Урок № 35. | Курс: "Мишкат аль-Масабих", «Омовение: фарзы, сунны».
014-عَنْ أَبِي حَيَّةَ رَضِيَ الله عَنْهُ قََالَ: رَأَيْتُ عَلِيَّا تَوَضَّأَ فَغَسَلَ كَفَّيْهِ حَتَّى أَنْقَاهُمَا ثُمَّ تَمَضْمَضَ ثَلاَثًا وَ اسْتَنْشَقَ ثَلاَثاً وَ غَسَلَ وَجْهَهُ ثَلاَثًا وَ ذِرَاعَيْهِ ثَلاَثًا وَ مَسَحَ بِرَأْسِهِ مَرَّةً ثُمَّ غَسَلَ قَدَمَيْهِ إِلَى الْكَعْبَيْنِ ثُمَّ قَامَ فَأَخَذَ فَضْلَ طَهُورِهِ فَشَرِبَهُ وَ هُوَ قَائِمٌ، ثُمَّ قَالَ: أَحْبَبْتُ أَنْ أُرِيكُمْ كَيْفَ كَانَ طُهُورُ رَسُولُِ اللهِ. رَوَاهُ التَّرْمِذِيُّ وَ النَّسَائِيُّ.
410-Передают со слов Абу Хайя, что он сказал: я видел как Али совершил омовение и помыл кисти рук пока не очистил их, затем трижды прополоскал рот, и трижды промыл нос, трижды помыл лицо, и трижды руки и протер один раз голову, затем помыл ноги трижды до щиколоток, затем встал и взяв остатки воды попил её стоя, затем сказал: я пожелал показать вам как совершал омовение Посланник Аллаха [ Тирмизи (48), Насаи (96), Абу Дауд (116) ].
Шарх
Абу Хайя – имеется разногласие в его имени: Абу Хайя ибн Кайс Хамдани, Амр ибн Наср Хамдани, и другие варианты. Передал хадисы от Али ибн Абу
В хадисе указано, что рот и нос отдельно, что соответствует ханафитскому мазхабу. В других риваятах хадиса Али есть указание на объединение между ними. Сказал Навави: мнение об объединении больше в словах Шафии, также это приводится в большинстве хадисов.
Сказал Навави: лучше и правильнее предпочтение объединения между полосканием рта и промыванием носа.
Если собрать все хадисы, то имеется пять видов полоскания рта и промывания носа.
Вымыл руки от кончиков пальцев до локтей.
Протер голову один раз: доказательство в пользу большинства ученых, в отличие от Шафии, которые считал желательным протирать трижды.
Стоя выпил остатки воды: хадис указывает на дозволенность этого.
Имеются хадисы разрешающие пить стоя и хадисы запрещающие это:
Разрешающие хадисы: Али в Куфе попил стоя и сказал: люди порицают пить стоя, но Посланник Аллаха , да благословит Его Аллах и приветствует , совершил тоже что и совершил я. (Бухари, Ахмад.)
Хадис ибн Аббаса, что Посланник Аллаха попил зам-зам стоя. (Бухари, Муслим)
Хадис ибн Умара, что они при жизни Посланника Аллаха , да благословит Его Аллах и приветствует , кушали и шли и пили стоя. (Тирмизи, ибн Маджа, Ахмад)
Запрещающие хадисы:
Хадис Абу Саида, что Посланник Аллаха , да благословит Его Аллах и приветствует , запретил пить стоя. (Муслим, Ахмад)
Хадис Катада со слов Анаса, что Посланник Аллаха , да благословит Его Аллах и приветствует , заджара пить стоя. Сказал Катада: мы сказали: а кушать? Он сказал: это хуже и отвратительнее.
Хадис Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал , да благословит Его Аллах и приветствует ,: «Пусть не пьет никто из вас стоя, если забудет пусть вырвет» [ Муслим].
Сказал Шаукани: хадисы Абу Саида и Абу Хурайры указывают на запрет (харам) пить стоя. Но хадисы ибн Аббаса и Али указывают на дозволенность.
Большинство ученых разрешают пить стоя. Часть ученых считает это нежелательным.
Сказал Навави: запрет в хадисах указывает на нежелательность. А то, что Посланник Аллаха , да благословит Его Аллах и приветствует , пил стоя указывает на дозволенность. Приказ вырвать указывает на желательность этого (мустахаб).
Приводится в «Муатта» Малика, что Умар, Усман и Али пили стоя. И что Аиша и Сагд не видели в этом ничего страшного.
Мнения ученых относительно этих хадисов:
Предпочтение. Хадисы дозволенности предпочтительнее хадисов запрета.
Аннулирование (насх). Хадиса дозволенности отменяют (аннулируют) хадисы запрета.
Объединение между хадисами разными способами.
Сказал Тахави: запрещено тому, кто не произнес имя Аллаха.Хадисы запрета указывают на нежелательность. Хадисы дозволенности объясняют это. Это мнение Хаттаби и ибн Баттала, Табари, ибн Хаджара. Также некоторые объясняют это через медицину, что пить стоя приносит вред организму.
114-عَنْ عَبْدِ خَيْرٍ قَالَ: نَحْنُ جُلُوسٌ نَنْظُرُ إِلَى عَلِيٍّ رَضِيَ الله عَنْهُ حِينَ تَوَضَّأَ، فَأَدْخَلَ يَدَهُ الْيُمْنَى فَمَلأ فَمَهُ، فَمَضْمَضَ وَ اسْتَنْشَقَ، وَ نَثَرَ بِيَدِهِ الْيُسْرَى، فَعَلَ ذَلِكَ ثَلاَثَ مَرَّاتٍ، ثُمَّ قَالَ: مَنْ سَرَّهُ أَنْ يَنْظُرَ إِلَى طُهُورِ رَسُولِ اللهِ فَهَذَا طُهُورَهُ. رَوَاهُ الدَّارِمِيُّ
411-Передают со слов Абду хайра, что он сказал: мы сидели и смотрели на Али, когда он совершал омовение. Он погрузил правую руку и заполнил ею рот, прополоскал рот и промыл нос и высморкался левой рукой, и совершил это три раза, затем сказал: кто желает посмотреть на очищение Посланника Аллаха, это и есть его очищение [ Дарими (701), Насаи (91). Сказал ибн Хаджар: иснад хороший ].
Передачик хадиса
Абду хайр – принял Ислам при жизни Посланника Аллаха , да благословит Его Аллах и приветствует ,, но не встречался с ним. Является из сподвижников Али, прожил более 120 лет.
В сборнике Дарими хадис приведен полностью. Сказал Абду хайр: Али вошел в рахба после того как совершил утренний намаз и сел там. Затем сказал мальчику: принеси мне воды для омовения. И мальчик принес ему сосуд с водой.
Хадис доказательство на желательность высмаркивать левой рукой.
214-عَنْ عَبْدِ الله بْنِ زَيْدٍ رَضِيَ الله عَنْه قَالَ: رَأَيْتُ رَسُولُ اللهِ مَضْمَضَ وَ اسْتَنْشَقَ مِنْ كَفٍّ وَاحِدَةٍ، فَعَلَ ذَلِكَ ثَلاَثاً. رَوَاهُ أَبُو دَاوُد وَ التِّرْمِذِيُّ.
412-Передают со слов ибн Абдулла ибн Зейда, что он сказал: я видел как Посланник Аллаха , да благословит Его Аллах и приветствует , полоскал рот и промывал но из одной пригоршни, и совершил это три раза [ Абу Дауд (119), Тирмизи (28) ].
Шарх
Сказал Тирмизи: сказали некоторые ученые: полоскать рот и промывать нос с одной пригоршни засчитывается, сказали некоторые ученые: разделение у нас предпочтительнее. Сказал Шафии: если объединит и совершит с одной пригоршни, это дозволено. Если совершит раздельно, это для нас предпочтительнее.
У Шафии имеется два мнения в этом вопросе.
Как мнение Абу Ханифы. То есть разделять между ними.
Разделять между ними. Это более известное.
Мулла Али Кари в «Миркат мафатих» и Будрутдин Айни в «Умдатуль-кари шарх сахих Бухари» сказали, что хадис довод для мазхаба Шафии. И пытались найти объяснение этому хадису в поддержку разделения. Но Айни сказал: в этом есть сомнение и лучше сказать, все что приводится в этом вопросе указывает на дозволенность.
Сказал Мубаракфури в «Тухватуь-ахвази шарх джамиг Тирмизи»: «Польза. Знай, что разногласие ученых в объединении и разделении это в том, что предпочтительнее, а не в дозволенности или недозволенности».
Это сказали Хатиб шафии, ибн Абу Зейд малики. В «Фатава захирия» ханафитского мазхаба сказано, что у Абу Ханифы дозволено объединять между полосканием рта и промыванием носа.
314-عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ الله عَنْه أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ مَسَحَ بِرَأْسِهِ وَ أُذُنَيْهِ بَاطِنَهُمَا بِالسَّبَّاحَتَيْنِ وَ ظَاهِرَهُمَا بِإِبْهَامَيْهِ. رَوَاهُ النَّسَائِيُّ.
413-Передают со слов ибн Аббаса, что Пророк , да благословит Его Аллах и приветствует , протер голову и оба уха, внутреннюю часть указательными пальцами, внешнюю часть большими пальцами [ Насаи в длинном хадисе (102), Тирмизи (36), ибн Маджа (439) ].
Разошлись мнения ученых к чему относятся уши: к голове, к лицу или они отдельный орган:
414-وَ عَنِ الرُّبَيَّعِ بِنْتِ مُعَوَّذٍ أَنَّهَا رَأَتِ النَّبِيَّ يَتَوَضَّأُ، قَالَتْ: فَمَسَحَ رَأْسَهُ مَا أَقْبَلَ مِنْهُ وَ مَا أَدْبَرَ، وَ صُدْغَيْهِ وَ أُذُنَيْهِ مَرَّةُ وَاحِدَةً. وَ فِي رِوَايَةٍ: أَنَّهُ تَوَضَّأَ فَأَدْخَلَ أُصْبُعَيْهِ فِي حُجْرَيْ أُذُنَيْهِ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُد. وَ رَوَى التِّرْمِذِيُّ الرِّوَايَةَ الأُولَى، وَ أَحْمَدُ وَ ابْنُ مَاجَةَ الثَّانِيِةَ.
414-Передают со слов Рубайиг бинт Мугаввиз, что она видела как Посланник Аллаха , да благословит Его Аллах и приветствует , совершал омовение, и он протер один раз голову, переднюю и заднюю части, а также протер бакенбарды, и уши. В другой версии: что он совершил омовение и засунул пальцы в ушные раковины [ Тирмизи (48), Дарими, Насаи (96), Абу Дауд (116) ].
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/