651 – وَعَنْ أَبِي بَكْرَةَ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ -، قَالَ: خَرَجْتُ مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لِصَلاَةِ الصُّبْحِ، فَكَانَ لاَ يَمُرُّ بِرَجُلٍ إِلاَّ نَادَاهُ بِالصَّلاَةِ، أَوْ حَرَّكَهُ بِرِجْلِهِ.
رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ
651 – Передают со слов Абу Бакры, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я вышел вместе с что Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на утренний намаз. И он проходя мимо людей обязательно призывал его на намаз или шевелил его ногой».
[Абу Дауд (1264)]
1. Абу Бакра – Нуфей' ибн Харис ас-Сакафи.
2. «И он проходя мимо людей обязательно призывал его на намаз»: сказал ибн Хаджар: «То есть сообщил ему словами. В этом побуждение произносить азан, так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сам делал это и это является наилучшим побуждением к азану».
3. Сказал Тыби: «Хадис соответствует главе только из-за того, что в нем есть призыв на намаз».
4. «Шевелил его ногой» - сказал ибн Хаджар: «То есть человек например спал или был занят. В хадисе побуждение будить спящего на намаз и напоминать занятым людям о намазе».
Так же в хадис указывает на дозволенность трогать и шевелить человека ногой.
5. Хадис привел Абу Дауд и промолчал о нём. Сказал Мунзири в его иснаде Абу Фадль Ансари, который является неизвестным передатчиком. Ибн Хаджар в «Такрибе» и ибн Каттан сказали: маджхуль (неизвестный). Захаби сказал в «Мизане»: кто он неизвестно. Сказал Альбани: хадис слабый.
652- وَعَنْ مَالِكٍ بَلَغَهُ أَنَّ الْمُؤَذِّنَ جَاءَ عُمَرَ يُؤْذِنُهُ لِصَلاَةِ الصُّبْحِ، فَوَجَدَهُ نَائِمًا. فَقَالَ: الصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ، فَأَمَرَهُ عُمَرُ أَنْ يَجْعَلَهَا فِي نِدَاءِ الصُّبْحِ.
رَوَاهُ فِي الْمُوَطَّأِ .
652 – Передают со слов Малика ибн Анаса, что до него дошло, что однажды муаззин пришел к Умару, что бы сообщить ему об утреннем намазе и застал его спящим. Тогда он сказал: ас-саляту хайрум-минаа-наум (намаз лучше сна). И Умар велел ему произносить эти слова в азане на утренний намаз.
[Малик в «Муатта», книга намаза (6).]
1. Уже предшествовало в хадисе 645 со слов Абу Махзуры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, научил его азану и среди слов азана на утренний намаз были эти слова. Поэтому этот хадис вызвал споры между учеными.
2. Одно из объяснений, что Умар не мог не знать об этой сунне и он сказал муаззину, что бы он не произносил их у дверей правителя, а произносил только в азане. Это мнение выбрали ибн Абдульбарр, аль-Баджи и Заркани сказал, что это можно понять только так.
3. Малик привел его без цепочки, а просто сказал, что до него дошло такое сообщение.
653- وَعَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ سَعْدِ بْنِ عَمَّارِ بْنِ سَعْدٍ، مُؤَذِّنِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: حَدَّثَنِي أَبِي، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ جَدِّهِ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَمَرَ بِلاَلاً أَنْ يَجْعَلَ أُصْبُعَيْهِ فِي أُذُنَيْهِ قَالَ: "إِنَّهُ أَرْفَعُ لِصَوْتِكَ".
رَوَاهُ ابْنُ مَاجَهْ
653 – Передают со слов ибн Абдурахмана ибн Са'да ибн Аммара ибн Са'да муаззина Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: Мне рассказал мой отец со слов своего отца со слов его деда, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел Билялю ставить пальцы в уши и сказал: «Это сделает твой голос громче».
[Ибн Маджа (710)]
1. То есть Са'д аль-Куразы, который был муаззином в Куба при жизни Посланника Аллаха, да будет доволен им Аллах, и который стал муаззином в мечети Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после смерти Биляля.
2. То есть он велел ему засовывать указательные пальцы в ушные раковины, так как в этом случае человек начинает говорить громче.
Было сказано, что если его увидит глухой поймет, что он говорит азан.
3. Сказал ибн Хаджар: это не является сунной в камате.
4. Также из хадиса можно понять, что если человек произносит азан для себя, то он не должен говорить его громко и не должен засовывать пальцы в уши.
5. Абдурахман ибн Са'да. Сказал Бухари: в нем есть проблемы. Сказал ибн Ма'ин: слабый. Ибн Хиббан упомянул его среди сильных передатчиков. Сказал ибн Хаджар в «Такрибе»: слабый. Также неизвестно состояние его отца и деда.
6. Сказал ибн Хаджар: не приводится в хадисах какой палец желательно засунуть в уши. Навави же утверждал, что это указательные пальцы.
7. В сборнике Тирмизи (197) приводится хадиса со слов Абу Джухейфы, что он видел, как Биляль произносил азан и его пальцы были в его ушах.
8. Малик считал, что муаззин, если пожелает может поставить пальцы, а если пожелает может не делать этого.
Ахмад сказал: он ставит пальцы в уши. И это мнение большинства ученых,
Также он сказал: соединить пальцы и поставить руку на уши в азане и камате.
Хасан Басри, Мухаммад ибн Сирин, Ауза'и, Суфьян Саури, Исхак ибн Рахавейх, Абу Ханифа, Мухаммад ибн Хасан считали, что это является желательным.
Сунны касающиеся самого азана.
1. Говорить азан и камат громко.
2. Разделять между двумя предложениями азана и не разделять в камате.
3. Нужно растягивать слова азана и говорить быстро слова камата.
4. Соблюдение порядка.
5. Соблюдение непрерывности в словах азана и камата.
6. Говорить азан, направившись в сторону Кыблы и поворачивать голову (но не стопы и не грудь) вправо и влево когда дойдет до слов
حَيَّ عَلَى الصَّلاَةِ - حَيَّ عَلَى الْفَلاَحِ
7. Не говорить азан как будто поешь, то есть тянуть там, где не нужно и не тянуть там, где нужно.
8. Оставлять между азаном и каматом промежуток времени, кроме ахшама. Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Оставь между азаном и каматом немного времени, чтобы берущий омовений смог его завершить не спеша, и кушающий доесть не спеша» (Абу Шейх).
Передал Хасан от Абу Ханифы о промежутках времени между азаном и каматом: утренний намаз – время достаточное для прочтения 20 аятов. Полуденный - время для прочтения 4 ракаатов по 10 аятов в каждом. Послеполуденный (икенде) – время достаточное для прочтения 2 ракаатов по 10 аятов в каждом, магриб (ахшам) – время достаточное для прочтения трех аятов, иша (ясту) – время достаточное для прочтения четырех ракаатов по 10 аятов в каждом. Это примерные времена и имам должен смотреть на состояние людей.
Сунны касающиеся говорящего азан:
1 - чтобы был мужчиной,
2 - чтобы был разумным,
3 – чтобы был богобоязненным,
4 – чтобы был знающим сунну,
5 – чтобы был знающим времена намазов,
6 - закрыть уши пальцами, так как это усиливает голос. Сказал Посланник Аллаха r Билалу: «Когда будешь говорить азан, закрой уши пальцами» (Тирмизи) Также можно ставить руки на уши, а также поставить только одну руку.
Если не сделает это, также хорошо. Так как это не основная сунна.
7 – говорить с омовением (Нежелательно говорить без гусля. Если азан скажет человек без гусля, его нужно сказать заново. ),
8 – говорить стоя,
9 – говорить камат тому, кто сказал азан, разрешается говорить камат другому человеку,
10 – говорить азан ради Аллаха не беря за это плату, сказал Усман ибн Абу Ас: «Последнее что сказал мне Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, это читать намаз, соблюдая состояние слабых, и избрать муаззина который не берет за свой азан плату» (Абу Дауд).
Это макрух тахриман. Исходя из того, что это является поклонением. Брать плату за поклонение не разрешено. Также это касается хаджа, имамства, обучения Корана и фикха. Более позние ученые (Бальх) разрешили это из-за необходимости. И фатва выносится согласно этому мнению.
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/