58, ан-Назиат - Исторгающие(часть 2)

Аллах сообщает Своему посланнику Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, о Своем рабе и посланнике Мусе, мир ему, которого Он послал к Фараону. Аллах поддержал его чудесами. Но даже несмотря на это, Фараон продолжал оставаться неверующим и беззаконником, пока Аллах не подверг его суровому наказанию. Такое же наказание ждет того, кто отвергнет тебя, Мухаммад, и сочтет ложью то, с чем ты пришел.
Поэтому Аллах сказал в конце истории:
﴿ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَعِبْرَةً لِمَنْ يَخْشَى ﴾
«Воистину, в этом было назидание для тех, кто богобоязнен».

Quran_79:15

«Дошел ли до тебя рассказ о Мусе (Моисее)? »
ан-Назиат-Исторгающие, 79:15


То есть: слышал ли ты его историю?
Quran_79:16

«Вот Господь его воззвал к нему в священной долине Тува (Това): »
ан-Назиат-Исторгающие, 79:16


الْمُقَدَّسِ - священной, очищенной (благословленной). طُوًى – название долины, согласно более правильному мнению, как это приводилось в суре «Та Ха» (20:12).
(Разошлись мнения ученых в толковании смысла слова Тува.

  1.  Название места, долины. Это мнение ибн Аббаса, Муджахида, Катады и ибн Зейда. Это наиболее сильное из всех мнений.
  2.  Приказ Муса наступить на землю ногами. Мнение ибн Аббаса, Икрима и Муджахида.
  3.  Который ты прошел. Мнение ибн Аббаса. То есть ты Муса прошел через священную долину.
  4. Тува в смысле дважды. Дважды священный или милость была дана дважды. Это мнение Хасана и Муджахида.

Причина разногласия в том, что слово طُوًى читается с танвином и без него.

Quran_79:17

««Ступай к Фараону, ибо он преступил границы дозволенного, »
ан-Назиат-Исторгающие, 79:17


То есть возгордился, восстал и стал вести себя вызывающе (нарушил границ Аллаха в совершении грехов, в неверии и высокомерии).
(فِرْعَوْنَ – титул правителя Египта. Во времени Юсуфа и Ибрахима титулом правителей Египта был царь (الْمَلِكُ), как это приводится в суре «Юсуф» и в истории Ибрахима, мир ему).

Quran_79:18

«и скажи: «Не следует ли тебе очиститься? »
ан-Назиат-Исторгающие, 79:18

То есть: скажи ему: не встать ли тебе на путь очищения, покорности и повиновения?
(Сказал Икрима, что очищение – это произношение слов «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».
Сказал ибн Зейд: подчиниться, принять Ислам. И он сказал, что تَزَكَّى в Коране означает принять Ислам, покориться).

Quran_79:19

«Я укажу тебе путь к твоему Господу, и ты станешь богобоязнен»». »
ан-Назиат-Исторгающие, 79:19


То есть: я укажу тебе путь к поклонению Твоему Господу.
И твое сердце станет покорным, послушным и смиренным Ему, после того, как было жестоким, скверным и далеким от добра.
(Ибн Кайим вывел пользы из этих двух аятов 18-19 и сказал:

  1.  В аятах Муса предлагает, а не велит и не обязывает)
  2.  إِلَى أَنْ تَزَكَّى – а тазакки – это рост, увеличение, чистота, баракат, благословление. Предложил ему то, что желает каждый разумный человек и отвергает каждый неразумный невежда.
  3.  تَزَكَّى сказал: «тебе очиститься», и не сказал я очищу тебя).

Quran_79:20

«Он показал ему величайшее знамение, »
ан-Назиат-Исторгающие, 79:20


Призывая его к истине, Муса показал ему веский довод и неопровержимое доказательство истинности того, с чем он пришел к нему от Аллаха.
(Ученый истолковали знамение, как посох и руку, поэтому в аяте слово знамение хоть и стоит в единственном числе, но имеются ввиду знамения Аллаха).
Quran_79:21

«но тот счел его ложью и ослушался, »
ан-Назиат-Исторгающие, 79:21


То есть назвал истину ложью и отказался покорится. Суть в
том, что Фараон не уверовал сердцем и не подчинился Муса
ни внешне ни внутренне. И даже его знание о том, что Муса
пришел с истиной не указывает на то, что он уверовал. Так
как познание это знание сердца, в вера его действие, которое
вызывает подчинение и следование.

Quran_79:22

«а потом отвернулся, принявшись усердствовать. »
ан-Назиат-Исторгающие, 79:22


То есть принялся усердствовать противопоставляя истине ложь, созвав колдунов, чтобы противостоять тому с чем пришел Муса, мир ему, его явнфым знамениям.

Quran_79:23

«Он собрал толпу и громко воззвал, »
ан-Назиат-Исторгающие, 79:23


Свой народ.
Quran_79:24

«и сказал: «Я - ваш всевышний господь!». »
ан-Назиат-Исторгающие, 79:24


Ибн Аббас и Муджахид сказали, что эти слова Фараон произнес через сорок лет после того, как сказал до этого
Quran_28:38

«Фараон сказал: «О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня. О Хаман! Разожги огонь над глиной и сооруди для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Воистину, я полагаю, что он является одним из лжецов». »
аль-Касас-Рассказ, 28:38


Quran_79:25

«Тогда Аллах подверг его наказанию как в Последней жизни, так и в первой жизни. »
ан-Назиат-Исторгающие, 79:25


Аллах покарал его и сделал показательным примером для остальных тиранов в этом мире.
Было сказано, что Аллах наказал его за первые и последние слова, а также за его неверие и ослушание, но более правильное первое мнение.
Quran_11:99

«Проклятия будут преследовать их здесь и в День воскресения. Отвратителен дар, которым их одарили! »
Худ-Худ, 11:99


Аллах также сказал:
Quran_21:41

«До тебя посланники тоже подвергались осмеянию, но тех, которые смеялись над ними, окружило (или поразило) то, над чем они насмехались. »
аль-Анбийа-Пророки, 21:41


Quran_79:26

«Воистину, в этом было назидание для тех, кто богобоязнен. »
ан-Назиат-Исторгающие, 79:26


Аллах говорит приводя доводы против тех, кто отвергает воссоздание творений после их создания в первый раз:
Quran_79:27

«Вас ли труднее создать или небо? Он воздвиг его, »
ан-Назиат-Исторгающие, 79:27


Поистине небо создать труднее чем вас, как сказал Аллах в другом аяте
﴿ لَخَلْقُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ أَكْبَرُ مِنْ خَلْقِ النَّاسِ﴾
«Воистину, сотворение небес и земли есть нечто более великое, чем сотворение людей»
Quran_79:28

«поднял его своды и сделал его совершенным. »
ан-Назиат-Исторгающие, 79:28


То есть сделал его высоким, просторным и равносторонним, увенчав и украсив его звездами темной ночью.
Quran_79:29

«Он сделал темной ночь его (неба) и вывел его утреннюю зарю. »
ан-Назиат-Исторгающие, 79:29


Аллах сделал ночное небо темным, а днем небо сияет ярким светом.
Сказал ибн Аббас: Аллах сделал небо темным ночью. Также сказали Катада, Иркима, Саид ибн Джабир и многие другие.
﴿ وَأَخْرَجَ ضُحَاهَا﴾ «и вывел его утреннюю зарю» - а днем озарил его светом.
Quran_79:30

«После этого Он распростер землю, »
ан-Назиат-Исторгающие, 79:30


Эти слова разъясняет следующий аят:
Quran_79:31

«вывел из нее воду и пастбища »
ан-Назиат-Исторгающие, 79:31


Как уже было отмечено в суре «Поклон», что Аллах создал землю раньше чем небо, но распростер её после сотворения неба. Это передано от Ибн Аббаса и других ученых. И это мнение избрал ибн Джарир.
Ибн Абу Хатим передал со слов ибн Аббаса: «Распростер ﴿ دَحَاهَا ﴾– значит извлек из неё воду, вырастил на ней пастбища, разлил реки, создал на ней горы, пески, дороги и холмы».
Quran_79:32

«и утвердил на ней горы »
ан-Назиат-Исторгающие, 79:32


То есть установил их, зафиксировал укрепил их на своих местах, ведь Аллах Мудрый и Знающий, добрый к Своим созданиям и Милосердный.
Quran_79:33

«на пользу вам и вашему скоту. »
ан-Назиат-Исторгающие, 79:33


Он распростер землю, вывел из неё источники (родники), выявил её природные богатства, излил на ней реки, взрастил культуры, деревья и плоды, упрочил горы, дабы обитатели земли могли на ней обосноваться и что бы земля была неподвижной. Все это Аллах сделал на пользу Своим созданиям, даровав им все необходимые , а также даровав им животных в которых они нуждаются, едят их мясо, ездят на них в этом мире.
Пользы извлекаемые из этих аятов:

  1. Призыв охватывает всех, даже самых богатых и правителей. И всех нужно призывать с мягкостью и мудростью.
  2.  Фараон во время Муса знал истину, но не уверовал в неё. О своем знании он высказался в момент смерти.
  3.  Высокомерие запрещено. Это качество присуще только Аллаху.
  4.  Все созданное на земле и небесах создано на пользу людям.
59, ан-Назиат - Исторгающие(часть 3)
57, ан-Назиат - Исторгающие
 

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/