, Тирмизи).
Этот хадис большинство ученых считают аннулированным. Но его смысл правильный, если дело не касается интимной близости. Так как выход семеня нарушает гусль.
234-و قال ابن عباس رَضِيَ الله عَنْهُ: "إِنَّمَا الْمَاءُ مِنَ الْمَاءِ في الاحتلام". روَاه الترمذي.و لم أجده في الصحيحين.
432-Сказал ибн Аббас: «Поистине вода обязательна только после воды (семя) после поллюции» [ Тирмизи (122),Но я не нашел его в двух «Сахихах» ].
Это мнение ибн Аббаса, который сказал, что в хадисе имеется ввиду поллюция.
- Так как тот, кто видел сон интимного характера, и проснувшись обнаружил семя, то он обязан совершить гусль.
- Если сон был, а выделений не было, гусль совершать не надо.
- Если человек проснулся и увидел выделения, а сон не помнит гусль совершать нужно. Так как гусль нарушает выход семени, а не сон.
А по мнению Абу Юсуфа во всех этих случаях гусль не нарушается. Сказал Мулла Али Кари: «Мнение Абу Ханифы и Мухаммада предпочтительнее».
По одному мнению Ахмада и большинства ученых гусль в этом случае не нарушается. Более известное мнение Ахмада, как мнение Абу Ханифы.
Приводится, что ибн Аббаса спросили о выделении семени после совершения гусля (нужно ли соврешить гусль заново?). Он ответил: "Пусть совершит омовение" [ ибн Аби Шейба, 1/139 ].
Если женщина совершит полное омовение, а после этого из её тела выделится семя её мужа, повторно совершать гусль она не обязана.