Урок № 112 | Курс: "Мишкат аль-Масабих", глава "Намаз"
106 – وَعَنْ أبي هريرة - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: "مَنْ أَدْرَكَ رَكْعَةً مِنَ الصُّبْحِ قَبْلَ أَنْ تَطْلُعَ الشَّمْسُ، فَقَدْ أَدْرَكَ الصُّبْحَ. وَمَنْ أَدْرَكَ رَكْعَةً مِنَ الْعَصْرِ قَبْلَ أَنْ تَغْرُبَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الْعَصْرَ".
مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ
601 - Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто успел совершить один ракаат утреннего намаза до восхода солнца, тот успел совершить утренний намаз (вовремя). И кто успел совершить один ракаат послеполуденного (аср) намаза до захода солнца, тот успел совершить послеполуденный намаз (вовремя)».
[Бухари (579), Муслим, Абу Дауд (412), Тирмизи (524), Насаи (517), ибн Маджа (1122), Малик, Ахмад
Из хадиса понимается, что если оставшегося времени не хватает на совершение одного ракаата, то он не совершил намаз вовремя. И это мнение большинства ученых.
Абу Ханифа сказал, что намаз нарушается, если во время совершения утреннего намаза взойдет солнце. Его доводы хадисы запрещающие совершать утренний намаз во время восхода солнца.
Сказал Тахави, что нарушаются и утренний и аср намазы.
Сказал Навави: Абу Ханифа сказал, что утренний намаз нарушается если появится солнце, так как наступило время запретное для совершения намаза в отличие от асра во время захода солнца. И хадис опровергает его мнение.
Сказал Мулла Али Кари: имеется противоречие между этим хадисом и хадисом, запрещающим совершать намаз во время восхода и захода солнца. Поэтому мы обратились к кыясу (сравнение по аналогии) и вывели, что аср совершать можно остальные нельзя, в том числе и утренний намаз.
Абульхай Лакнави в «Хашия аля шархи викая» опровергает это мнение и говорит, что к кыясу можно обратиться, когда объединить противоположные хадисы невозможно.
206 - وَعَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: "إِذَا أَدْرَكَ أَحَدُكُمْ سَجْدَةً مِنْ صَلاَةِ الْعَصْرِ قَبْلَ أَنْ تَغْرُبَ الشَّمْسُ فَلْيُتِمَّ صَلاَتَهُ. وَإِذَا أَدْرَكَ سَجْدَةً مِنْ صَلاَةِ الصُّبْحِ قَبْلَ أَنْ تَطْلُعَ الشَّمْسُ، فَلْيُتِمَّ صَلاَتَهُ".
رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ
602 - Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто успел совершить один ракаат послеполуденного намаза до захода солнца, пусть совершит намаз до конца. И кто успел совершить один ракаат утреннего намаза до восхода солнца, пусть совершит намаз до конца».
[Бухари (556), Насаи (517), Ахмад. Хадис также привел Муслим со слов Аиши с похожими словами].
В некоторых риваятах этого хадиса приводится слово سَجْدَةً дословно земной поклон, в некоторых رَكْعَةً дословно поясной поклон. Но в обоих случаях имеется ввиду один полный ракаат с поясным и земными поклонами.
Согласно ханафитскому мазхабу утренний намаз нарушается и это будет уже када (возмещение).
306- وَعَنْ أَنَسٍ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: "مَنْ نَسِيَ صَلاَةً، أَوْ نَامَ عَنْهَا، فَكَفَّارَتُهُ أَنْ يُصَلِّيَهَا إِذَا ذَكَرَهَا". وَفِي رِوَايَةٍ: "لا كَفَّارَةَ لَهَا إِلاَّ ذَلِكَ".
مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ .
603 – Передают со слов Анаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто забыл совершить намаз или проспал его искуплением этому является совершение намаза, как вспомнит о нем». В другом риваяте сказано: «Нет у него другого искупления».
Бухари (597) и не разделил между риваятами и в конце добавил аят «и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» [ Муслим, Абу Дауд (442), Тирмизи (178), Насаи (613), ибн Маджа (696), Дарими (1229), Ахмад ].
Это мнение Малика, Шафии и Ахмада. Они ограничили хадисы запрета совершать намазы в запрещенные времена этим хадисом. Так как в одном из риваятов сказано: «Его время когда вспомнит его и нет для него другого времени». И это указывает, на то, что намаз считается совершенным вовремя, и не считается восполнением.
Ученые ханафитского мазхаба запретили это.
406 - وَعَنْ أَبِي قَتَادَةَ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: "لَيْسَ فِي النَّوْمِ تَفْرِيطٌ، إِنَّمَا التَّفْرِيطُ فِي الْيَقَظَةِ. فَإِذَا نَسِيَ أَحَدُكُمْ صَلاَةً أَوْ نَامَ عَنْهَا فَلْيُصَلِّهَا إِذَا ذَكَرَهَا، فَإِنَّ اللَّهَ تَعَالَى قَالَ: "وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي".
رَوَاهُ مُسْلِمٌ
604 – Передают со слов Абу Катады, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сон не является упущением, а упущение бывает, когда человек бодр. Если один из вас забудет совершить намаз или проспит его, пусть совершает когда вспомнит о нем.
Так как Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, Я - Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне.
»
Та Ха-Та Ха, 20:14
Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Долг перед Аллахом имеет больше прав для выполнения». Это самый сильный довод обязывающих эти намазы совершать.
Некоторое приводят возмещение намазов Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время битвы у рва. Но в то время еще не был узаконен намаз при страхе (салят хауф).
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/