Урок № 27. | Курс: "Мишкат аль-Масабих", «Омовение: фарзы, сунны».
773-عَنْ شُرَيْحِ بْنِ هَانِيءٍ رَضِيَ الله عَنْهُ قَالَ: سَأَلْتُ عَائِشَةَ: بِأَيِّ شَيْءٍ كَانَ يَبْدَأُ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ إِذَا دَخَلَ بَيْتَهُ؟ قَالَتْ: بِالسِّوَاكِ.
رَوَاهُ مُسْلِمٌ.
377-Передают со слов Шурайха ибн Хани, что он спросил Аишу: что совершал Посланник Аллаха первым, после того как вошел в дом. Она сказал: с сивака [ Муслим (589), Абу Дауд (51), Насаи (8), ибн Маджа (290), Ахмад ].
- Шурайх ибн Хани – жил во время Посланника Аллаха, но не видел его.
- Хадис указывает на желательность сивака в любое время, так как человек может прийти домой, когда пожелает
873-عَنْ أَبِي حُذَيْفَةَ رَضِيَ الله عَنْهُ قَالَ: كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ إِذَا قَامَ لِلتَّهَجُّدِ مِنَ اللَّيْلِ يَشُوصُ فَاهُ بِالسِّوَاكِ. bمُتَّفَقٌ عَلَيهِ
378-Передают со слов Хузайфы, сказал: когда Посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, просыпался ночью на тахаджуд чистил зубы мисваком [ Бухари (245), Муслим (592), Абу Дауд (55), Насаи (2), ибн Маджа (286), Ахмад ].
- Тахаджуд – означает пробуждение ото сна. Затем этим словом начали называть намаз совершаемый в это время.
- Желательно чистить зубы после пробуждения, так как во время сна во появляется неприятный запах.
973-عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ الله عَنْهَا قَالَتْ: قَالَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: "عَشْرٌ مِنَ الْفِطْرَةِ: قَصُّ الشَّارب، وَ إِْعْفَاءُ اللِّحْيَةِ، وَ السِّوَاكُ، وَ اسْتِنْشَاقُ الْمَاءِ، وَ قَصُّ الأَظْفَارِ، وَ غَسْلَ الْبَرَاجِمِ، وَ نَتْفُ الإِبِطِ، وَ حَلْقُ الْعَانَةِ، وَ انْتِقَاصُ الْمَاءِ" – يَعْنِي الاسْتِنْجَاءَ-. قَالَ الرَّاوِي: وَ نَسِيتُ الْعَاشِرَةَ إِلاَّ أَنْ تَكُونَ الْمَضْمَضَةُ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ. وَ فِي رِوَايَةٍ: "الْخِتَانُ" بَدَلَ: "إِعْفَاءِ اللِّحْيَةِ". لَمْ أَجِدْ هَذِهِ الرَّوَاَيةَ فِي الصَّحِيحَيْنِ وَ لاَ فِي كِتَابِ الْحُمَيْدِيِّ. وَ لَكِنْ ذَكَرَهَا صَاحِبُ "الْجَامِعِ" وَ كَذَا الْخَطَّابِي فِي "مَعَالِمِ السُّنَنِ".
379-Передают со слов Аишы, что Посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, сказал: «Десять (вещей) из фитры естественные: укорачивание усов, отпускание бороды, сивак, втягивание воды в нос, подстригание ногтей, смывание грязи с суставов пальцев, выщипывание волос под мышками, бритье волос на лобке, уменьшение водой, то есть истинджа». Сказал передатчик: я забыл десятое, но наверно это промывание рта. Муслим (588). Приводится «обрезание», вместо «отпускание бороды». Я не нашел этот риваят ни двух «Сахихах», ни в книге Хумайди. Но её упомянул автор «Джамига», а также Хаттаби в «Магалим сунан».
083-عَنْ أبي داود برواية عمار بن ياسر.
380-Передает Абу Дауд риваят Аммара ибн Ясира. "Джамиг усуль" автор ибн Асир. "Магалим сунан" шарх сборника Абу Дауда.
Шарх
- Имеются хадисы, где приведены пять врожденных качеств: брить волосы на лобке, обрезание, укорачивание усов, выдергивание волос подмышками, подстригание ногтей. Это приводится в сборниках Бухари, Муслима и других.
- الفطرةФитра – сунна пророков, следовать за которыми мы обязаны, как будто мы созданы с этими качествами.
- Фитра – врожденные качества, дела.
- Фитра – религия.
- قَصُّ الشَّارِبِУкорачивание усов.
- В сборнике Тирмизи (2761) приводиться хадис: «Тот, кто не трогает усы, тот не из нас»
- Имеется несколько мнений: - сунна укорачивать, как сказал ибн Хаджар. Это мнение Малик.
- харам, так как это уродование.
- Сунна сбривать. Приводятся некоторые риваяты хадиса указывающие на это. Это мнение ученых Куфы.
- Сказал ибн Кайим, что Абу Ханифа, Зуфар, Абу Юсуф и Мухаммад считали, что волосы головы и усы лучше сбривать.
- Сказал Навави: избранное мнение, что укорачивает пока не будет виден край губы не сбривая на корню.
- Сказал Абу Мухаммад в «Мугни»: он выбирает сам между сбриванием и между укорачиванием. Тоже самое сказал Табари.
- إعفاء اللحية Отращивание бороды. То есть тауфир. Сказал Мулла Али Кари: укорачивание бороды действие неарабов и сегодня это признак многих многобожников, как европейцы, индусы, а также у кого нет религии, как группа каландария. Сказал ибн Малик: что касается укорачивания по бокам и кончика бороды с целью пропорциональности это хорошо. Но лучше вообще не трогать её, если только не вырастит борода у женщины, то желательно её сбрить её. («Миркат мафатих» 2-84).
- Приводится пять разных риваятов. Их смысл оставляйте как есть.
- Сказал ибн Хаджар: сказал Табари, что некоторые ученые приняли хадис дословно и считали нежелательным укорачивать бороду. Некоторые ученые разрешили срезать то, что длиннее ширины руки. Основываясь на действие ибн Умара.
- Гияд порицал бритье и укорачивание и приводить её в красивый вид.
- Сказал Навави, что избранное мнение оставить её и не трогать.
- В сборнике Тирмизи (2762) приводится хадис, что Посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, укорачивал бороду по бокам и снизу. Но хадис очень слабый или даже придуманный.
- السواك Сивак. Является сунной. Сказал Дауд – ваджиб.
- الاستنشاق Истиншак. Втягивание воды в нос с высмаркиванием. Является сунной вместе с полосканием рта в омовение и являются фарзом в гусле в ханафитском мазхабе. Являются сунной в мазхабе Шафии. Скзали Ахмад и Малик об их обязательности.
- تقليم الأظافر Подстригание ногтей. Сунна просто подстричь не соблюдая какого-либо порядке. Нет ни одного достоверного хадиса о порядке подстригания ногтей. Но в мазхабе ханафи считается лучше всего начать с указательного пальца правой руки и до мизинца, затем большой палец. На левой руке начинаем с мизинца и до указательного, затем большой палец. На ногах начинаем с мизинца правой ноги и завершаем мизинцем левой.
- غسل البراجم Мыть суставы пальцев. Мыть места скопления грязи.
- نتف الإبط Выдергивание волос под мышками. Брить не является сунной. Было сказано, что выдергивание лучше для тех выдержит это.
- حْلْقُ الْعَانَةِБрить волосы на лобке. Сказал ибн Малик: если удалит волосы другим способом, это будет не по сунне. Целью является чистота этого места. Поэтому сбривать лучше, но можно укорачивать, выдергивать или использовать разные вещества и средства, как известь. Было сказано, что это касается мужчин, женщины же должны выщипывать. Сбривается то что на лобке, а также вокруг полового органа. Также есть мнение, что сбривается и волосы заднего прохода.
- انتقاص الماء "Уменьшение"воды. Было сказано, что уменьшение выхода мочи, используя воду при истинджа. Также было сказано, что в хадисе описка, и имеется ввиду брызгание одежды водой после истинджа для удаления сомнений. Передатчик хадиса дал объяснение этому слова, сказав, что это истинджа. Тирмизи сказал, что имеется ввиду истинджа.
- Время обрезания. Большинство ученых считают, что время обрезания не ограничено каким-либо временем, и это не является обязательным в детском возрасте. Желательно совершить обрезание на седьмой день со дня рождения.
Acrobat
Скачать урок в
формате Adobe Acrobat
Просмотреть запись этого урока:
Video Fikh