Ясно изложенные и иносказательные аяты

 

Всевышний Аллах характеризует Свою Книгу в некоторых аятах тем, что она ясно изложена, как в словах Аллаха:

Quran_11:1

«Алиф. Лам. Ра. Это - Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим. »
Худ-Худ, 11:1

Это описание объемлет всю книгу.

В других аятах Аллах описывает Коран тем, что он - муташабих. Аллах сказал:

Quran_39:23

«Аллах ниспослал наилучшее повествование - Писание, аяты которого сходны и повторяются. У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха. Это - верное руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем того, кого пожелает. А кого Аллах введет в заблуждение, тому не будет наставника. »
аз-Зумар-Толпы, 39:23

Это описание также объемлет весь Коран.
В третьем месте Аллах описывает Коран тем, что некоторые его аяты мухкам, а другие муташабих.
Аллах сказал:

Quran_3:7

«Он - Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него (в Коран). Все это - от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом. »
Алю Имран-Семейство Имрана, 3:7


На первый взгляд это может показаться противоречивым, но, действительно, весь Коран является ясно изложенным, в том смысле, что его слова и смыслы не противоречат друг другу.
Также Коран - весь муташабих в том смысле, что его аяты схожи в полноте и совершенстве, правдивости и руководстве.
Что касается того, что некоторые аяты ясно изложены, а другие иносказательны, то смысл этого состоит в том, что мухкам это те, аяты которые имеют не более одного смысла. А муташабих имеет два и более смысла. Это объясняется причиной ниспослания этого аята.
Однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла делегация из Наджрана для того, чтобы вести споры об Аллахе Всемогущем. Они доказывали божественность троицы, опираясь на аят из Корана:

Quran_15:9

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его. »
аль-Хиджр-Хиджр, 15:9

Имея виду, что слово «Мы» в арабском языке означает множественное число. После этого был ниспослан этот аят.
Объяснение в том, что слово «Мы» в арабском языке применяется в двух смыслах:

  1.  Множественное число.
  2.  Для возвеличивания одного.

Поэтому этот аят является муташабих, потому что имеет два смысла, один из них - истина, а другой - ложь в отношении Аллаха Всевышнего. Ложный смысл желают те, чьи сердца больны, как об этом сказал Аллах: «Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования». Добиваясь такого толкования, которое соответствует их страстям.
Что касается истинного толкования, то знает его Аллах и обладающие знанием. И обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа». Ведь Аллах, Свят Он, сказал в других местах Корана: «Поистине, Он -Бог Единый». И сказал: «Нет Бога, кроме него». И также сказал: «Скажи: Он - Аллах Единый». Поэтому эти ясно изложенные аяты комментируют иносказательные, а так как все эти аяты содеожатся в одном Коране, то говорят обладающие знанием: «Все это – от нашего Господа». Коран не противоречив, и иносказательные аяты комментируются одним смыслом, даже если в арабском языке имеется несколько смыслов. Поэтому мухкам – аяты «составляют мать Писания», и это потому что муташабих-аяты возвращаются к ним так же, как ребенок возвращается к матери.
Отсюда становится ясно, что муташабих знают обладающие знанием, и как об этом сказал Ибн Аббас: «Я - из обладающих знанием, которые знают толкование». Поэтому нет в Коране такого аята, смысл которого был бы скрыт. И это потому, что Аллах обращается к Своим рабам с теми словами, которые они понимают.

На это указывают слова Аллаха:

Quran_38:29

«Это - благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание. »
Сад-Сад, 38:29

Некоторые ученые говорят, что муташабих в Коране это то, что является истиной сущностью некоторых сообщений, хотя их смысл ясен и понятен людям в этой жизни. К этому относится наслаждение и мучение в будущей жизни, как об этом сказал Аллах:

Quran_32:17

«Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали. »
ас-Саджда-Земной поклон, 32:17

Передается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «В этой мирской жизни нет ничего из того, что будет в раю, кроме названий». Даже в этой жизни мы видим и слышим много знакомых нам вещей, но не знаем их истинной сущности, как душа, сон и т.д.