By Райхан on 04.02.2013
Category: Мишкат аль-Масабих, тахарат

74, Протирание обуви

Урок № 74. | Курс: "Мишкат аль-Масабих", глава "Книга очищения"

Хадис 524

524 – عَنِ الْمُغِيرَةِ رَضِيَ الله عَنْهُ، قَالَ: مَسَحَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ عَلَى الْخُفَّيْنِ. فَقُلْتُ: يَا رَسُولَ الله! نَسِيتَ؟ قَالَ: "بَلْ أَنْتَ نَسِيْتَ، بِهَذَا أَمَرَنِي رَبِّي عَزَّ وَ جَلَّ"
رَوَاهُ أَحْمَدُ و أَبُو دَاوُد.

524 – Передают со слов Мугира что он сказал:«Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, протер обувь. Я сказал ему: О Посланник Аллаха! Ты забыл? Он сказал: «Нет, это ты забыл, совершать это приказал мне мой Господь Великий и Могущественный» [Хадис привел Ахмад, Абу Дауд (156)].


Сказал Шаукани: иснад хадиса достоверный, Абу Дауд ничего не сказал о нем, а также Мунзири и другие.
В иснаде хадиса Букейр ибн Амир Иджли, сказал ибн Хаджар в «Такрибе»: слабый передатчик.
Также слабым его считали Яхья ибн Магин, Насаи, Абу Зурга и Ахмад в одном из своих мнений.
Его хадисы принимали Хаким, ибн Сагд, Иджли, ибн Хиббан.
«Приказал мне мой Господь» - то есть приказал протирать обувь, но не в обязательном порядке. То есть разрешил протирать.
Также это указывает, что протирание упоминается в Коране, в другом кыраате 6 аята суры «Маида».
Все предыдущие хадисы указывают на дозволенность протирания обуви.
Хадис 525


525 – عَنْ عَلِيٍّ رَضِيَ الله عَنْهُ، قَالَ: لَوْ كَانَ الدِّينُ بِالرَّأْيِ لَكَانَ أَسْفَلَ الْخُفِّ أَوْلَى بِالْمَسْحِ مِنْ أَعْلاَهُ، وَ قَدْ رَأَيْتُ رَسُولَ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ يَمْسَحُ عَلَى ظَاهِرِ خُفَّيْهِ.
رَوَاهُ أَبُو دَاوُد وَ الدَّارِمِيُّ مَعْنَاهُ.

525 – Передают что Али, да будет доволен им Аллах сказал: «Если бы религиозные предписания определялись логикой, то протирание нижней части обуви было бы логичнее, но я видел как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, протирал верхнюю часть кожаных носков» [Хадис привел Абу Дауд (162) и Дарими (715) его смысл].

Сказал ибн Хаджар в «Талхис»: иснад хадиса сахих.
«Если бы религиозные предписания определялись логикой» то есть если бы предписания шариата определялись логически, сравнивая и полагаясь на мнения людей, то протирать подошву было бы логичнее, чем верхнюю часть обуви.
Ислам основан на аятах Корана и на хадисах Посланника Аллаха. И если кто-то начнет ставить разум и логику выше этого он заблуждается. Поэтому человек должен принимать все указания шариата и выполнять их, даже если не понимает их смысла.
Согласно мнению большинства ученых обувь протирает один раз.

Действия, нарушающие протирание:
а) - Всё, что делает недействительным омовение, так как протирание заменяет мытьё ног.
А также то, что обязывет совершить гусль, как осквернение, начало месячных.
б) – Завершение срока протирания. В этом случае если у человека было омовение нужно снять кожаные носки и вымыть ноги по мнению ученых ханафитского и шафиитского мазхабов. А по мнению ученых ханбалитского мазхаба омовение нарушается. Это также одно из мнений ученых шафиитского мазхаба.
в) – Снятие хотя бы одного носка или если обнажится большая часть пятки, если в это время человек был с омовением, то необходимо помыть ноги. Также если снимет их до окончания срока протирания.
В мазхабе ханбали если снимется носок, то омовение нарушается.

г) – появление дыр на обуви или на носке.
В мазхабе ханафи: размером с три пальца ноги.
В мазхабе малики: если будет видна треть стопы.
д) – Если намочится большая часть ступни. Это в мазхабе ханафи. В этом случае если есть омовение нужно снять носки и вымыть ноги.
В мазхабах малики и шафии это не нарушает протирания, при условии, что вода была чистой не наджис.

В мазхабе ханафи есть следующее правило.
Если человек выехал в путь, и дома он протирал носки, и срок протирания еще не закончился, то срок протирания удлиняется, превращаясь в срок протирания в поездке, то есть 72 часа, а если был в поездке и вернулся домой и у него не завершились 24 часа, то он может их завершить, если же закончились, то он должен вымыть ноги.
Нежелательно мыть обувь (ученые маликитского и ханафитского мазхабов разрешили это).

Протирание медицинских повязок

(الْمَسْحُ عَلَى الْجَبِيرَةِ). Протирание медицинских повязок. Если у человека есть рана и использование воды принесет вред, или наложен гипс или повязка, то можно проводить влажной рукой поверх их и не мыть это место. Приводится со слов ибн Аббаса, что у одного из сподвижников была рана на голове и он совершил гусль и умер из-за этого. Посланник Аллаха, (узнав это) сказал: "Ему было достаточно повязать голову куском материала и протетерь её, и вымыть оставшуюся часть тела" [Абу Дауд, 336].
Запрещено протирать медицинскую повязку после того, как заживет рана.

Разница между протиранием носков и повязки

Повязка

Носки

1. Срок Не ограничен, до заживания раны или снятия гипса Ограничен Путник - 3 суток Проживающий дома - сутки
2. Наличие омовения в момент одевания или повязывания Не нужно Обязательно
3. Нарушение протирания Если повязка спадет, срок протирания не нарушается Если снимет кож. носки срок протирания нарушается
4. В каких случаях Протирается независимо от того нарушилось омовение или гусль Протираются если нарушилось омовение, если нарушается гусль протирать нельзя
5. Область протирания Вся поверхность (большая часть повязки) Только верхняя часть

Протирание медицинской повязки ваджиб. И по мнению ученых маликитского, ханбалитского, шафиитского мазхабов, а также Абу Юсуфа и Мухаммада если человек не сделает это он совершит грех и омовение будет недействительным.
Абу Ханифа считал, что он совершает грех, но омовение считается действительным. И приводится, что он согласился со своими учениками.
Сказали некоторые ученые шафиитского мазхаба, что он моет здоровые участки тела, затем совершает таяммум и не протирает повязку.


Условия действительности протирания:
1. Использование воды принесет вред.
2. Если мытьё здоровых частей тела принесет вред больным, то в этом случае совершается таяммум. Это согласно единогласному мнению ученых.
3. Сказали ученые ханафитского и маликитского мазхабов если здоровых частей тела останется очень мало, как рука или нога, тогда нужно совершать таяммум.
4. Ученые шафиитского мазхаба (более сильное мнение) и Ахмад в одном из своих мнений посчитали, что необходимо ставить повязку при наличии омовения, если нет вреда организму. Если есть вред, то можно и без омовения.

По мнению ученых маликитского, ханбалитского и ханафитского (более сильное мнение) мазхабов необходимо протирать всю поверхность повязки.
Второе мнение в мазхабе ханафи: нужно протереть большую часть (мнение Хасана ибн Зияда).
В мазхабе шафии два мнения:
1. Протереть всю поверхность.
2. Просто протереть любую часть (чтобы можно было сказать, что протер).

Все это если повязка закрывает только площадь раны. Если повязка закрывает рану и то, что вокруг неё то, в мазхабах малики и ханафи протирается вся повязка, независимо больное место она закрывает или здоровое.
В мазхабах шафии и ханбали протирается только место раны и не обязательно протирать остальную повязку.
Повязка протирается один раз, даже если она закрывает места, которые три раза мыть желательно.

Протирание нарушает:
1. Если повязка будет снята или спадет после заживания раны.
Если у человека в это время было омовение, то по мнению ученых ханафитского и маликитского мазхабов достаточно помыть место повязки.
По мнению ученых шафиитского мазхаба помыть место повязки и то, что моется после него в омовение, для соблюдения порядка.
В ханбалитском мазхабе у него нарушается омовение.
Если же он протирал во время гусля, то моет место повязки и не должен обновлять гусль.

2. Если повязка снялась до выздоровления вне намаза, то:
- в мазхаб ханбали и мнение в мазхабе шафии омовение нарушается;
- в мазхабе малики и более сильное в мазхабе шафии нарушается протирание повязки. Нужно её повязать и протереть заново;
- в мазхабе ханафи ничего не нарушается.
- Если повязка спала во время намаза:
- если из-за выздоровления, то намаз нарушается единогласно.
- Если до выздоровления то намаз нарушается по мнению большинства.

Leave Comments