Урок № 86 | Курс: "Мишкат аль-Масабих", глава "Хайд"
655- وَعَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، قَالَتْ: كُنْتُ إِذَا حِضْتُ نَزَلَتُ عَنِ الْمِثَالِ عَلَى الْحَصِيرِ، فَلَمْ يَقْرُبْ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَلَمْ تَدْنُ مِنْهُ حَتَّى تَطْهُرَ.
رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ
556 – Передают что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: « когда у меня начинались месячные, я уходила с постели на коврик, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не приближался к ней и мы не приближались к нему пока не очищались».
[Абу Дауд (271)].
Хадис противоречит тому что предшествовало, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал «Совершайте все, кроме интимной близости» (Муслим).
Возможно этот хадис мансух (аннулированный).
Или под приближением имеется ввиду интимная близость.
Разошлись мнения ученых о минимальной продолжительности месячных.
1. Трое суток (три дня и три ночи). Мнение Абу Ханифы.
Доказательства.
В хадисе использовано слово «дни», а в арабском языке множественное число означает от трех и до бесконечности.
Сказал ибн Абдульбарр: для меня это не является доводом на то, что минимальный срок месячных три дня. Это ответ конкретной женщине у которой месячные длились более трех дней. Поэтому они могут длиться менее трех дней, тем более это бывает у женщин.
Некоторые ханафиты сравнили месячные с сафаром, сказав, что минимальные месячные три дня так как самый короткий сафар длится три дня.
2. Три дня и две ночи. Мнение Абу Ханифы переданное Хасаном.
Здесь приведены те же доводы, что и в первом мнении. Разница лишь в том, что в хадисах сказано три дня. А про ночи ничего не сказано. Поэтому три дня и две ночи между ними.
3. Сутки (день и ночь). Это более известное мнение в мазхабе ханбали и его придерживаются большинство шафиитов.
Сказал ибн Кудама: хайд приводится в шариате без ограничений во времени, также и в арабском языке оно не ограничено. В шариате нет довода на который можно было бы полагаться. Поэтому опираемся на то сколько обычно длятся месячные у женщин. Имеются женщины у которых месячные длятся сутки.
Сказал Ата: я видел женщин у которых месячные длились сутки, у некоторых длились 15 суток.
Сказал Шафии: я видел женщину у которой месячные всегда длятся сутки. Исследование женщин показали, что не бывает месячных, которые длятся менее суток.
Но Шафии знал только о женщинах арабках и не мог знать о всех женщинах мира. Поэтому это исследование не полное.
Тем более приводится, что Аузаи сказал: я нас есть женщина у которой месячные начинаются утром в заканчиваются вечером. Также сказал Ата: минимальный срок месячных сутки.
4. День без ночи. Это одно из мнений Шафии и Ахмада.
Последователи Шафии спорят у Шафии одно мнение или два мнения в этом вопросе. Потому что можно сказать день и ночь, а можно просто день и иметь ввиду сутки.
Сказал Мардави: Шафии считал, что минимальные месячные длятся сутки, затем ему рассказали, что есть женщина у которой месячные начинаются утром, а завершаются вечером.
5. Минимальная продолжительность не ограничена. Мнение Малика.
Слова Всевышнего Аллаха:
«Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как повелел вам Аллах. Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся».
»
аль-Бакара-Корова, 2:222
Аллах не ограничил месячные сроком, упомянув в общем.Ограничение временем требует доказательств. А они все слабые, которые нельзя принимать, как доводы.
Даже те, кто ограничил сутками сказали, что на это нет достоверных доводов. И поэтому они полагались на то, что им рассказали женщины.
Что же касается продолжительности самой менструации, то тут точные данные привести невозможно, поскольку для каждой женщины количество дней сугубо индивидуально. Нормой считаются 3-7 дней, хотя нередко бывает и 2 дня, и 10 дней. Кроме того, на протяжении жизни продолжительность менструации может меняться – в юности, скажем, 2-3 дня, в 25-40 лет – 5-7 дней, после 40 лет – снова 2-3 дня.
В этом вопросе ученые также разошлись во мнениях.
1 - 15 дней. Мнение ученых маликитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов.
Доводы:
Приводится со слов ибн Умара, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщины имеют недостаток в религии и в уме». Его спросили в чем проявляется недостаток в религии. Он сказал: «Одна из вас проводит половину жизни не совершая намаз». В таком виде хадис не имеет иснада и не приводится ни в одной из книг хадиса. Встречается только в книгах по фикху.
В достоверных версиях этого хадиса, которые приводятся в сборнике Муслима нет слов «проводит половину жизни не совершая намаз».
Сказал Ахмад: до меня дошли слова Шарика, что есть женщина, месячные которой длятся 15 дней каждый месяц.
Сказал Ата: я видел женщин у которых месячные длились сутки, у некоторых длились 15 суток.
Исследования табиин о длительности месячных у женщин. Они не нашли никого с месячными более 15 дней. Байхакый привел имена этих ученых: Ата, Хасан Басри, Убейдулла ибн Умар, Яхья ибн Саид, Рабиа, Шарик, Хасан ибн Салих, Абдурахман ибн Махди.
2 - 10 дней. Мнение ученых ханафитского мазхаба.
Передают со слов Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха сказал: «Месячные длятся три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять или десять дней. Если будут длиться больше десяти, то это истихада» (ибн Ади, хадис очень слабый). Передают со слов Абу Умамы, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Минимальный срок месячных три дня, максимальный десять дней» [Табарани, Даракутни, слабый].
3 - 17 дней. Одно из мнений Ахмада и ибн Хазма.
Ибн Хазм утверждал если месячные длятся более 17 дней это не является месячными согласно единогласному мнению ученых. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не ограничил дни месячных и поэтому мы вынуждены взять наибольшее, что приводится и это 17 дней.
Сообщил Абдурахман ибн Махди, что месячные одной из женщин длились 17 дней. Также передал Ахмад, что максимальное что он слышал это 17 дней.
4 - Это не ограничено шариатом. Мнение ибн Таймии.
Ограничение днями требует доводы, а все что приводится в том вопросе является слабым и недостоверным. Этот важный вопрос остался не объясненным. Если это было бы очень важно, то пришло бы в Коране или в достоверной сунне.
Разошлись мнения ученых о минимальном сроке между месячными.
1- 15 дней. Мнение ученых ханафитского, маликитского, шафиитского мазхабов и одно из мнений Ахмада.
2 – 13 дней. Более известное мнение в мазхаби ханбали.
3- 19 дней. Мнение Абу Хазима Кады и Абу Абдулла Бальхи (ученые ханафитского мазхаба).
4 – 5 дней. Риваят ибн Маджишуна от Малика.
5 - 8 дней. Риваят Сахнуна от Малика.
6- 10 дней. Риваят Касима от Малика.
7 – Нет ограничения. Мнений ибн Таймии.
Ученые единогласны в том, что нет предела чистоте между двумя месячными.
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/