Хукм мн.ч. ахкам (араб. أَحْكَامٌмн.ч. حُكْمٌ) происходит от глагола حَكَمَ (судить; выносить решение; сдерживать, удерживать) и означает – власть; суд, суждение, решение; запрещение.

В терминологии шариата хукм – это обращение законодателя, имеющее отношение к действиям[1] мукалляфа[2], с требованием[3], представлением выбора[4] или установлением[5].

اَلْحُكْمُ فِي الْاِصْطِلَاحِ: "هُوَ خِطَابُ الشَّارِعِ الْمُتَعَلِّقُ بِأَفْعَالِ الْمُكَلَّفِينَ اقْتِضَاءً أَوْ تَخْيِيراً أَوْ وَضْعاً".

Аллах сказал: «Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого». Сура: Юсуф (40).

وقال تعالى : "إِنْ الْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ أَمَرَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ". سورة يوسف 40.

Аллах сказал: «Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?». Сура: Трапеза (50).

وقال تعالى : "أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنْ اللَّهِ حُكْمًا لِقَوْمٍ يُوقِنُونَ". سورة المائدة 50.

Аллах сказал: «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью». Сура: Женщины (65).

وقال تعالى : "فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا". سورة النساء 65.



[1] Действия охватывают как внешние деяния органами тела, так и деяния сердца как искренность. И делятся на пять видов: обязательные, желательные, позволительные, нежелательные и запрещенные.

[2] Взрослый разумный мусульманин ответственный за исполнение обязательств религии.

[3] Требование имеет четыре вида: 1-Категоричное требование исполнения (иджаб – вменение в обязанность). 2-Некатегоричное требование исполнения (надб - желательность). 3-Категоричное требование оставления (тахрим - запрещение). 4-Некатегоричное требование оставления (караха – нежелательность).

[4] Позволительные дела (мубахат), в которых шариат оставляет право выбора исполнения или оставления за рабами.

[5] Деяния, которые шариат связал с причиной, условием, преградой или недействительностью. Например: причина, как заход солнца для обязательности вечерней молитвы. Условие, как омовение для молитвы. Преграда, как убийство наследником своего завещателя, которое становится преградой для наследования его имущества. Недействительность, как неисполнение условий или обязательных действий поклонения.