Урок № 6. | Курс: "Мишкат аль-Масабих", глава "Книга очищения"
Второй раздел.
Достоинство, постоянного нахождения с омовением.
292. عن ثَوْبَانَقَالَ: قَالَرَسُولُالله,صلى الله عليه و سلم:"اسْتَقِيمُوا وَلَنْتُحْصُوا وَاعْلَمُوا أَنَّخَيْر أَعْمَالِكُمُالصَّلاَةُوَلاَيُحَافَظُعَلَى الْوُضُوءِإِلاَّمُؤْمِنٌ". رَوَاهُمَالِكٌوَأَحْمَدُوَابْنُمَاجَه وَالدَّارِمِي
292. Передают со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Подчиняйтесь Аллаху во всем и не сможете (сделать) этого, знайте, что наилучшее из дел – намаз, и не только верующий находится постоянно в состоянии омовения» [Малик, Ахмад, ибн Маджа (277, 278), Дарими. Хадис достоверный].
Передатчик хадиса
Саубан ибн Будждуд, Абу Абдулла, был куплен Посланником Аллаха ,да благословит его Аллах и приветствует,и освобожден из рабства. Остался рядом с Посланником Аллаха ,да благословит его Аллах и приветствует, дома и в поездках, до смерти Пророка ,да благословит его Аллах и приветствует. После этого переселился в Шам, жил сначала в Рамле, затем в Химсе, где построил дом. Умер в 45 году по хиджре. Передал 127 хадисов. В сборнике Муслима приводиться десять из них.
Шарх
الاسْتِقَامَةُ - Истикама: следование истины и постоянное следование прямым путем, выполняя все приказы и остерегаясь всех запретов. Это
как слова Всевышнего Аллаха:
«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими.
»
ат-Тагабун-Взаимное обделение, 64:16
Намаз является одним из лучших действий, совершаемых мусульманином. Только обладающий сильным иманом постоянно находится в состоянии омовения.
Достоинство омовения:
392. وَعَنْ ابْنِ عُمَرَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ الله , صلى الله عليه و سلم: "مَنْ تَوَضَّأَ عَلَى طُهْرٍ كُتِبَ لَهُ عَشْرُ حَسَنَاتٍ". رواه الترمذي
293. Передают со слов ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «Кто совершит омовение, будучи с омовением (обновив его) будет ему записано десять благих дел» [Тирмизи (59,61). А также Абу Дауд (62) и ибн Маджа (512)].
Шарх
В иснаде хадиса Абдурахман ибн Зияд Ифрикы и Абу Гутайф Хузали являющиеся слабыми передатчиками. Поэтому хадис – слабый. Сказал Мунзири в «Таргиб ва тархиб»: «А что касается хадиса, который приводится со слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:»
الْوُضُوءُ عَلَى الْوُضُوءِ نُورٌ عَلَى نُورٍ
«Омовение (совершенное, будучи) с омовением, свет поверх света», я не припомню его основу в хадисах Посланника Аллаха. Возможно это высказывание одного из ученых. (Мубаракфури, шарх Тирмизи). Сказали Субки и Гыраки – нет такого хадиса.Но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Медине совершал омовение перед каждым намазом, даже если омовение не было нарушено. И во время завоевания Мекки совершил несколько намазов, не обновляя омовения. И Умар ибн Хаттаб очень удивился этому действию. Имеется разногласие ученых желательно или обязательно совершать омовение перед каждым намазом. Приводиться со слов Бурайды, что Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует,совершал омовение перед каждым намазом. Но во время завоевания Мекки совершил все намазы с одним омовением и протер кожаные носки. И Умар сказал ему: ты совершил действие, которое не совершал до этого? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Я совершил это намеренно» [Муслим, Абу Дауд (172), Тирмизи (61), ибн Маджа (510)].
Также приводится, что Посланник Аллаха сказал: «Если бы я не боялся осложнения для моей уммы, то приказал бы им совершать омовение перед каждым намазом» [Ахмад].
Сказал Тахави, что возможно это было для него обязательным, затем это было отменено. Также возможно, он совершал это, как желательное действие. И опасаясь, что это может стать обязательным, оставил. Сказал ибн Хаджар: второе мнение более правильное («Тухфатуль-ахвази шарх джамиг Тирмизи» Мубаракфури).
Приводиться со слов Амра ибн Амира Ансари, Анас ибн Малик сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение перед каждым намазом. Я сказал: а вы как поступали? Сказал: мы совершали намазы с одним омовением, пока не нарушали его [Бухари, Тирмизи (60)]. Большинство ученых считают обновление омовения желательным (мустахаб).
Сказал Навави в «Шархе Сахиха Муслима» в толковании хадиса Бурайды: «в этом хадиса множество видов знаний, из них: дозволенность совершать обязательные и желательные намазы с одним омовением, пока оно не нарушиться. Это разрешено согласно иджма'у тех, чьё мнение принимается. Передали Тахави и ибн Батталь мнение некоторых ученых, которые считали совершение омовения перед каждым намазом обязательным, даже если омовение не нарушено. Их довод слова Всевышнего Аллаха в суре «Маида», аят 6.
«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, - быть может, вы будете благодарны.
»
аль-Маида-Трапеза, 5:6
Третий раздел - Достоинства омовения.
492. عن جابر قال: قال رسول الله صلى الله عليه و سلم: مِفْتَاحُ الْجَنَّة الصَّلاَةُ وَ مِفْتَاحُ الصَّلاَةِ الطُّهُورُ«رواه أحمد
294. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ключи от рая – намаз, ключи намаза - очищение» [Тирмизи (4), Ахмад].
Шарх
Иснад (цепочка передатчиков) слабый. Среди передатчиков хадиса Сулейман ибн Карм и Абу Яхья Каттат – оба слабые, из-за плохой памяти. Сказал Захаби – хадис хасан (хороший).
Передатчик хадиса
Джабир ибн Абдулла Ансари. Родился за 16 лет до хиджры. Присутствовал с отцом во второй клятве в Акаба. Участвовал во всех походах, кроме Бадра и Ухуда. Его отец умер в битве при Ухуду, оставив ему сестренок. Ради них он женился на женщине, бывшей замужем. Передал 1540 хадисов. Умер в 78 году по хиджре (имеются также другие мнения в 74, в 77 году) в возрасте 94 года.
Совершение омовения не полностью, причина ошибок во время чтения Корана в намазе имамом.
592. وعن شبيب بن أبي روح عن رجل من أصحاب رسول الله صلى الله عليه و سلم:أن رسول الله صلى الله عليه و سلم صلى صلاة الصبحفقرأ الروم فالتبس عليه فلما صلى قال: "ما بالأقوام يصلون معنا لا يحسنون الطهور فإنما يلبس علينا القرآن أولئك".رواه النسائي
295. Передают со слов Шабиба Абу Рауха, со слов одного из сподвижников Посланника Аллаха , да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллах ,да благословит его Аллах и приветствует, (однажды) совершил утренний намаз и читал в нем суру «Рум» и запутался в ней. После намаза он сказал: «Что думают люди, которые совершают с нами намаз, не совершив омовение должным образом. Они являются причиной ошибок (во время чтения) Корана» [Тирмизи (4), Ахмад].
Просмотреть запись этого урока: