13, Виды тафсира

Урок № 13 | Курс: "Тафсир: Науки Корана"

التَفْسِيرُ بِالْمَأْثُور – тафсир передаваемым (сообщения, хадисы).

Это тафсир, который полагается на достоверные хадисы и на степени тафсира, которые были перечислены в условиях тафсира.
- Тафсир Корана Кораном, сунной, словами сподвижников, словами табиин.


В этом виде тафсира необходимо доказательство. Если нет доказательств, то слова и аяты остаются без толкования.
Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, объяснил тафсир аятов сподвижникам, смыслы слов и аятов.
Сказал Абу Абдурахман Сулями: "Нам рассказали те, кто обучал нас Корану, как Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах, Абдулла ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, и другие, что, когда они заучивали 10 аятов, то не переходили на следующие, пока не понимали их смысл и пока не начинали применять их на практике. Они сказали: "Мы изучили Коран и получили знания и действие согласно им одновременно.""
Поэтому они заучивали Коран долгое время.


Сказал Анас, да будет доволен им Аллах: "Если человек заучивал суры "Бакара" и "Семейство Имрана", то становился в наших глазах важным, значительным" [Ахмад].
Приводится, что Абдулла ибн Умар, да будет доволен им Аллах, заучивал суру "Бакара" в течении восьми лет [Малик].


Этот вид тафсира опирается на слова Пророка, да благословит и приветствует его Аллах, сподвижников. Поэтому разногласий в нем немного. И даже имеющееся разногласие - это выражение одного смысла разными словами или же объяснение общего смысла одним из примеров.


Например аят:
اهْدِنَــــا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ
Имеются разные толкования слова  الصِّرَاطَ

  1. Коран, то есть следование Корану.
  2. Ислам.

Оба толкования указывают на одно и тоже.


Или слова Всевышнего:

Quran_35:32

«Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе, умеренные и опережающие других в добрых делах с дозволения Аллаха. Это и есть большая милость. »
Фатыр-Творец, 35:32


1

  • «опережающие других в добрых делах» – совершающий намаз в начале времени.
  • «умеренные» – которые читает в течении времени.
  • «несправедливы к самим себе» – которые оставляют аср до пожелтения солнца.

2

  • «опережающие других в добрых делах» – выплачивающие закят и дополнительное садака..
  • «умеренные» – которые выплачивают только обязательный закят и не выплачивают добровольные садака.
  • «несправедливы к самим себе» – не выплачивающие закят.

Оба толкования разъясняют разные смыслы аята.


Некоторые слова имеют несколько значений.
Например слово عَسْعَسَ – означает и начало ночи и окончание ночи.
Также имеется разногласие из-за того, что некоторые толкователи передавали исраилият (взятое у бану Исраил – иудеи). И это разногласие не опирается на Коран и сунну и не приносит никакой пользы.
Как, например, разногласие о именах юношей, которые спали в пещере 300 лет, об их числе, о цвете их собаки.

 

Quran_18:22

«Одни говорят, что их было трое, а четвертой была собака. Другие говорят, что их было пятеро, а шестой была собака. Так они пытаются угадать сокровенное. А другие говорят, что их было семеро, а восьмой была собака. Скажи: «Моему Господу лучше знать об их числе. Это неизвестно никому, кроме немногих». Препирайся относительно них только открыто и никого из них не спрашивай о них. »
аль-Кахф-Пещера, 18:22

Или разногласие о размере корабля Нуха, мир ему, и из какого дерева он был собран. Или из какого вида дерева был изготовлен посох Мусы, мир ему.
В этих вопросах необходимо полагаться на достоверные хадисы или на слова сподвижников, так как они очень мало брали у других народов.
Сказал Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах: "Если вам будут рассказывать обладатели писания, то не принимайте их слов и не считайте их неправильными и говорите мы уверовали в Аллаха и в то, что нам ниспослано". [Бухари]


Этот вид тафсира необходимо принимать и следовать ему, так как он полагается на достоверные хадисы и достоверные высказывания сподвижников и табиин.


Приводится, что ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: "Тафсир бывает четырех видов: вид, который знают арабы, так как он на арабском языке, вид, который должны знать все и никто не оправдывается, если не знает его, вид, который, знают только ученые и вид, который знает только Аллах" .
Ибн Джарир Табари упомянул похожие слова.

 

التَفْسِيرُ بِالرَّأْيِ - тафсир, опирающийся на мнение толкователя.

Это когда толкователь опирается на свое личное мнение или на то, что он вывел, полагаясь на свое мнение. Большинство из тех, кто писал тафсир этого вида, является последователями разных течений. Они толковали Коран согласно своим убеждениям и у них нет доказательств в хадисах или высказываниях сподвижников.
Это как тафсиры Абдурахмана ибн Кайсана Асамма, Джабаи, Абдульджаббара, Руммани (мугтазилит), Замахшари и подобные им. Некоторые из них очень красиво объясняли свое убеждение и не разбирающийся в религии может последовать за их словами.


Тафсир, который полагается только на мнение и мысли человека запрещен.


Сказал Всевышний Аллах:

Quran_17:36

«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце - все они будут призваны к ответу. »
аль-Исра-Ночной перенос, 17:36

Передал Абу Убейд Касим ибн Саллям, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, спросили о смысле слов Всевышнего وَفَاكِهَةً وَأَبّا, какое небо укрывает меня и какая земля меня выдержит если скажу о словах Аллаха то что я не знаю [Малик]

 

Исраилият.

 

Коран включает в себя знания, которые были в предыдущих писаниях. Коран многие вещи упоминает в общем, не упоминая подробностей и делая упор на смысл. А Таурат (Тора) и Инджиль (Библия) – в них упоминается все подробно.
И когда обладатели писаний приняли Ислам, они принесли с собой то, что было в их писаниях.
Сподвижники принимали некоторые вещи, которые не были связаны с убеждением или положениями шариата. В этом они опирались на слова Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах:
«Доводите до людей хотя бы один аят и передавайте от бану Исраиль, кто намеренно придумает, то что я не говорил, пусть приготовит себе место в аду» [Бухари].

 

Если Ислам подтверждает то, что было у них – мы принимаем это.
Если Ислам отрицает то, что было у них – мы не принимаем это.
Если же в Исламе это умалчивается, то занимаем нейтральную позицию и не отрицаем и не принимаем.

 

Самые известные тафсиры, опирающиеся на высказывания.

    1. Тафсир ибн Аббаса.
    2. Тафсир ибн Уейна.
    3. Тафсир ибн Абу Хатима.
    4. Тафсир ибн Атыя.
    5. Тафсир Абу Лейса Самарканди «Бахр Улумь».
    6. Тафсир Абу Исхака.
    7. Тафсир ибн Джарира Табари «Джамиу баян фи тафири Куран».
    8. Тафсир ибн Абу Шейбы.
    9. Тафсир Багави «Маалиму танзиль».
    10. Тафсир ибн Касира.
    11. Тафсир Саалиби.
    12. Тафсир Шаукани «Фатх кадир».

 

Самые известные тафсиры, опирающиеся на мнения.

    1. Тафсир Абу Али Джабаи.
    2. Тафсир Абдульджаббара.
    3. Тафсир Замахшари «Кашшаф...».
    4. Тафсир Фахруддина Рази «Мафатиху гайб».
    5. Тафсир Насафи.
    6. Тафсир Хазина.
    7. Тафсир Абу Хайяна «Бахр Мухыт».
    8. Тафсир Байдави.
    9. Тафсир Джалялейн (Махалли и Суюти).
    10. Тафсир Куртуби.
    11. Тафсир Абу Сууда
    12. Тафсир Алюси.

 

Самые известные современные тафсиры.

    1. Тафсир манар, Мухаммад Рашид Рида.
    2. «Фит зыляли Куран» Сайид Кутб.
    3. Тафсир Саади.
12, Толкование Корана
 

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/