13, Сон и омовение

Урок № 13. | "Мишкат аль-Масабих", "Действия нарушающие омовение"


513-عَنْ معاوية بن أبي سفيان رضي الله عنهما أن النبي الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ قال: "إِنَّمَا الْعَيْنَانِ وِكَاءُ السَّهِ، فَإِذَا نَامَتِ الْعَيْنُ اسْتَطْلَقَ الْوِكَاءُ"رَوَاهُ الدَّارِمِيُّ

315 - Передают со слов Муавия ибн Абу Суфьяна, что Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал: « Поистине глаза завязь для зада, если засыпает глаз, веревка развязывается» [ Дарими, Ахмад].

Шарх

Хадис доказательство на то, что сон является причиной нарушения омовения. Так как человек теряет над собой контроль.
В цепочке передатчиков хадиса Абу Бакр ибн Абу Марьям, являющийся слабым.
Но его усиливает хадис Али следующий за ним, и хадис Сафвана ибн Ассаля.
Посланник Аллаха сравнил человека с бурдюком, мешком. Назвав глаза завязью, веревкой. А задний проход местом завязывания в мешке, бурдюке. Под словом глаза имеется в виду бодрствование.

613-وَ عَنْ على رَضِيَ الله عَنْهُ قَالَ: قال رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: وكاء السَّهِ العينان، فمن نام فليتوضأ. رَوَاهُ أبو داود

316- Передают со слов Али, что он сказал: Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует сказал: «Завязь для зада глаза, и кто уснет, то пусть совершит омовение» [Абу Дауд (203), ибн Маджа (477), Ахмад. Мунзири, ибн Салах и Навави считали этот хадис хасан (хорошим)].

Шарх

Хадис указывает на то, что выход газов нарушает омовение.
И сон нарушает омовение если будет крепким. Если же будет не крепким не нарушает.
Сумасшествие, потеря сознания, опьянение и подобное им подобно сну нарушают омовение.

قَالَ الشَّيْخُ الإِمَامُ مُحْيِ السُّنَّةِ رَحِمَهُ الله: هَذَا فِي غَيْرِ الْقَاعِدِ، لِمَا صَحَّ:

Сказал шейх имам возродитель сунны, да смилуется над ним Аллах: это (касается) не (спящего) сидя, так как достоверно: По мнению автора данный хадис указывает на то, что омовение нарушается у того, кто спал лежа, а если он спал сидя, не отрывая ягодицы его омовение не нарушается. Это одно из мнений ученых.

713-وَ عَنْ أَنَسٍ قَالَ: كَانَ أَصْحَابُ رَسُولِ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ يَنْتَظِرُونَ الْعِشَاءَ حَتَّى تَخْفِقُ رُؤُوسُهُمْ، ثُمَّ يُصَلُّونَ وَ لاَ يَتَوَضَّؤُونَ.

رَوَاهُ أَبُو دَاوُد وَ التِّرْمِذِيُّ إِلاَّ أَنَّهُ ذَكَرَ فِيهِ: يَنَامُونَ بَدَلَ يَنْتَظِرُونَ الْعِشَاءَ حَتَّى تَخْفِقَ رُؤُوسُهُمْ

317 – Передают со слов Анаса, сподвижники Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, ждали ночной намаз, так что клевали носами, затем совершали намаз, не совершив омовения[ Абу Дауд (200), Тирмизи (78)]. Но Тирмизи сказал: «спали», вместо «ждали ночной намаз, так что клевали носами» [Также хадис привел Муслим ].

Шарах

Сказал Хаттаби: «В этом хадисе указывается на то, что сам сон не является действием нарушающим омовение»

«Аун мабуд шарх Абу Дауд».

813-وَ عن ابن عباس رضي الله عنه قال: قال رسول الله صلى الله عليه و سلم: "إِنَّ الْوُضُوءَ عَلَى مَنْ نَامَ مُضْطَجِعًا، فَإِنَّهُ إِذَا اضْطَجَعَ اسْتَرْخَتْ مَفَاصِلَهُ"رَوَاهُ الترمذي و أبو داود

318 - Передают со слов ибн Аббаса, что он сказал: Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует сказал: « Омовение обязательно тому, кто спал лежа, так как если он ляжет расслабляются его суставы» [ Тирмизи (77), Абу Дауд (202)].

Шарх

Хадис слабый. Сказал Зайла'и (ханафитский учёный, написавший книгу «Насбур-рая фи тахридж ахадис хидая» «Водружение знамени в проверке хадисов Хидая»): «Не известен в этом виде». Это выражение Зайла'и использовал для обозначения слабых хадисов [Хадис считали слабым Ахмад, Бухари, Абу Дауд, Тирмизи и другие].
Имеется разногласие ученых нарушает ли сон омовение или не нарушает? И если нарушает как нужно уснуть, чтобы оно нарушилось.
Газымабади в шархе Абу Дауда привел 9 мнений. Шаукани в «Найлуль автар» привел 8 мнений.

  •  Сон омовение не нарушает вообще. Довод: хадис, в котором сказано, что сподвижники ждали намаз и спали, затем вставали на намаз, не совершив омовения.
  •  Сон нарушает омовение в любом случае. Довод, хадис Сафвана ибн Ассаля. В нем приводится слово النوم сон. Что означает сон вообще. А также он стоит рядом с калом и мочой. Сказал Навави: это мнение Хасана Басри, Музани, Абу Касима Убейда ибн Салляма, Исхака ибн Рахавейха. И это одно из мнений Шафии, а также мнение ибн Мунзира. Приводится со слов ибн Аббаса и Абу Хурайры. Сказал ибн 'Аббас: «Совершение омовения обязательно каждому кто уснул, кроме тех кто задремал» [ Абдураззак, 479; ибн Аби Шейба 1/133) ].
  •  Глубокий, долгий сон нарушает, короткий сон не нарушает. Сказал Навави: это мнение Зухри, Рабиа, Аузаи, Малика и одно из мнений Ахмада. Довод: хадис Анаса (317). Сказал Сангани в «Субуль салям»: они говорят, что сон сам не нарушает, а всего лишь причина. Но они не привели границу между долгим и коротким сном.
  •  Если будет спать лежа, нарушается, если будет спать в одном из положений, намаза не нарушается, даже если будет не в намазе. Это мнение Абу Ханифы, Дауда. Доводы: хадис ибн Аббаса, а также слова Умара, приводимые у Малика «Если один из вас уснет лежа, пусть совершит омовение». А также хадисы, где сказано, что у уснувшего в намазе омовение не нарушается. Приводится со слов ибн 'Аббаса, что он видел, как Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, уснул, находясь в земном поклоне так, что был слышен его храп. Затем он встал и продолжил совершение намаза. Ибн Аббас сказал ему: «О, Посланник Аллаха, поистине ты уснул». Он, да благословит Его Аллах и приветствует, ответил: «Поистине совершение омовения становится обязательным только тому, кто уснул лёжа...» [Тирмизи]. Хадис слабый. В его иснаде (цепочке передатчиков) имеется человек, которого большинство ученых хадиса считают слабым в передаче хадисов. Абу Дауд, Бухари и Албани не приняли этот хадис к действию.
  •  Омовение нарушается только во время поясного и земного поклонов. Сказал Навави: Это приводится со слов Ахмада.
  •  Омовение нарушается только в поясном поклоне. Сказал Навави, что это мнение Ахмада.
  •  В намазе омовение не нарушается, а вне намаза нарушается.
  •  Если будет спать сидя на ягодицах, не нарушается. Сказал Наваи: это мнение Шафии, который считал, что сон лишь повод для нарушения омовения. Сказал Шаукани: это более близкий мазхаб к истине, и он объединяет доводы.
14, Прикосновение к половому органу
12, Мази и мани
 

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://hutba.org/